Из цикла «Хешбон Нефеш», темы: Страдания, Грех, Искупление грехов, Мусар, Смирение, Хешбон Нефеш, Терпение, Рав Мендель Лефин
Слава Всевышнего в сотворенном Им мире раскрывается тремя признаками: беспредельным могуществом, высшей мудростью и безграничным милосердием. Б-жественная слава наполняет все Творение, и нет в мироздании ни одной мельчайшей частицы, у которой не было бы своей основы, созданной чудесной высшей мудростью из различных элементов и веществ[12]. Более того, каждая частица не остается навсегда в своем неизменном виде, поскольку происходит беспрерывное преобразование всех ее составляющих. Их структура распадается, и они соединяются между собой по-новому, в результате чего уже в следующее мгновение образованная из них частица утрачивает прежнюю форму, природу и сущность и обретает новую. Процесс такого изменения цикличен, и нечто одно всегда восполняет другое. Все элементы Творения постоянно изменяются, как сказано в Писаниях: «Все утомляет, и никто не сможет пересказать, — не насытятся очи тем, что видят, не переполнятся уши тем, что слышат»[13]. Тем не менее мироздание продолжает свое существование, и по воле Творца так было всегда, как сказано: «Поколение уходит и поколение приходит, а земля пребывает вовеки»[14]. Материальная составляющая этого вопроса подробно изучается науками естествознания. Нам доступно постижение совершенства Б-жественного могущества и мудрости, хотя среди неодушевленных предметов и растительности мы не можем увидеть все это с полной ясностью[15]. Однако в мире живых существ милосердие Всевышнего раскрывается явным образом, и в животной и мыслящей душах видны чудеса высшей мудрости и неограниченная Б-жественная милость: «И узрели они Б-га Израиля, и под ногами Его подобие кирпича из сапфира и как сами Небеса в чистоте»[16].
Милость Творца к Его творениям проявляется не только в том, что Своей простертой рукой Он дарует им бесконечное изобилие различных удовольствий, ласкающих ухо звуков, приятных ароматов и видов пищи, как сказано в Писаниях: «Ты даешь им — они берут, открываешь руку Твою — насыщаются благом»[17]. Человек, которого Г-сподь одарил способностью к пониманию и знанию, ежедневно находит безграничные возможности для преобразования, изменения и чудесного сочетания различных звуков, изображений, ароматов и видов еды. И даже из страдания люди научились извлекать для себя пользу и наслаждения, например, они изготавливают приправы из уксуса и перца, добавляя их к жирным и приторным видам пищи для блага своей животной души. Выше них — такие духовные наслаждения возвышенной души, как, например, оказание милости духу и плоти. Ощущение радости от созерцания Б-жественного совершенства, могущества и милосердия нам дают и достижения человека, и наблюдение за чудесами Творения в технике, физике, химии и уникальными процессами роста, развития растений и сложнейшим устройством тел живых существ, состоящих из множества различных органов[18].
Даже большинство страданий и болезней были даны людям не иначе, как с целью пробудить в них стремление к поиску лекарств и защиты от опасностей для всего тела в целом или различных органов в отдельности. При сильной боли, когда непрекращающееся мучение становится тяжелее смерти, Всевышний предусмотрел возможность уменьшить страдание с помощью привыкания к нему или лекарств, ослабляющих ощущение боли рецепторами нервной системы. У людей, которым часто случается тушить пламя свечей пальцами рук, грубеет кожа, и пальцы теряют изначально свойственную им чувствительность. В еще большей мере это касается тревоги и страхов, намного опережающих страдание, дабы побудить человека обратиться за советом к своей мыслящей душе и предотвратить бедствие еще до его наступления или устранить его сразу при зарождении, не дав ему развиться и проявиться в полной мере. Однако человек устроен так, что может влачить безответственное существование и игнорировать поступающие предостережения из-за своей лени или влияния страстей, укоренившихся в его животной душе, и поэтому часто попадает в сети внезапно и неожиданно обрушивающихся на него страданий[19]. Однако и в такой ситуации к нему обращено милосердие Всевышнего, дабы он смягчил свое несчастье раскаянием и осмыслением прежней жизни, когда он не был внимателен и не следовал совету своих учителей. Так боль усиливается и обостряется, но, благодаря этому, постижения сознания проникают в глубины души и в будущем уже не допустят подобного преткновения[20]. Раскаяние сохраняется в памяти дольше, чем страдание, поскольку оно пробуждается даже спустя длительное время после прекращения боли и выздоровления. Иногда сожаление приходит после совершения даже легкого прегрешения, и, проникая в глубины души, приносит страдание, тревогу и страх перед наказанием. Раскаяние является источником живых вод, предназначенным очистить нас от позорных пятен прежних грехов и стереть из наших сердец оставленные ими следы[21].
