Из цикла «Хешбон Нефеш», темы: Душа, Исправление качеств, Мусар, Хешбон Нефеш, Рав Мендель Лефин
Превозмоги себя в малозначимом, как в хорошем, так и в плохом, ибо ничто не должно лишать тебя покоя души.
Все время, пока сознание человека пребывает в покое, его мыслящая душа остается на своем посту и воздействует на мозг, являясь для него источником света[1]. И уже посредством мозга животная душа распространяет ясность знания на все тело, исполняет волю возвышенной души и передает ее повеление всем органам, пробуждая в человеке чувства и ощущения, как сказано в Писаниях: «Свеча Г-спода — душа человека, исследует все тайники чрева»[2]. В состоянии покоя люди сохраняют свободу выбора и, располагая временем, властвуют над своим духом, глубоко задумываясь над тем, как привести в движение свою животную душу или, наоборот, остановить происходящие в ней процессы, дабы удостоиться блага и в этом, и в Грядущем мире[3]. Но в час, когда сознание человека пребывает в смятении и во мраке, скованный ужасом, он теряет способность мыслить, и в час бедствия его осиротевшая животная душа оказывается опустошенной и беспомощной[4]. Она погружается в дремоту и лень и погрязает во зле, от которого нет спасения, либо над ней обретает власть злой дух, который волочит ее по кочкам и терниям, пока она не окажется на дне темной пропасти.
В землях Американского континента водятся змеи, которые охотятся на маленьких птиц. Птичка летает в небе и садится отдохнуть на ветвь дерева, змея видит ее издалека, подползает к дереву и разевает пасть, дабы ее заглотить. Птица тоже видит змею, но вместо поиска пути спасения переполняется страхом, ужас сковывает ее, она приходит в оцепенение и легкой добычей падает в пасть змеи. Подобное происходит с юношей, лишенным сердца. Когда он приближается к дому блудницы, в его сознании бушует ураган, и, охваченный страстью, он ускоряет свой шаг, как сказано: «Он, как птица, спешит в западню, не зная, что это гибель для его души»[5].
Необходимо приложить все силы, чтобы уберечь этот драгоценный источник света, защитить его сильной рукой и сохранить от исчезновения. Это качество — покой души — спасает человека от множества несчастий и поддерживает в час бедствия. Однако это важнейшее духовное свойство подвержено множеству тяжких болезней[6]. Некоторые люди приходят в смятение под влиянием любого неожиданного события, вызывающего в них либо страдание, либо, наоборот, удовольствие. Более того, существуют люди с неустойчивым сознанием, и любое происшествие, выходящее за рамки привычного, смущает их разум. Например, некто может полностью лишиться покоя при малейшем изменении обстановки в своем доме или, тем более, в непривычном для него окружении, либо при необходимости выступить перед собранием незнакомых ему важных людей. Таких «больных» необходимо лечить исправлением их духовных качеств и для обретения покоя души предписать им тринадцать основных принципов Мусара[7].
Мы немного коснулись причин, вызывающих смятение в сознании человека. И хотя основной источник для их изучения — раздел Мусара об обретении возвышенных духовных качеств — не связан с аспектами исправления характера, о которых мы сейчас говорим, — все же всегда необходимо исследовать суть болезни и ее корень в душе, чтобы найти подходящее лекарство для ее исцеления. Ведь в большинстве случаев недуг нельзя излечить иначе, как в результате долгого труда; и никакой другой путь не приведет к желаемому результату, а иногда даже может причинить вред.
Например, один военачальник добивается больших успехов в армейской службе, задействовав недостойные черты своего характера: гордыню и зависть к достижениям сослуживцев, но другой может прийти к тому же благодаря возвышенным качествам и любви к своему народу. И вот один полководец стоит во главе своего войска под шквальным смертоносным огнем, но с ясным и незамутненным рассудком ведет сражение, как будто в полном спокойствии души заседает в своем штабе. Однако этот генерал, дух которого не сломить никаким страхам и физическим опасностям, может испытать смятение и панику, если нечто затронет его эго, гордыню, вызовет зависть или опасение за свой престиж и личные интересы. Не такими были наши великие мудрецы прежних поколений, благословенной памяти, с дней своей юности уверенные в спасении Г-сподом соблюдающих Его волю[8].
