Из цикла «Даат тфила», темы: Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Материальность
Святой Зоар живописует нам, каким образом молитва принимается как жертва. Сказано в Псалмах: «Спаси от меча душу мою, от собаки — единственную мою». Молитва подобна жертве, как толковали учителя прошлого: «Молитвы установлены по ежедневным жертвам». Если бы мы удостоились, спустился бы образ льва и принял бы жертву. И это — Михаэль, уровень которого — Хесед, и он принимает молитву Шахарит. А если не удостоились, как сказано о такой жертве? «Собаке киньте его», — жертва считается непригодной, и с небес спускается образ собаки, чтобы принять этот дар и жертву. Об этом и сказал Давид: «Спаси от меча душу мою, от собаки — единственную мою».
В силах молитвы произвести запечатление реальности ее принятия или отвержения, подобно жертвоприношению.
И подобно тому, как в жертвенном служении приносящий жертву достигает совершенства, «поднимаясь и полностью связываясь с духовным миром», так и со служением через молитву. И так это объясняется в Нефеш аХаим: «Суть в том, что служение молитвой — вместо служения жертвой. И подобно тому, как смысл жертвы — поднять душу животного наверх, и поэтому искупление зависело от кропления крови на жертвенник, а кровь — это душа, а также воскурение жира жертв приводило к поднятию души; так суть молитвы — поднять ввысь, передать и прилепить свою душу».
Вот как описывается молитвенное служение благочестивого человека: «…и тогда представит себе, как будто он отстранен от этого мира. И он — один из возвышенных людей, и даже после молитвы ему очень тяжело обратить свои мысли на материальные вещи, и в его глазах это будет, как будто он спускается с высокой горы в глубокую яму — подобно первым хасидам, которые задерживались на час не только до молитвы, но и после нее».
Так велика сила служения в сердце и приобщения мысли к высшим мирам, что даже опустевшее место Храма «заполняет» молитва. Так писал и рабейну Йона на слова Талмуда: «Молящийся должен обратить глаза вниз, а сердце вверх»: «Он должен представить в своем сердце, как будто он стоит в небе, и убрать из своего сердца все удовольствия этого мира и все наслаждения тела. И так сказали мудрецы прошлого: если ты захочешь иметь правильное намерение в молитве, сними свое тело со своей души. А после того как он дойдет до такого состояния мысли, пусть представит себе, как будто он стоит в Храме на земле, и тем самым его молитва будет более желанна перед Всевышним».
Молитва способна прорвать ограничения пространства и времени, — ведь время и пространство — характеристики материи. Святой мир души и мысли находится выше этих категорий.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.