Из цикла «Дерех Твунот», темы: Дурное начало, Воспитание детей, РАМХАЛЬ, Изучение Торы, Змей, Связь с Творцом, Союз с Б-гом, Рав Лейб Александр Саврасов, Дерех Твунот
Теперь, когда ты знаешь, о чём тебе положено думать и о чём помышлять, я покажу и объясню тебе, что именно следует сделать предметом своих размышлений и что исследовать. Первое исследование, которое тебе необходимо проделать — о намерении Его, благословенно имя Его: почему и для чего сотворил Он столь великое Творение? И не вопрошай: «Что есть человек, чтобы пошёл он за Царём, пытаясь понять Его мысли? Ведь даже Писание свидетельствует (Псалмы 92 : 6): “Очень глубоки помыслы Твои”. Это выглядит гордыней и раздутым самомнением думать, что возможно постичь намерение Создателя, благословенно имя Его!» Напротив — об этом сказано (Псалмы 25 : 14): «Тайны Всевышнего — для тех, кто боится Его, и союз Его дать познать им», это основа всех деяний Его, и уже совершённых, и тех, что вершатся ныне. Из этого проистекают все законы Творения, данные небу и земле, со всеми их порождениями, поскольку у всех этих великих и обширных деяний есть одна конечная цель — тайна, упомянутая в приведённом стихе20. А совокупность законов (включая законы Торы), данных с этим намерением, и есть упомянутый союз — «союз Его, для того, чтобы дать им (возможность) познать» — союз, заключённый со всеми созданиями, дабы придерживались они его неотступно21. На это намекает слово Берейшит («В начале») — брит эш (огненный союз), как это объясняется в тикуним (тикун 21). Но чтобы понять это (намерение Создателя, с которым он сотворил этот мир), сначала поищи, кто является главным среди созданий. Очевидно, что неживая природа, растения и животные главными не являются, поскольку в их делах нет рациональной цели, и нет у них разума и понимания. Следовательно, остались только человек и ангелы, исследовав же их суть, ты поймешь, что главный — человек, а ангелы второстепенны по отношению к нему. Тайну эту объяснил Псалмопевец (царь Давид, Псалмы 8:2): «Всевышний, Господин наш, как велико имя Твоё на земле, что даёт великолепие Твоё на небесах!», а он точно знал, что Святой, благословен Он, как будто получает силу от дел человеческих, дабы нести добро им и всем остальным созданиям. И в этом смысл сказанного (там 68 : 35): «Дайте силу Господу», и Моше, учитель наш, мир ему, сказал (Дварим 32 : 18): «Твердыню, породившею тебя, лишил ты силы». Отсюда мы видим, что дела Израиля добавляют силы высшему могуществу.
Такова очередность пробуждения (сил), согласно закону, установленному Создателем, благословенно имя Его: Израиль действует внизу и поддерживает силу Святого, благословен Он, и тогда сила эта, укрепившись, демонстрирует Великолепие Всевышнего посредством служителей Его, исполняющих Его волю, согласно тому, что Он собирается совершить. Поэтому всякое пробуждение Царя, благословен Он, проявится и в служителях Его, предназначенных для исполнения Его воли, согласно пробуждению Его от влияния, которое мы оказываем.А теперь вернёмся к истокам. Выходит, что свет, который в ангелах — от пробуждения Царя, а пробуждение Царя — от действий Израиля, таким образом, Израиль — основа всего. Поэтому сказано (Псалмы 8 : 2): «…как велико имя Твоё на земле» — это сила получаемая именем святым на земле, в соответствии с упомянутым: «Дайте силу Господу»; «…порождающее Великолепие Твоё на небесах» — это величие, возникающее в результате пробуждения и распространяющееся на небесах, в служителях, там находящихся. И объяснил (царь Давид), в чём суть ещё одного великого исправления, совершаемого человеком, о котором сказано (там же, стих 3): «Из уст детей и младенцев основал Ты силу…». Это означает, что дела ангелов, свободных от дурного начала, не уничтожают его, а человек, в котором дурное начало присутствует, способен его уничтожить. А что сделал Всевышний, дабы добавить человеку силу для этого исправления? Дал им «годы орла », то есть, время, когда человек ещё не обязан исполнять заповеди, ведь тогда ситра ахара крепко держит его, и именно в этом заключается смысл стиха (Притчи 22 : 15): «Глупость присуща сердцу юного…». В то время грехи не засчитываются, а Тора, напротив, обладает чрезвычайной важностью, и в этом смысл (слов) о «духе [Торы] из уст детей», который способен полностью остановить ситра ахара . Об этом сказано: «Из уст детей и младенцев основал Ты силу… [способную] прекратить [действие] (леашбит) врага и мстящего». Слово леашбит означает, что некто, совершающий работу, прекращает её. К ангелам это не имеет никакого отношения, поскольку дурное начало совершенно не властвует над ними, они не «останавливают» его, а «изгоняют». К людям же имеет отношение именно слово леашбит («остановить»). А теперь я объясню тебе смысл слов «…основал Ты силу…». Как известно, святая Тора, называется «сила», поскольку она даёт силу святости на основании сказанного «Дайте силу Господу». Перед рождением человека, чтобы дать его душе силу ещё до того, как она войдёт в тело, его обучают всей Торе, так, чтобы душа его включала в себя всё Учение, и чтобы все ступени27 святости были бы как следует, исправлены. Однако когда он выходит в мир (рождается), ангел принуждает его забыть Тору, чтобы дать возможность «зацепится» за него дурному началу. Ведь иначе дурное начало изгонялось бы силой святости, человек был бы подобен ангелу, а исправление (ашбата , «остановка») не исполнялось бы. Поэтому тогда (во время рождеия) «скрывается» в нём свет Торы и ситра ахара получает над ним власть, а называется этот период «годами орла », и в это время его необходимо воспитывать, как сказано (Притчи, там же): «…розги воспитания отдаляют её от него», и ещё сказано (там 23 : 14): «Ты исправляй его розгами, и душу его спасёшь от небытия (могилы)», поскольку это настоящая орла , о которой сказано (Псахим 92а): «Избавление от орла , как избавление от могилы», и она на самом деле является могилой, так как погружает человека во тьму, куда не проникает высший свет, а душа его как будто мертва и похоронена. Именно в этом заключён смысл сказанного (Эйха 3 : 6): «Во тьму поместил меня, как умерших этого мира».
