Из цикла «Даат тфила», темы: Служение, Еврейская молитва, Хана, Связь с Творцом, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«И потому в час, когда встанет человек на молитву перед Создателем, снимет тело со своей души, то есть устранит все суетные мысли, приходящие от тела, которые высеклись и прилепились к его душе, чтобы не выполнялось его молитвенное служение лишь животной душой и ее высшим желанием. Для этого перед молитвой следует аннулировать и мысленно убрать от себя все телесные удовольствия и наслаждения и все связанное с телом, так что человек мысленно отвергнет тело, как будто нет его вообще, и лишь одна душа сама произносит молитву. А произнося каждое слово, которое становится силой и частью его души, прилепит к нему свою волю чрезвычайно, буквально излив в нее свою душу до конца и присоединив ее к высшему корню слов молитвы, стоящих у истоков мироздания» (Нефеш аХаим 2:14).
Здесь находит свое выражение принцип «служение есть огонь». Сжигание всех удовольствий и наслаждений тела в мысли молящегося, отвержение всего телесного, «как будто у него тела вообще нет». Излить и отдать свою душу в словах молитвы.
Многие законы молитвы мы учим из описанной в Танахе молитвы Ханы, матери пророка Шмуэля (Брахот 31). И данный великий принцип мы видим в ее совершенной молитве, как объясняет автор Нефеш аХаим: «Потому сказала Хана: “И изливала я свою душу”. А “изливала” означает “до конца”, как известно во всем Талмуде. Другими словами, не осталось у нее никакого материального желания. Ибо слово “душа” (нефеш) означает волю, как написано: “…что скажет твоя душа, и я сделаю тебе” (1-ая книга Шмуэля, гл.20). А общая воля связана с душой в общем» (2:15). Полное возложение души на жертвенник служения — это молитва.
«Любить Г-спода, Б-га вашего, и служить ему всем вашим сердцем и всей вашей душой» (Дварим 11). «Что есть служение в сердце? Следует сказать, что это молитва» (Сифри). «Молитва не является практической заповедью и поэтому она должна сопровождаться интенцией. Ведь ее суть — мысли в сердце человека, хотя без произнесения вслух она недействительна. А Писание определяет молитву как интенцию и произнесение вслух, как написано: “и служить Ему всем сердцем”. Что это за служение, которое в сердце? Это молитва. Она называется служением, поскольку в ней есть определенное действие: движение губ при молитве, но основная часть молитвы — душевный настрой» (Мабит). «А основа молитвы — в душе, как написано: “И изливала я свою душу перед Г-сподом” (там же)».
Эта суть молитвы, тот факт, что основа ее служения — в душе, находит выражение в ее названии. Вот что объясняет нам Нефеш аХаим: Смысл слов Писания «И служить Ему всей вашей душой» в том, что совершенное молитвенное служение должно быть с душой… в нескольких местах в Писании и в словах Мудрецов мы находим, что молитва называется душой. Как написано о Хане: «И изливала я свою душу перед Г-сподом» (2:14).
Легко понять: данная концепция основана на том, что молитва относится к столпу служения, к миру Трепета. А в этом мире выполнение практических законов происходит в душе и в воле человека. Тогда не удивительно, что может молитва служить замещением жертвоприношений. В месте, где мысль засчитывается за действие, самопожертвование в намерении — как принесение себя в жертву в реальности, неуместен вопрос, каким образом молитва заменяет акт жертвоприношения: «…ибо молитвенное служение для нас сегодня вместо служения жертвенного, которое полностью зависело от мысли священника, — ведь своей мыслью он мог сделать его негодным, а через святость его мысли жертва возносилась как приятное благоухание перед Всевышним» (Нефеш аХаим 2:12).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.