Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
"Русская" революция - цепная реакция продолжается...

В 1972 году, когда рав Ицхак Зильбер приехал в Израиль, в Иерусалиме практически не было ни одного бааль тшува из России. Постепенно, единицами, стали появляться баалей тшува, и к началу массовой алии появились десятки «русских» бней Тора и преподавателей Торы, многие из которых в последствии стали видными фигурами русскоязычного еврейства.

Однако этот период, до начала массовой алии, можно назвать «периодом одиночек».

В конце 80-х, как результат массовой алии, сотни молодых русскоязычных евреев начали обучение в ешивах, и к 2000 году возникла уникальная ситуация, когда в Эрец Исроель появилось несколько сотен «русских» бней Тора — прошедших обучение 7—10 лет в лучших американских, европейских, израильских ешивах. Естественно, что многие из них являлись либо учениками, либо учениками учеников лидера движения за возвращение к тшуве русскоязычных евреев рава Ицхака Зильбера.

Много русскоязычных организаций внесли неоценимый вклад в воспитании и приобщение к Торе «русского» еврейства. Прежде всего, это ешива «Швут Ами», под руководством рава Элиезера Кугеля, московская ешива «Торат Хаим», «русские» отделения ешивы «Ор Самеах», «Махон Лев», «русские» группы в «Атерет Исроель» и «Ха-Ран», «Шавей Гола», ешива «Двар Иерушалаим», женские программы «Бейт Ульпана» и «Неве Иерушалаим». Нужно отметить очень важную деятельность центров «Маханаим», «Ор-Авнер», «Шамир», «Шаарей Цион», «Эш аТора», школ «Шуву». Трудно перечислить все существующие программы и проекты, и еще более трудно перечислить лично всех, кто принимал в них активное участие.

Как результат их работы к концу 90-х появилась возможность использовать для просветительской деятельности сотни и сотни молодых аврехим и лекторов.

Этот период, с конца 80-х до конца 90-х годов, можно назвать «периодом сотен».

В этой ситуации и появилась общественная инициатива «Толдот Йешурун».

Организация была создана Авраамом Коэном под духовным руководством рава Ицхака Зильбера. Раввином первого вечернего колеля стал рав Бен-Цион Зильбер, а Йуда-Лейб Аврех организовал помощь на сбор средств для стипендии аврехим.

Первоначально это был хеврутный колель в иерусалимском районе Санедрия Мурхевет в синагоге «Эзрат Тора», куда пришли первые 5 пар учеников. Через несколько месяцев в колеле училось уже 50 еженедельных хаврут-пар между учениками ешив и «русскими» евреями.

Количество учеников колеля стремительно росло, и посыпались просьбы об открытии учебных программ в других местах. Через короткое время под руководством рава Нохума Офмана появилась вечерняя программа в городе Бейтар Илит. В этом городе по вечерам русскоязычные аврехим начали учиться со своими товарищами, работающими в первой половине дня.

В Неве Якове и Бейт Шемеше под руководством активистов «Толдот Йешурун» Исроеля Манна и Иосифа Щупака «отпочковались» еще два новых колеля.

Так пошла «цепная реакция».

Сегодня колели «Толдот Йешурун» работают в Тель-Авиве, Хайфе, Беер Шеве, Натании, Ришон Леционе, Нетивоте, Модиине и других местах массового проживания репатриантов из бывшего СССР.

Параллельно с программами для мужчин Толдот Йешурун создал сеть уроков для женщин под руководством дочери рава Ицхака Зильбера, рабанит Хавы Куперман.

Таким образом, вечерняя учебная программа в Санедрии стала «теплицей» для выращивания лидеров русскоязычной общины Израиля, так как многие из руководителей региональных программ «прошли практику» в Санедрии, где уроки вели сами рав Ицхак Зильбер и рав Бен-Цион Зильбер.

Условно этот период можно назвать периодом формирования единой, общеизраильской учебной сети на русском языке — ведь в рамках «Толдот Йешурун» сегодня работает сотни русскоязычных преподавателей Торы и лекторов!

Подводя итоги первых лет работы «Толдот Йешурун» можно сказать, что три главных принципа на которые мы опираемся в своей работе, во многом повлияли на успех деятельности:

Первый — личный контакт.

— Все строится на основном принципе передачи Торы, использованном нашими предками из поколения в поколение, — хевруты, т.е. учебные пары.

Второй — руководителями всех программ стали выходцы из бывшего СССР, для них понятны и близки люди, с которыми они занимаются, их нужды и чаяния.

Третий — руководители наших программ не являются наемными работниками. Они сами собирают средства, и самостоятельно управляют бюджетом, получая от «Толдот Йешурун» в основном методическую и организационную помощь, а так же финансовую помощь на первом этапе, или небольшую ежемесячную процентную поддержку, как правило до 50%, иногда чуть больше, иногда чуть меньше.

Теперь мы можем говорить о возникновении условий для четвертого этапа развития «русского» религиозного сообщества. Это окончательное формирование русскоязычной общины Израиля. В настоящее время возникают не только новые учебные программы, но и миньяны, синагони, гмахи, общины. Готовятся к строительству несколько зданий для синагог, появляются новые печатные издания на русском языке, открываются детские сады и т.д.

«Цепная реакция» продолжается!


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»