Встречаются люди, которые могут испытывать ужас и смятение души из-за ночных страхов. Если животное трется о стену дома, им мерещится землетрясение; вкрадчивая поступь кота воспринимается как шум шагов ночных грабителей, а придорожное дерево кажется им Сатаном с крыльями[9]. Каждое легкое дуновение ветра порождает в них страхи, заставляющие их сердца настолько учащенно биться, что они даже могут лишиться чувств. Чтобы избавиться от чрезмерной мнительности, необходимо, не теряя времени, изучить и исследовать каждый конкретный случай, пока воображение не успело подчиниться обманчивым иллюзиям[10]. Некоторые впадают в панику даже при столкновении с совсем небольшими трудностями. Это лишает их выдержки и самообладания, вызывает немедленный гнев и приводит к раздорам в семье. В результате все их начинания претерпевают неудачу. И тогда все свое время люди посвящают исправлению испорченного, и все их дела стоят на месте. Для решения этой проблемы необходимо обрести покой души, ясность мышления и стремиться к порядку, о чем мы будем говорить далее[11].
[1] «Кто достоин называться царем? Тот, кто возвысился качествами своей души, глубиной знания и силой мышления, — так что он неподвластен влиянию окружения, и его не сгибают ветры, веющие со всех сторон. Обретение истинного величия дается человеку большим трудом, ведь по своей природе он восприимчив к влиянию окружения. Его душа подчинена мнению большинства… Истинным царским величием обладает только достойный человек с непоколебимым сердцем и мощным разумом. Только такое царство сохраняется навечно. Такое царство мы ждем и надеемся, что в будущем оно будет править Израилем в своем прежнем великолепии!» (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Царство»).
[2] Мишлей 20:27.
[3] «Радость в сердце человека, удовлетворение и покой его души — это и есть величайшее счастье и истинное благо, которого он может достичь уже в этом мире. И тогда он увидит, что весь мир наполнился для него светом, и будет радоваться своему уделу. Это и есть истинные благословения, которые человек обретает согласно обещанию Торы: “Благословен ты в городе и благословен в поле, благословен при входе и благословен при выходе” (Дварим 28:6)». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 1, гл. 13).
[4] Пророк Ирмеягу заранее предупреждал о наступлении тьмы в мышлении и духовной жизни людей после разрушения Иерусалимского Храма: «Воздайте славу Г-споду, вашему Б-гу, пока еще не наступила тьма и ваши ноги не споткнулись о горы мрака; и вы будете надеяться на свет, но он превратится в тень смерти, обратится в непроглядную тьму» (Ирмеягу 13:16). — Примечание редактора.
[5] Мишлей 7:23.
[6] «Мудрецы прежних поколений говорили, что не только тело, но и душа может быть здоровой или больной. Признак здоровой души человека — постоянно творимое им добро, а проявление болезни души — в беспрестанных злодеяниях. Когда люди узнают о своих физических болезнях, они обращаются к врачам, которые ставят им диагноз и назначают необходимое лечение. Так же и человеку с больной душой следует обратиться к мудрецам Торы — врачевателям душ… И они излечат его душу исправлением ее качеств». (Рамбам, Шмона Праким, гл. 3).
