Из цикла «Стремись к истине», темы: Хесед, Подарки, Исправление качеств, Мусар, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель, Воровство
В очерке «О хеседе» наш учитель подытожил итоги своей многолетней работы. Его первые идеи он записал ещё в Кельме. Эту тему он считал очень важной и разрабатывал ее в свойственном ему стиле. При подготовке очерка к печати было решено к первому краткому варианту добавить новые материалы. И всё же за рамками очерка осталось богатейшее наследие, которое ещё необходимо упорядочить, перед тем как выпустить в свет.
Когда Б-г творил вселенную, Он заложил в ее основу принцип «давать и брать». Сила даяния — высшее из всех качеств Создателя всего, благословен Он, Который проявляет милосердие, делает добро и дает, не получая ничего взамен, ведь нет ничего, чего бы не хватало Ему, как написано: «Если праведен ты, что дашь Ему?» (Ийов 35:7). И все это единственно лишь для того, чтобы мы приносили Ему свою благодарность, являющуюся корнем всего нашего служения. И так поступает человек, как написано: «…по подобию Б-га сделал человека», ибо и тот может проявить милосердие, делать добро и давать.
Качество взятия, когда человек страстно желает привлечь, притянуть к себе всё, что находится в пределах его достижимости, люди называют «себялюбием», и она-то корень всех зол.
Того, кто взял и не расплатился, называют грабителем, если взял силой, или вором, если взял тайком, без разрешения хозяина, или обманщиком, если смошенничал и обманул людей, а те поддались соблазну. Подобные вредители могут быть как общими, так и локальными.
Общие — развязывающие войны, убийцы народов, и нет для них судьи среди людей, один лишь Б-г Благословенный.
Локальные — грабящие одиночек. Против них люди поставили судей и полицию, чтобы спасали от их злодейств, и наставников, чтобы обучали общественное мнение справедливости и учили людей стыдиться своих злодеяний. Но корень зла в том, что в человеке заключена сила взятия, приобретения, и она-то никуда не делась. Поэтому нельзя доверять человеку и его цивилизованности, так как под покровом культуры он обманет, сворует, ограбит и убьёт. Ведь мудрецы наши давно раскрыли его хитрость, сказав: «…если бы не страх перед властью, люди друг друга глотали бы живьём» (Пиркей Авот 3:2).
Иные вообще не чувствуют, что согрешили перед ближним, взяв у него: им просто нравится брать, не заплатив. Таковы, например, любители подарков и наследств, профессиональные получатели цдаки и любители взяток и больших прибылей. Они также считаются «берущими», и о них сказал мудрейший из людей: «…а ненавидящий подарки будет жить» (Мишлей /Притчи царя Соломона/ 15:27). Обе эти силы, даяние и взятие, — корни всех человеческих качеств и поступков. И следует знать, что нет в этом вопросе среднего пути, ибо человеческая душа неизменно стремится к одному из этих путей, а там, где замешано сердечное желание, нет компромиссов. Это важное правило: нет середины в заинтересованности. В каждом деле, разговоре, мысли человек либо добродетелен и даёт, либо тащит к себе и берёт.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению