Из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни», темы: Борода, Благословения на еду, Пейсы, Сидур, Кипа, Благословения, Благодарность, Рав Хаим Донин, Кавана
Наши мудрецы говорят, что тот, кто наслаждается благами мира сего без произнесения соответствующего благословения, — грабитель. Как это понимать? В книге Псалмов есть два стиха, которые как будто противоречат друг другу. Один из них гласит: «Б-гу [принадлежит] земля и все наполняющее ее» (Теилим, 24:1). В другом месте сказано: «…а землю Он отдал людям» (Теилим, 115:16). Талмуд объясняет: «Здесь до благословения, а там после…». То есть до произнесения благодарственной молитвы земля и все ее богатства — собственность Всевышнего, и тот, кто вкушает от этих благ, не благодаря Хозяина, как бы грабит чужое добро. Благословивший же как бы приобрел их в собственность и вправе ими пользоваться. Когда мы благодарим Всевышнего за дарованную Им пищу. Он посылает Свое благословение на землю. Но когда люди «берут силой», злоупотребляя Его милостью. Он наказывает их и проклятие нисходит на землю.
Постоянно, в течение целого дня произносимые благословения поддерживают в сердце человека чувство любви ко Всевышнему и благоговение пред Ним. Недаром говорят мудрецы: «Б-гобоязнен тот, кто произносит сто благословении в день». Нужно помнить, что нельзя есть или пить что-либо даже в самом минимальном количестве, не произнеся соответствующего благословения.
§ Если к столу подали хлеб и другую пищу, следует омыть руки и произнести благословение над хлебом (над другими видами пищи не нужно в таком случае произносить благословений):
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ. Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАСТИВШИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ!
§ Перед тем, как пить любой напиток, кроме вина, есть мясо, рыбу, яйца, сыр и пр., говорят:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б.Г НАШ. ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ПО ЧЬЕМУ СЛОВУ ВОЗНИКЛО ВСЕ!
§ Прежде чем есть фрукты, говорят:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГСПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ДЕРЕВА!
§ Прежде чем есть овощи и зелень, говорят:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ЗЕМЛИ!
§ Над едой, сваренной из зерен или приготовленной из муки следующих пяти злаков: пшеницы, ячменя, полбы, овса, ржи, — произносят следующее благословение:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ. Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ. СОТВОРИВШИЙ РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ ПИЩИ.КОТОРАЯ НАСЫЩАЕТ!
§ Надев новую одежду, пробуя первый раз в году фрукты и в других подобных случаях говорят:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, КОТОРЫЙ ДАРОВАЛ НАМ ЖИЗНЬ, И ПОДДЕРЖИВАЛ ЕЕ В НАС, И ДАЛ НАМ ДОЖИТЬ ДО ЭТОГО ВРЕМЕНИ!
Это же благословение произносят, зажигая свечи и совершая «Кидуш» в праздники Песах, Шавуот, Сукот, Рош-Ашана, а также в первый день Хануки.
§ Увидав молнию или падающую звезду, говорят:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ. ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ТВОРЯЩИЙ МИРОЗДАНИЕ!
§ Тот, кто услышал радостную весть, говорит:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, КОТОРЫЙ ДОБР И ТВОРИТ ДОБР
§ Мы обязаны благодарить Всевышнего не только за то хорошее, что Он совершает для нас, но и за то, что кажется нам плохим, ибо справедливость Всевышнего часто выше нашего понимания. Поэтому услышав, не дай Б-г, дурную весть, мы произносим следующее благословение:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СПРАВЕДЛИВЫЙ СУДЬЯ!
§ Кроме приведенных выше благословений есть и другие, мы произносим их при виде необычных явлений природы, ощущая приятные запахи, встречаясь после долгой разлуки, выздоровев после опасной болезни, завершив длительное путешествие, освободившись из тюрьмы, увидев человека, умудренного в Торе… Эти благословения вы можете найти в молитвеннике — сидуре.
§ Тот, кто слышит, как другой читает благословение, должен отвечать амен. Если благословение это заключает в себе лишь хвалу Всевышнему, то амен означает согласие со сказанным; если же в благословении содержится какая-либо просьба, то смысл слова имен в этом случае — «да будет эта просьба исполнена». Сам произносящий благословение амен не говорит. Исключение составляет благословение «Увнэ Йерушалаиим» в «Биркат амазон»: после этого благословения амен необходимо произнести.
§ Не следует упоминать Имени Всевышнего всуе. В разговорах и даже при цитировании священных книг вместо Адоной говорят Ашем (дословно: «Имя»). Иногда употребляют различные другие титулы Творца: Акадош барух У («Святой, благословен Он»), Рибоно шель олам («Владыка Вселенной»), Авину шебашамайим («Отец наш Небесный») .
