Темы: Имена детей, Воспитание детей, Еврейская женщина, Дети, Виктория Фридман
Ув. консультант! Помогите решить возникшую в моей семье проблему. В этом году я вышла замуж за сефардского еврея. Сама я ашкеназская еврейка. До этого оба были в разводе (у меня сын, и у мужа сын от предыдущих браков). Сейчас я в ожидании ребенка. Уже известен пол — девочка. 3 года назад я потеряла дорогого мне человека — маму, от внезапной болезни. Маме было всего 50 лет. Хотела назвать дочку в честь мамы. Правда, у мамы имя русское, но хотели создать похожее израильское. Свекровь сказала, что нехорошо называть в честь человека, который относительно рано ушел от болезни. С трудом я согласилась. Мы начали подбирать имя и пришли к одному варианту, но свекровь настаивает на имени чисто еврейском. Мы люди соблюдающие традиции, святость субботы и праздники, но не религиозные. Дочке я хочу дать имя международное. Есть ли запрет на это по иудаизму? И как уладить спор со свекровью? Я её люблю, но не могу уступить, так как свойство её характера, не только по отношению ко мне, что за ней последнее слово. А я не могу назвать такого долгожданного ребенка (разница с моим сыном 12 лет) именем, которое кто-то пытается мне навязать. Заранее благодарю. С уважением, Р.
Уважаемая Р.!
Существуют разные традиции выбора имени для новорожденного.
Скажем, у ашкеназских евреев право выбрать имя предоставляется по очереди матери и отцу ребенка: первому ребенку дают имя по выбору матери, второму — по выбору отца и т.д. Но это в случае, если в семье принято давать ребенку имя в память о ком-то из умерших членов семьи. Тогда получается, что «увековечение» имен распределяется среди родни «равномерно».
У сефардов, насколько мне известно, отец имеет какие-то преимущественные права, но точно я этого не знаю.
При этом надо понимать, почему существует обычай давать имя ребенку в память об ушедшем, какую связь между поколениями он устанавливает или сохраняет, что именно хотят передать ребенку, давая такое имя.
Давать имя ребенку в честь человека, рано ушедшего из жизни, действительно избегают, если только это не человек, погибший от руки врагов еврейства.
Иногда, если возникают сомнения, советуются с раввином. Бывает, что мать или отец советуются со своими родителями о том, чьим именем назвать нового члена семьи.
В наше время, по моим наблюдениям, имя ребенку довольно часто выбирают вне списка «внутрисемейных» имен, особенно в семьях баалей-тшува.
Но, так или иначе, право выбрать имя принадлежит только и исключительно отцу и матери, которые, конечно, должны прийти в этом вопросе к согласию (если они не соблюдают очередность). Родные могут высказывать пожелания, советовать, но не вмешиваться категорически и не обижаться. Если Вы дадите свекрови почувствовать, что в решении этого вопроса вы с мужем — главные и вариантов нет, она, я думаю, ослабит нажим. Просто скажите: придет время — выберем (подразумевая — мы сами). И все. И прекратите разговоры об этом до поры до времени.
Теперь — насчет международного имени. Нет, насколько я знаю, запрета на это нет. Я принадлежу к поколению людей, родители которых носили еврейские имена, а детям дали — нееврейские. В СССР, где многие из нас родились и выросли, даже те, у кого были еврейские имена, переделывали их на русский (в основном) лад, для собственного спокойствия и для удобства окружающих. И в других странах порой евреи носят свое имя в двух вариантах: одно — еврейское, в документах или для домашнего пользования, другое — публичное, для общения.
Так что запрета как будто бы нет. Но все мы помним и знаем, что вышли из египетского рабства и существуем как народ благодаря тому, что наши предки проявили стойкость и, сотни лет находясь в Египте, не изменили ни своей «национальной» одежде, ни своим еврейским именам.
С уважением, Виктория Фридман
P.S. Важно добавить, что по еврейским обычаям имя родители не разглашают до родов (тогда и проблем с обсуждением не будет…)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его