[7] «Рав Симха Зиссель Зив Бройде (Саба из Кельма), благословенной памяти, указал, в чем люди обычно заблуждаются: “Им кажется, что если их жизнь горька в этом мире, то за это им воздастся благом в мире Грядущем. Однако это не так. Если, например, человек едет на свадьбу или на другое торжество, он радуется еще до того, как прибудет на место, во время самой поездки. И если человек в этом мире устремлен к благу Грядущего мира, его сердце должно радоваться уже сейчас! Если же человек не испытывает радости в своей жизни, ему следует беспокоиться и о своем будущем”. Слова нашего учителя соответствуют мнению мудрецов о смысле стиха “счастлив ты и благо тебе” (Авот 4:1) — твое счастье в этом мире — знак того, что тебе уготовано благо в Грядущем мире». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 1, гл. 13).
[8] «Упование на Всевышнего — это духовная сила, заложенная в природу мироздания. Если человек обретет это качество, то с его помощью сможет добиться желаемого. Поэтому если человек удостоится укоренить в себе упование на Б-га, что является основным средством достижения цели, и захочет воспользоваться этим качеством даже для совершения греха, он достигнет успеха». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Ибо все, на Небесах и на земле… часть 3»).
[9] Наш учитель (Саба из Кельма) часто повторял: «Храни беспорочность и следи за прямотой, ибо будущее этого человека — мир» (Теилим 37:37). И действительно, мы убедились, что путаница в мыслях связана преимущественно с размышлениями о далеком будущем, когда человек пытается прогнозировать, как ему поступить и что предпринять, чтобы будущее сложилось так, как он рассчитывает. Ведь размышления о происходящем сейчас очень редко влекут за собой путаницу: если все детали у человека перед глазами, он, как правило, знает, как поступить, и размышление о них не ведет к смятению — наоборот, оно делает мысль проницательнее, а дух — тверже. Но если события еще не произошли, невозможно узнать, как ими управлять и что делать. Поэтому неясность в мыслях связана преимущественно с переживаниями о смутном будущем, потому что здесь невозможно установить истину, пока будущее не станет настоящим. И поэтому множество людей страдает от неприятных и досаждающих мыслей, омрачающих дух и запутывающих разум. Но мы обнаружили лекарство, способ излечить эту болезнь, — вот только воспользоваться им могут лишь мудрецы, постигшие мудрость и Мусар; тем же, кто не мудр, оно не станет доступно. Это лекарство начинает действовать, если человек принял себе твердым непреложным правилом во всех своих делах и на всех путях, как в области духовного, так и в отношениях с другими людьми, — непреложно и изо всех сил придерживаться требования стиха Писаний, который часто повторял наш учитель: «Храни беспорочность и следи за прямотой. Следи за тем, чтобы твои поступки были беспорочны и прямы, не ищи хитростей и уловок, даже если они могут принести большую выгоду, храни беспорочность и прямоту, не отклоняясь от истины ни вправо, ни влево, и будь уверен, что будущее такого человека — мир». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 11).
[10] О возвышенном человеке сказано в Теилим: «Тот, кто пребывает в тени Всемогущего», — это человек, связывающий свои мысли с Творцом и пребывающий в Его тени. Таким человеком Б-г управляет под именем «Всемогущий»: «В тени Всемогущего он будет пребывать». Поэтому «Он не убоится ночного страха, стрелы, летящей днем… Падет слева от тебя тысяча и десять тысяч — справа от тебя, тебя же они не коснутся… Не случится с тобой несчастья, и поражение не приблизится к твоему шатру… Пройдешь по могучему льву и ядовитой змее, раздавишь молодого льва и крокодила. Ибо Меня он желал, и Я спасу его, Я подниму его, ибо он постиг имя Мое» (Теилим, гл. 91). — Примечание редактора.
[11] «Наша цель в служении Всевышнему усилить доброе побуждение, святость и непорочность мышления, а также отдалить дурное побуждение — влияние нечистоты и страстей. Согласно обоим подходам, успех на этом пути зависит от телесной стороны человека и состоит в поддержании ее полезной духовной пищей — размышлениями о трепете перед Небесами и Мусаре, проистекающими из чистой Торы». (Рав Исраэль Салантер, Послание Мусара).
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»