Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как поступают с идеей, которую не могут понять? Как поступают с явлением столь абстрактным, настолько выходящим за пределы нашего воображения, что разум оказывается бессилен воспринять его?

Можешь ли ты исследованием найти Б-га?

Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?

(Иов, 11:7)

Вопрос, заданный Иову, представляется очень трудным. Поэтому начнем с более простого: что такое Б-г? Этот вопрос, возможно, также кажется трудным, однако в действительности он настолько прост, что ответ на него знает даже ребенок. Что такое Б-г? «Б-г» — это слово. Слово, имеющее огромное значение, несущее в себе глубочайший смысл. И все-таки, нельзя не признать, что «Б־г» — это слово.

С другой стороны, слово — это нечто большее, нежели случайный набор звуков. За каждым словом стоит какой-нибудь предмет, или идея, или понятие, и, произнося слово «Б-г», мы говорим о чем-то, о некоей реальности. Вот только что это за реальность? Что именно мы подразумеваем, произнося это слово — «Б-г»?

Есть немало слов, которые довольно трудно понять, если начать докапываться до их смысла. Давайте, для примера, разберем слово «ничто». «Ничто» — это тоже слово. Но что такое — ничто? Как оно выглядит? Что возникает перед нашим мысленным взором, когда мы пытаемся вообразить ничто? Какое оно — может, черное? Но в таком случае, это уже не ничто, это — чернота. Один великий мыслитель сказал: ничто — это то, что вы видите позади своей головы. Ну-ка, взгляните. Что вы видите позади своей головы, не оборачиваясь? Ничего.

Теперь, зная, как «ничто» выглядит, можно задать следующий вопрос: существует ли ничто? Есть ли в действительности такой предмет — ничто? Если нет, если ничто — не предмет, стало быть, мы не можем с полным основанием утверждать, что оно существует, — по крайней мере, в обычном понимании слова «существует».

Но существует ли ничто? Здравый смысл подсказывает, что да. В конце концов, прежде чем возникло нечто, было ничто.Прежде, чем Б־г сотворил мир, не было ничего, — то есть, ничего, кроме Б-га.

Изобразить ничто очень трудно. Однако представить себе Б-га еще труднее; изобразить его еще более невозможно. В классическом труде по Каббале, «Тикуней Зоар», приводятся слова пророка Илии, обращенные к Б-гу: «Никакая мысль не способна постигнуть Тебя». Великий хасидский учитель, рабби Шнеур Залман из Ляд, разъясняет эту мысль. Он пишет, что человеческий разум не создан и не приспособлен для понимания Б-га. Подобно тому, как вы не можете ухватить рукою мысль, вы не можете уловить разумом — Б-га. Никакая рука, какой бы сильной и большой она ни была, неспособна уловить даже самую простую мысль; точно так же никакой разум, никакая мысль неспособна постичь Б-га.

Как поступают с идеей, которую не могут понять? Как поступают с явлением столь абстрактным, настолько выходящим за пределы нашего воображения, что разум оказывается бессилен воспринять его? Прежде всего, ему дают название. Затем пытаются представить себе, каким образом оно влияет на нас. Пробуют установить с ним какие-то взаимоотношения. Именно так человек и поступил с Б-гом: он Его «сотворил».

Нам не дано постичь даже простейшее в Б-ге. Тем не менее мы говорим с Б-гом, обращаемся к Б-гу, молимся Б-гу. Мы знаем, что существуют некие взаимоотношения между Б-гом и миром, что Он продолжает поддерживать и хранить вселенную. И мы изобретаем слово — «Б-г». Мы создаем образ, понятие, — и говорим, что это Б-г. Но истинный Б-г, истинный Творец вселенной, Бесконечная Сущность, — настолько далеко за пределами нашего разумения, что мы не можем даже приблизиться к Его пониманию; мы не можем даже дать Ему верное имя.

Библия начинается словами: «Бэрешит бара Элоим эт а-шамаим вээт аарец» — «В начале сотворил Б-г небо и землю». Слово «Б-г» в Библии — лишь третье по счету. Ему предшествуют «бэрешит» — «в начале» — и «бара» — «сотворил». В книге «Зоар» задается чрезвычайно глубокий вопрос, связанный с этим первым стихом Торы: почему она не начинается иначе — «Б-г сотворил небо и землю в начале»? Ведь Б-г — важнейшее понятие в Торе, так почему же Он упомянут не первым?

