Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Расторопность, Смысл жизни, Пиркей Авот, Маараль, Изучение Торы
2:15
Раби Тарфон говорит: «День короток, и работы много, и работники ленивы, и плата велика, и Хозяин торопит».
Следует задаться таким вопросом: для чего раби Тарфон подчеркивает краткость человеческой жизни и необъятность Торы? Он ведь сам говорит затем (в следующей мишне): Ты не обязан завершить работу, и не в твоей власти отказаться от нее! Кроме того, достаточно было бы сказать, что работы много, и из этого само собой следовало бы, что день короток в сравнении с работой. Ведь если бы это было не так, нельзя было бы сказать, что работы много — ее было бы как раз в меру. И еще вопрос. Что хочет раби Тарфон сказать словами и Хозяин торопит? Если имеется в виду, что благословенный Б-г, то есть, Хозяин, желает, чтобы человек изучал Тору постоянно, — так об этом уже сказано в словах и работы много. Ведь если хозяин не торопит работника и не настаивает на том, чтобы работа была исполнена быстро, снова не получается, что работы много!
И еще вопрос. Когда раби Тарфон говорит, что работники ленивы, — чему он хочет нас научить? Достойнее было бы призвать человека не быть ленивым!
Знай, что раби Тарфон намеревался сказать, чтобы человек не тратил времени напрасно, а занимался изучением Торы, так как перед ним — огромное поле для деятельности. И если он отвлечется от нее и займется чем-то другим, то окажется законченным грешником. Дело в том, что, хотя Талмуд (Брахот 5б) и говорит: «Все равно, сделает ли человек мало или много, лишь бы его сердце было (при этом) направлено к Небесам», — он говорит только о ситуации, когда человек не пренебрегает своим долгом сознательно. Но обязан он заниматься Торой так, как если бы был в состоянии завершить всю возложенную на него работу. И если человек взглянет на определенный ему урок с точки зрения Хозяина или с точки зрения самой предстоящей ему работы, или с точки зрения ее исполнителя, или с точки зрения отпущенного на работу времени, разум подскажет ему, что ни в коем случае нельзя отвлекаться на несущественное. И работать такой человек будет расторопно, поскольку в противном случае, если он не уложится в срок, ему могут засчитать это как халатность. Ведь человек обязан заниматься Торой так, как если бы был в состоянии изучить ее целиком, и тогда, успев сделать лишь то, что в состоянии, человек не будет обвинен в пренебрежении работой.
(Это рассмотрение и проводит раби Тарфон). Если взглянуть на предстоящую человеку работу с точки зрения отпущенного на нее времени, выяснится, что день короток, ибо «наши дни — как тень». А работы много, поскольку Давид сказал (Теилим 119:96): «Всякому началу я видел конец». Это означает вот что. Если у какой-то вещи есть границы и пределы — а таково любое материальное явление, — у нее есть и конец, которого в состоянии достичь и материальный человек, также ограниченный. Тора же духовна, и материальный, ограниченный человек достичь ее границ не может. Поэтому, даже если бы день не был короток, если бы человеку было даровано для жизни все время, какое только есть в этом мире, — все же сам этот мир конечен, и потому Тора все равно окажется больше него. Поэтому (нужно было сказать и то), что день короток, (и то, что) работы много. А хозяин торопит, то есть, благословенный Б-г, даровавший Тору, требует исполнять Свое задание расторопно. Ведь Б-г не связан с материей, а известно, что нематериальные сущности исполнят свою работу не за какое-то определенное время, а мгновенно, то есть, так расторопно, как только может быть. Человек же, действующий с помощью материи, способен лениться. Поэтому раби Тарфон объясняет, что если подходить к работе по изучению Торы с точки зрения Хозяина, то есть, благословенного Б-га, Который повелел нам исполнять эту работу, окажется, что Он очень сильно торопит нас. Ведь Он, благословенный, совершенно свободен от лени и усталости из-за неизмеримой огромности Своей силы! И поскольку благословенный Б-г даровал человеку духовную Тору, ему подобает, насколько возможно, обращаться с ней так, как если бы он не был материальным творением.
Затем раби Тарфон говорит: И работники ленивы. Эта фраза и предыдущая противоположны друг другу. Хозяин торопит, так как благословенный Б-г не подвластен вообще никаким временным ограничениям. Человек же, в противоположность Ему, — творение совершенно телесное, не похожее ни на одно творение из Высшего мира, поэтому он по самой своей природе склонен к лени. Всякий, чья сила основана на материи, проявляет леность в своей работе — а потому работники ленивы. И суть всего наставления раби Тарфона вовсе не в том, что человек должен делать больше, чем он в состоянии сделать. Он хочет сказать лишь вот что: поскольку ни с точки зрения отведенного времени, ни с точки зрения самой работы, ни с точки зрения хозяина, ни с точки зрения работника невозможно исполнить работу, как положено, — если человек еще и будет лениться, его промедление наверняка будет считаться халатностью. Ведь как можно хотя бы представить себе, что человек станет тратить время на лишнюю еду, питье и другие бессмысленные дела, что он откажется от усердного изучения Торы хотя бы в той степени, которая доступна материальному человеку?! Даже если (такой человек все остальное время) будет заниматься Торой, как полагается, он все равно будет лентяем: мы ведь уже объясняли, что любое материальное творение заведомо считается ленивым в сравнении с духовной Торой, которую даровал ему благословенный Б-г. Человеку следует изучать Тору со всем возможным усердием и не отвлекаться на посторонние занятия, как будто он собирается изучить ее всю. А если человеку необходимо успеть сделать очень много, день короток, а хозяин торопит, — такой человек станет работать как можно быстрее. И теперь эта мишна получила ясное и истинное объяснение: поскольку предыдущая мишна призывает стремиться изучать Тору, эта мишна рассказывает о том, что день короток и т.д.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.