В начале, на восьмой день, удаляют орла присутствующую на теле, а внутренняя орла, та, что на сердце, не исчезнет до тех пор, пока не истекут тринадцать полных лет, поэтому всё то время он свободен от исполнения заповедей. И вместе с тем, всё это время его необходимо воспитывать, как я уже говорил, поскольку это облегчает отторжение орла , и тогда в нужный срок она оставит его совершенно, как говорилось выше. Поэтому сказано: «отдаляют её от него», и не сказано «удаляют её». Ведь это не удаление, поскольку она будет удалена, когда настанет время. Это и является «муками могилы», необходимыми изза прочной связи (тела человека) с нечистотой Змея, от которой можно избавится только посредством страданий. Праведники же, исправляющие себя так, как следует, настолько отдаляют её от себя, что уже не нуждаются в муках32. Так же и с юными: поскольку глупость присуща им, они нуждаются в воспитании, дабы отдалить её (влияние) от них, и лишь тогда, когда придёт время расстаться с ней, она удалится окончательно, а если он следует верным путём, сам отдалит её (воздействие). Таким образом, в то время, когда он отдаляет орла , дух [Торы], исходящий из его уст, подавляет ситра ахара , сокрушает её и возвращает силу Торы, полученную им в начале, еще до рождения. Когда же он возвращает всю силу (Торы), тогда и становится обязанным исполнять заповеди.
И твёрдо знай — мир существует только благодаря духу, исходящему из уст детей. Так происходит потому, что Тора иногда «ослабевает», а иногда «усиливается». «Ослабевает» у людей из-за грешников, и особенно из-за эрев рав , смешавшегося с Израилем, как сказано в тикуним , а Святой, благословен Он, возводит основу для Торы из упомянутого духа, который чист от греха и усиливает Тору, поскольку он изначально для этого создан, как было сказано выше. И в этом смысл фразы: «Из уст детей и младенцев основал Ты силу…», и именно это является «основой», и к этому относятся слова: «Изза (ради) притеснителей твоих», которые и есть эрев рав , «остановить врага», который есть ситра ахара, и следует именно «остановить» его. И сказано: «мстящего», — поскольку такова суть Змея, который мстителен и злопамятен, и в этом смысл слов «Змею отсекли ноги», ведь сказано о нём (Берешит 3 : 14): «На брюхе своём будешь ползать», и дабы отомстить за это, он преследует ноги, в чём и заключается смысл сказанного «колени мудрецов, которые слабеют»35 (Брахот 6а), а суть этого — небесные опоры36, поддерживающие тело, от них зависит сила поддержки Торы, что оберегает её от падения, на основе сказанного: «Держащийся за неё счастлив»37 (Притчи 3 : 18). Итак, Змей в своём преследовании старается именно лишить Тору поддержки (не дай Б-г!). Поскольку Змей — «преходящая ложь», а Тора — вечная истина38, и он хочет отомстить за это и стать причиной того, чтобы у Торы не было поддержки в Израиле (не дай Б-г!), чтобы она оставила евреев и была ими забыта (не дай Б-г!). А дух, исходящий из уст детей способен исправить именно этот изъян, поскольку они напрямую связаны с теми самыми «высшими ногами», называемыми «дети из дома учения», как объясняется в «Зоаре», и они суть опоры истины, то есть посредством этого исполняется обещание «истина вечна», и на это указывают слова «остановить врага и мстящего».Выходит, в руках человека, а не ангелов, находится способность совершить великое исправление, и, следовательно, именно он — главный в Творении. И ещё, отсюда следует, что человек создан только ради этого (деяния), и не пристало ему заниматься чемлибо другим. Так было в начале, как сказано (Берешит 2 : 15): «И поместил его в сад Эдена, возделывать его и оберегать», и объяснили мудрецы, благословенной памяти: «Это — повелительные заповеди и запреты», и всё это (то есть служение) — в покое, ведь таков смысл слова «поместил».39 И только после грехопадения человек следует двумя путями, под влиянием двух сил, как сказали мудрецы, благословенной памяти (Брахот 61а): «Горе мне от Сотворившего меня, горе мне от моих [дурных] желаний!».
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия