Темы: День рождения, Еврейский календарь
Вы знаете много людей, которые не любят свой день рождения?
Вероятнее всего, нет. Ведь обычно в этот день человек принимает поздравления от друзей, знакомых и коллег, поздравляет своих родителей, получает подарки и слышит кучу приятных вещей и пожеланий! Ну и, конечно, праздничное гастрономические мероприятие любого вообразимого формата.
Но ведь у евреев есть свой, еврейский календарь — значит, евреи отмечают два дня рождения, по еврейскому и по обычному календарю? Давайте разбираться, как обстоит дело.
Историческая справка
Привычный европейский календарь в том виде, в каком мы его знаем, называется «григорианский». Это солнечный календарь. Он был введён папой римским Григорием XIII 4 октября 1582 года.
Его предшественник, «юлианский» солнечный календарь, был разработан группой александрийских астрономов и назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого был введен в Римской империи с 1 января 45 года до н. э.
До него был «современный» римский календарь, основанный на базе древнегреческого. А ему, в свою очередь, предшествовал древнейший римский календарь, согласно традиции, введенный основателем и первым царем Рима, Ромулом, в 738 году до н. э. В нем было десять месяцев, но уже при следующем римском правителе он стал двенадцатимесячным лунно-солнечным календарем благодаря реформе, основанной на заимствовании этрусского календаря.
Самыми древними лунно-солнечными календарями на территории современных Евразии и Африки считаются еврейский, вавилонский и шумерский календари.
Несмотря на то, что примерно одинаковые по количеству дней и структуре календари (как солнечный, так и лунно-солнечный) использовались большинством цивилизаций, единого календаря в мире не существовало. Каждая цивилизация устанавливала свое начало года и начало летоисчисления. Примерно за 500 лет григорианский календарь стал общепринятым.
Еврейский календарь
Тора предписала народу Израиля освящать начало месяцев и первым месяцем сделать Нисан («Этот месяц для вас — глава месяцев», см. книгу Шмот 12:2). Она повелела также: «Соблюдай этот весенний месяц и совершай Песах Господу, Б-гу твоему» (Дварим 16:1).
Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны следить и за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.
Итак, в еврейском календаре за основу приняты лунные месяцы, но «приведены» они к солнечному году, чтобы времена года не смещались по месяцам, как это происходит в чисто лунных календарях (например, у мусульман).
У нас есть традиция, согласно которой Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29 дней 12 целых и 793 / 1080 часа (2 / 3 + 73 / 1080 = 793 / 1080).
Кроме того, у нас есть традиция, что за то время, за которое Земля совершит 19 оборотов вокруг Солнца (то есть за 19 солнечных лет), Луна сделает 235 оборотов (то есть пройдут 235 лунных месяцев). Сегодня эти 19 лет называют Метоновым циклом (по имени греческого ученого, впоследствии пришедшего к этой цифре в результате расчетов).
С учетом этих двух традиций и строится еврейский календарь.
Поскольку григорианский календарь солнечный, а еврейский — лунно-солнечный, у них не только числа в месяцах, как правило, не совпадают, но и на одно и то же число григорианского календаря каждый год приходится иное число еврейского календаря, за исключением 19-летнего цикла, когда эти числа вновь совпадают (с погрешностью в один день).
Интересно, что в сегодняшнем Израиле оба календаря считаются официальными. Поэтому, так или иначе, в современном мире у еврея есть две даты, от которых можно отсчитывать свой возраст. А если вдруг вы не знаете свой еврейский день рождения, вы всегда можете найти его в онлайн календаре на нашем сайте.
День рождения
Кто и когда впервые отпраздновал день рождения — доподлинно неизвестно, хотя упоминания об этом празднике встречаются в разных традициях и у разных народов. В Торе (Берейшит 40:20) упоминается день рождение фараона: «И было на третий день, день рождения Паро, и устроил он пир для всех своих слуг».
Хотя иудаизм не уделяет внимания дню рождения как ежегодному празднику, сам день крайне важен. Он особенно значим при достижении детьми «совершеннолетия» (для мальчиков 13 лет — бар-мицва, а для девочек 12 — бат-мицва). С этого момента они обязаны исполнять все заповеди Торы, сами отвечать за свои поступки, а родители по Галахе (еврейскому закону) освобождаются от ответственности за детей. Именно эту дату всегда стараются отмечать в торжественной обстановке. Т. к. это — праздник «рождения» нового взрослого еврея.
Но вообще в еврейской традиции отношение к этому дню — скорее философское, чем праздничное. Так, например, в книге царя Соломона Коэлет (7:1) сказано: «Лучше (доброе) имя, чем доброе масло, а день смерти (лучше) дня рождения». И объясняется это так: при рождении человека еще неизвестно, каким он вырастет, кем будет, по какому пути пойдет, поэтому и нет повода для радости.
Так отмечать или нет?
Рав Бенцион Зильбер отвечает на этот вопрос так: «Смысл празднования дня рождения — благодарность Б-гу за ещё один год жизни, который Он нам подарил. Нам следует поблагодарить Его за это и продумать, что я сделал хорошего за этот год и что я мог бы сделать».
Один из великих сефардских законодателей, рав Йосеф-Хаим Тов, автор книги «Бен Иш Хай», пишет: «Некоторые каждый год устраивают трапезу в день своего рождения, и это добрый знак… И я слышал, что в некоторых местах устраивают трапезу каждый год в тот день, когда человек был введён в союз праотца нашего Авраама, и этот прекрасный обычай представляется мне очень похвальным…»
В Иерусалимском Талмуде (трактат Рош а-Шана) сказано, что в день рождения человека его созвездие (под которым он родился) становится более сильным. Поэтому Рав Хаим Каневский сказал: если человеку предстоит операция и есть возможность провести её в день его рождения, следует воспользоваться такой возможностью, потому что в это время созвездие человека усиливается. Также передают от имени рава Элиягу Лупиана, знаменитого машгиаха (духовного наставника) ешивы в Кфар-Хасидим, что в день рождения человека его молитва бывает услышана.
И, хотя большинство мудрецов Израиля не отмечали свой день рождения, часть из них соблюдала в этот день особые обычаи.
Так, например, Хатам Софер обычно завершал в этот день изучение Пятикнижия со своими учениками. Рав Хаим Фаладжи, глава раввинов Турции в последних поколениях, пишет в своей книге «От лэ-Хаим», что хорошо в этот день давать цдаку (пожертвования, милостыню). Автор «Ктав Софер», рав Хаим-Биньямин Софер пишет, что в свой пятидесятый день рождения завершил изучение талмудического трактата, выступил с толкованием Торы и при стечении народа произнёс слова благодарности Всевышнему за то, что Он дал ему дожить до этого возраста.
А в шестидесятый день рождения особенно важно устроить трапезу, т. к. сказано в Вавилонском Талмуде (трактат Моэд Катан 28а): «Рав Йосеф, когда исполнилось ему шестьдесят лет, устроил трапезу для мудрецов и сказал: “Избежал я карета”». (Карет — «отсечение души», наказание от руки Небес, которое полагается за некоторые преступления. Это наказание, в частности, состоит в том, что человек умирает, не дожив до шестидесяти лет).
И все-таки — два или один?
Конечно, один! И именно еврейский! День рождения, бар-мицва и бат-мицва, йорцайт… Все эти даты есть смысл отмечать исключительно по еврейскому календарю.
А чтобы узнать, какие еврейские даты соответствуют тем или иным григорианским датам, воспользуйтесь нашим конвертером дат.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»