«Зоар» так отвечает на этот вопрос: до начала — то есть, до сотворения мира — имя Б-га употребляться не могло. Оно не могло употребляться потому, что его не к чему было применить, не было ничего, или же было то самое «ничто», которого не в силах постичь человеческий разум. Сотворение мира явилось своеобразной зацепкой для человека: без нее не могло быть ни понятия Б-га, ни Его имени.

Это понятие обнаруживается в известном гимне «Адон Олам»*:

Владыка Мира, царствовавший Еще прежде, чем что-либо было сотворено;

В тот миг, когда все возникло по воле Его, — Он был наречен своим именем — Царь.

Б-г всегда был Царем, даже до сотворения мира. Но что такое Царь без подданных? Можем ли мы постигнуть это явление или дать ему имя? Таким образом, хотя Б-г был Царем еще до сотворения мира, имя «Царь» невозможно было употреблять до тех пор, пока мир не был сотворен и пока у Него не появились подданные.

Б-г существовал до сотворения мира, задолго до того, как первый человек начал мыслить. Но именно человек создал понятие и придумал слово в тщетном стремлении постичь непостижимое, объять необъятное, уловить неуловимое.

Порою люди создают себе ложных богов; оттого, что боги эти — ложные, люди не могут в них верить и отрицают их. Можно наивно вообразить себе Б-га этаким старцем в небесах, непременно — с длинной седой бородой, а затем отвергнуть этот образ. Однако прежде, чем отрицать Б-га, человеку следует разобраться, в какого именно Б-га он не верит. Что это за Б־га он себе создал, ежели сам в него не может поверить? Может, Б-г — это Мэри Поппинс, сказочная фея, способная сделать мир совершенным за одну ночь? У человека есть все основания отрицать такое божество при виде всего зла, существующего в мире. Быть может, его бог — какой-нибудь борец за права человека, или пламенный либерал, или верный сторонник существующей системы? Такой бог, потерпев неудачу в составлении всеобъемлющей программы, также заслуживает, чтобы его отвергли.

Однако, если вы искренне стремитесь проникнуть в глубины понимания, если разум ваш честно трудится в поисках смысла, то вы можете постепенно начать приближаться к истине. Вы можете сотворить такого Б-га, в которого сумеете уверовать. Взрывайте глубины бытия, задавайте предельные вопросы: зачем существует мир? Зачем существует человек? Для чего в жизни существует смысл? Если в ответах на эти вопросы вы обнаружите Б-га, — значит, вы открыли Б-га, «сотворенного» вашими праотцами, — Б-га Авраама, Б-га Исаака, Б-га Иакова.

Но если вам не удается открыть Б-га таким образом, если Б-г, сотворенный вашими предками, ничего для вас не значит, — ищите дальше. Исследуйте самые потаенные

глубины своей жизни, источник вашего бытия, все то, что действительно вас волнует и занимает, то, что вы воспринимаете безоговорочно всерьез. Для этого вам, вероятно, придется забыть все традиционное, что вы слышали прежде о Б־ге, даже само это слово. Однако если вы знаете, что Б-г стоит за всем сущим, за всеми животрепещущими проблемами, за всем, что составляет нашу жизнь, — то вы уже знаете о Нем немало. Вы сотворили Б-га, который что-то значит для вас, Б-га, который способен сделать ваше бытие более полным.

Это Б-г, которого вы не сможете отрицать. Вы не сможете называть себя агностиком, или атеистом, или неверующим. Вы не сможете утверждать, что жизнь лишена глубины, что сама по себе жизнь поверхностна и иллюзорна. Вы не сможете думать: «Мое существование лишено смысла!»

Если бы вы пришли к таким выводам без колебаний, без поисков, — вы были бы атеистом. Однако сейчас это не так. Если жизнь в ваших глазах имеет значение и смысл, значит, вы уже создали Б-га, который и придает вашей жизни смысл. И Б-г, созданный вами, есть лишь один из аспектов истинного Б-га — бесконечного, неведомого, ненареченного.

В начале было ничто — и Б-г. И Б-г не мог быть постигнут; Он не мог даже быть назван. Тогда Б-г создал человека и, таким образом, Он создал смысл, глубину и жажду познания. И тогда уже человек оказался способен сотворить Б-га.

Так было в начале. Однако Б-г продолжает творить мир и заботиться о нем. А человек, в свою очередь, продолжает творить Б-га. Ну, а теперь поищите в своей душе. Какого Б-га вы себе сотворили?

* «Владыка мира».


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»