В большей мере это относится к тем, чьи тяжкие и страшные грехи не дают им покоя все дни их жизни. Грешники в отчаянии бродят по земле и публично каются в своих преступлениях. Совершившие убийство начинают испытывать душевные терзания; и нет им мира до тех пор, пока они не предстанут перед судом и не примут положенную им кару, и тогда искупится их преступление[22]. Когда грешники устраняют зло из среды людей, они удостаиваются искупления после своей смерти, как сказано в Писаниях: «Человек, отнявший кровь души, до ямы будет бежать, и не поддержат его»[23].
Все это касается совершения грехов, которых можно было бы избежать изначально, либо найти лекарство для исцеления от этих болезней. Но в отношении тяжких несчастий, которые случаются с нами так, что мы не можем от них спастись или защититься, Всевышний подготовил нам лекарство — качество терпения, предназначение которого — принятие душевного страдания. Терпение ослабляет ощущение боли, действуя как обезболивающее средство, которое влияет на всю нервную систему, как об этом сказано: «Душа человека выдержит его болезнь, а дух удрученный кто может снести?»[24] Поэтому мы должны исполнить волю Творца, благословен Он, изначально приложить все усилия для обретения положенного нам знания и понимания и внимательно следить за своими шагами, чтобы избежать беды. Но если все же, согласно Б-жественному Провидению, с нами случится несчастье, мы должны применить качество терпения — эту особую дарованную нам милость, дабы облегчить свое страдание и с любовью принять наказание от руки любящего нас и милосердного Б-га, и не терять уверенности в том, что испытание было ниспослано нам для нашего же блага[25].
Но горе избалованному человеку, который с детства не был приучен к терпению, — ведь если не сегодня, то завтра ему придется испить из чаши страдания, испытания или искупления, предначертанных людям в этом мире, как сказано: «Человек рождается для страдания, как искра — для взлета вверх»[26]. Восприятие боли и страдания у изнеженного человека сильнее, чем у большинства людей, и к тому же они усугубляются ощущением их бессмысленности, и это напоминает стенания невежды: «Ах, если бы я не поступил так… О, если бы со мной не случилось это… А если бы я еще на час задержался в том месте, то со мной не произошло бы этого несчастья…»[27] Однако Всевышний, благословен Он, не даровал пророческого видения каждому из нас и не повелел нам пользоваться чем-либо, кроме ясного понимания, которым Он наделил нас в Своем милосердии, но не позволил нам чрезмерно мудрствовать, как сказано в Торе: «Цельным будь с Г-сподом, твоим Б-гом»[28]. Ведь сетующий на страдания, ниспосланные Всевышним, и выражающий недовольство Его качествами получает за свой грех двойное наказание. Он испытывает адские мучения еще при жизни, пока горечь не проникнет глубоко в его сердце, и даже может потерять рассудок или умереть, проклиная Небеса, упаси Б-г[29].
[12] «Мы узнали, что мудрость трепета начинается с осознания человеком самого себя, своей истинной формы, души и тела. И нужно помнить, что Творение связано с Творцом, и насколько мы узнаем собственную форму, то есть форму человека как Б-жественного творения, настолько же познаем и благословенного Творца. Ведь слава благословенного Б-га связана с формой сотворенного Им человека, с его душой и телом». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 97).
