Из цикла «Даат тфила», темы: Речь, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Руководитель (דבר, дабар) один у поколения, и нет двух руководителей у поколения». (Санедрин 8). «Покорит (ידבר, ядбер) народы под нами, и нации — под нашими ногами» (Псалмы 47).
«Так как слово царя — власть» (Коэлет 8:4).
Выше объяснялось, что именно в руахе (духе) находится способность выбора человека. Руах управляет человеком во всех отношениях. В этом суть речи: управление. Речь руководит человеком: «Жизнь и смерть во власти языка».
Когда человек обращается к другому, сущность его речи — максимально точно выразить свои мысли и желания. Когда слова воспринимаются слушателем и делают свое дело, они руководят им. Так объясняет Маараль внутреннюю суть сопричастности слышания и речи, которую мы обнаруживаем в законе по поводу молитвы: «слушающий — как будто произносит сам». Слушающий, посредством своего правильного слушания, присваивает говорящему само название «говорящего». Говорящий произносит слова, которые руководят слушающим, и тем самым присваивают ему аналогичныый статус.
Легко понять, что как речь есть основная форма человека, так орган восприятия речи — ухо — важнейшее в его строении. Рабейну Йона так толкует стих: «Свет очей веселит сердце, добрая весть утучняет кость. Ухо, внимающее учению жизни, — в среде мудрых пребудет оно» (Притчи 15:30): «Глаз — важнейший орган, поскольку видит свет, радующий сердце. Но еще важнее ухо, ибо им слушают добрые вести, утучняющие кость — нет в кости ощущений, и утучнится она не от света глаз, но лишь от особого наслаждения. И так сказали мудрецы, что ухо важнее других органов. Если человек выбил другому глаз, платит цену глаза. Если сделал того глухим, платит полную его цену ».
Таким образом, понятно, что между говорящим и слушателем, которым он управляет, есть глубокая внутренняя связь: «Речь сама по себе — это “лицом к лицу”, поскольку она приближает к говорящему» (Маараль, Гур Арье).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.