[13] Коэлет 1:8.
[14] Коэлет 1:4.
[15] «В Своей мудрости и всемогуществе Всевышний исключил из природы человека трепет перед Небесами и страх наказания, но распахнул перед людьми врата надежды, даровав им способность раскрыть свои души для трепета перед Б-гом, если они устремятся к его обретению. Поэтому люди обладают свободой выбора: если они захотят жить, бессильно опустив руки, и дремать в бездействии, то будут соответствовать своей природе и останутся полностью лишенными трепета перед Б-гом. Они будут блуждать во тьме, и им не откроется путь Торы и заповедей. Но если они устремятся к трепету перед Небесами, мудрости и Мусару и приложат силы для обретения этого клада, то найдут его. Трепет перед Б-гом и Его Закон будут постоянно перед их взором, они укроются в “сени Его крыльев” и смогут исполнить все заповеди Торы». (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. «Врата света»).
[16] Шмот 24:10.
[17] Теилим 104:28.
[18] «Теперь же нам представляется своевременным поднять вопрос, который принесет большую пользу драгоценным юношам нашего народа. Мы поставим перед всеми мудрецами народов мира великий вопрос. Пусть они придут и сообщат нам свое решение, я же готов заплатить тому, кто даст на него ответ, тысячу золотых динаров (когда они у меня появятся). А вопрос наш таков. Мы видим, что весь мир создан для блага человека; в природе мира не найдется ничего (разве что в результате некоего случая), что было бы человеку во зло. Небеса, земля и все их воинство, от самых возвышенных до самых низших, — все служит благу человека. Моря и реки, горы и холмы, многочисленные металлы, растения, животные, птицы небесные и рыбы морские — все они созданы во благо человеку. Разнообразные яства и напитки — для пользы человека. Природа не лишена ничего из того, чего только может пожелать человек. Не перечислить всего, что сотворено для того, чтобы принести благо, дать наслаждение и порадовать душу. Сколь бесконечно многообразие овощей, фруктов и цветов, без которых можно было бы прожить и которые служат только для дарования человеку спокойствия мыслей и радости. Мы в этом явно наблюдаем великое Б-жественное Провидение, проявляющееся во всем и направленное на благо человека. Таким образом, весь мир, если не считать неких особых случайностей, — настоящий райский сад для людей.
И теперь возникает тяжелейший вопрос, который должен потрясти сердца людей. Почему Создатель, в Своей бесконечной мудрости и могуществе, не создал человека так, чтобы тот мог получать наслаждения от всех великих благ и изысканных удовольствий, которые были сотворены ради него? Почему Б-жественное Провидение и всемогущество иссякают, приблизившись вплотную к человеку? Может быть, исчерпалась мудрость и великое Провидение, прослеживаемое во всем мире, и человек сотворен так плохо, как только возможно, дабы пребывать все свои дни в страдании, боли, печали и тревоге, так что мы видим его всегда в телесных и душевных страданиях и несчастьях, и чудесные наслаждения, сотворенные ради него в мире, не достигают его иначе как через боль, печаль и тревогу. Почему произошло это великое зло? Ведь теперь все видится нам как будто сотворенным ради того, чтобы разозлить человека и отомстить ему, показав мир, полный сотворенных ради него благ, и сказать: “Посмотри на все это глазами, а рука твоя этого не коснется!” Может ли быть правдой, что этот чудесный мир сотворен с таким невероятно злым намерением? Может ли быть, чтобы в саму суть мира было заложено подобное зло? Ведь всякий, чье сердце обладает разумом, понимает, что зло — это отсутствие существования, а истинное существование должно быть по-настоящему благим, бесконечно добрым!» (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 1, гл. 27).
[19] «Сказали наши мудрецы: “Все, что делает Милосердный — к добру” (Брахот 60б). На первый взгляд, непонятно, что неожиданного и нового в этих словах? Разве можно было бы представить себе, что благословенный Б-г сделает что-либо человеку во зло? Однако на самом деле здесь сокрыто очень важное и таинственное знание. Мудрецы раскрыли нам, что наказание, которого человек заслуживает своими грехами, является наказанием только по отношению к прошлому, но с точки зрения будущего все это служит его благу. Оно не только стирает преступления человека и очищает его от них, но и содержит в себе истинное благо, духовное и телесное, подобно награде, которую Б-г дает человеку за его добрые дела». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 1, гл. 27).
[20] «Один час раскаяния и добрых дел в этом мире лучше всей жизни в мире Грядущем» (Авот 4:22).
[21] «Каково же оно, истинное раскаяние? Это такое состояние, когда Всевышний, которому раскрыты все тайные помыслы души, засвидетельствует, что этот человек никогда больше не вернется к прошлым грехам. Но если сам человек не верит в свои силы и утверждает, что раскаяние и исправление для него недосягаемы, если он не уверен, что сможет устоять на новом пути, то что же может засвидетельствовать о нем Творец?» (Саба из Новардока, Уровень человека, гл. «Пути раскаяния»).
[22] «Вся задача людей в их служении Б-гу заключается в том, чтобы размышлять о трепете перед Всевышним, о страхе перед Его наказанием с помощью книг Мусара и изречений мудрецов, пока они не услышат своими ушами и не увидят своими глазами сколь страшно наказание в его глубине и охвате, как сказали наши учителя: “Пусть судья (которому постоянно грозит опасность ошибиться, но то же самое относится к любому человеку), чтобы спастись от злой беды и от тяжких грехов, всегда видит, как Геином разверзается под его ногами” (Сангедрин 7а). И если его сердце поймет, и он станет так поступать, то возвратится в раскаянии и удостоится исцеления». (Рав Исраэль Салантер, Послание Мусара).
[23] Мишлей 28:17.
[24] Мишлей 18:14.
[25] «В этом заключается одна из сокровенных тайн, связанных с причинами нашего изгнания. Всевышний в своей мудрости счел необходимым испытать Израиль тяжким изгнанием и выяснить, узнаем и поймем ли мы, что все беды и притеснения, все жестокие преследования, которые нам пришлось вытерпеть и которые продолжают терзать нас в изгнании, все это — ничто по сравнению с великим благом, которое мы обрели во время дарования святой Торы, Учения живого Б-га, в котором содержится истина, верные представления, возвышенные душевные качества, добрые дела и пути справедливости, согласно сказанному: “Суд и справедливость для Яакова — Ты сделал” (Теилим 99:4)». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 62).
[26] Ийов 5:7.
[27] «Человек на земле не может испытать совершенного удовольствия, к которому не примешивались бы страдание и тревога. Да и кто в нижнем мире, полном несчастий и невзгод, может жить в невозмутимой безмятежности, как сказано в Месилат Йешарим: “Что такое жизнь человека в этом мире? Кто в нем по-настоящему счастлив и безмятежен? “Дни наши — в них семьдесят лет, а если сильны — восемьдесят лет, и вся их гордость — хлопоты и суета” (Теилим 90:10). Каждого ожидают всевозможные страдания, болезни, мучения и тяготы; а завершение всему — смерть. Не найти даже одного из тысячи, кого жизнь одарила бы удовольствием и истинной безмятежностью. Но и он, даже если доживет до ста лет, уходит и пропадает из мира”». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Ибо все, на Небесах и на земле… часть 1»).
[28] Дварим 18:13.
[29] «Основатель Учения Мусар рав Исраэль Салантер так говорил о качестве терпения: “Для приближения души к изучению Мусара требуются истинная мудрость и знание. Необходимо дать людям путь к постижению истины, научить их пониманию и верному суждению посредством ценнейшего сокровища — Учения Мусар. Ведь оно — восхитительный драгоценный камень, ценнейшее сокровище в наследии праведности, и в нем нет ничего неверного или искаженного. Но вначале необходимо исправить свои душевные качества и, в первую очередь, обрести терпение — тогда человек удостоится мудрости и его исполнение воли Б-га увенчается успехом”. (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. “Врата света”)».
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.