Благословения после еды
§ Окончив трапезу, мы должны произнести завершающие ее благословения. Если ели хлеб (пусть даже в небольшом количестве), необходимо читать «Биркат амазон» — полную застольную молитву. Она состоит из четырех отдельных благословений, установленных еще в глубокой древности. Так, первую часть «Биркат амазон» установил сам Моше-рабейну.
§ Особое, более краткое благословение произносят после пищи, приготовленной из муки или сваренной из зерен следующих пяти злаков: пшеницы, ячменя, полбы, овса, ржи, а также после вина или виноградного сока, винограда, инжира, маслин, фиников. Это благословение называется «Браха меэйн шалош».
§ После всех прочих видов пищи произносят еще более краткое благословение, называемое «Борэ нефашот работ».
Алаха устанавливает, что все молитвы, за исключением «Биркат коаним», можно произносить на любом языке, который человек понимает. Однако в миньяне следует молиться на иврите.
Но как можно молиться, не зная значения произносимых слов? Не лицемерие ли это? Разве не учит нас Тора, что молящийся должен полностью сосредоточиться на том, что говорят его уста?
Конечно, предпочтительнее всего знать иврит и молиться на этом языке. Так именно и обстояло дело в течение столетий: наши предки возносили свои молитвы Всевышнему на священном языке. Лишь в последние сто-двести лет распространилось достойное сожаления явление, когда евреи не знают иврита и не могут пользоваться сидуром.
Нет сомнения, что молиться следует на понятном языке и что Всевышний понимает все земные наречия. Но человек, не знающий иврита, не должен требовать, чтобы вся община опустилась до его уровня. Ему следует прилагать усилия, чтобы подняться самому. Лучше всего в таком случае иметь двуязычный молитвенник и, читая на иврите, заглядывать в перевод, постепенно вникая в смысл молитв. С течением времени слова станут понятными.
Если же такой метод почему-либо вам не подходит, то следует учесть, что молитва — не просто слова, а еще и настроение, чувство. Даже если человек произносит молитву, слова которой не до конца понимает, но мысли его обращены ко Всевышнему, а сердце смиренно, вряд ли Г-сподь не поймет его намерений или сочтет его неискренним.
Сидур — это не только сборник молитв. Это настоящий кладезь еврейской мудрости, летопись великих побед и трагических поражений Израиля на протяжении всей его долгой истории. Это свидетельство устремлений и надежд еврейского народа, отражение всех его этических и моральных принципов. Это напоминание о праздниках и трауре, о радости и скорби как в жизни отдельного человека, так и всего народа. Сидур дает представление о повседневном быте религиозного еврея как в наши дни, так и тысячелетие тому назад. Есть сидуры с календарями на много лет вперед, с обширными и более скромными комментариями, с недельными главами Торы и без них… Но любой сидур является настоящей энциклопедией иудаизма и, изучая его, еврей приобретает обширные познания во многих областях Закона.
«Стало обычаем не ходить под Небесами с непокрытой головой», — сказано в «Шулхан арухе» (раздел «Орах хаим», 2:6). Не будучи возведенной в закон мудрецами, традиция никогда не оставаться с непокрытой головой — дома, в синагоге, на улице — существовала уже в древние времена. В наши дни ермолка (кипа), покрывающая голову еврея, стала символом того, что он соблюдает заповеди Всевышнего. В Древнем Риме и у многих других народов древности головной убор был позорным отличием раба. Свободные граждане ходили с непокрытой головой. Исходя из этого, евреи надевали головной убор в синагоге, во время молитвы и всякий раз, когда произносилось Имя Всевышнего, чтобы подчеркнуть, что они — Его слуги. Постепенно головной убор стали носить и на улице. Это стало еврейской формой выражения покорности воле Всевышнего. «Покрой голову .свой, чтобы страх пред Всевышним был в тебе» (Шабат, 156).
Тора говорит: «…И не порти края бороды твоей» (Вайикра, 19:27). Галаха, соотнося этот стих со стихом из книги Вайикра: «…и подбородка своего не обривайте, и на теле не делайте порезов» (21:5), понимает эту заповедь как запрет использовать бритву или нож для удаления бороды на лице и волос на голове. Этот закон, как и некоторые другие, не разрешающие татуировку и иные виды членовредительства, был направлен против идолопоклонства. Рамбам пишет:
«У языческих жрецов было принято брить себе бороды. Поэтому Тора запрещает бритье… Но если это делается не бритвой, то и не порицается… Поэтому, если бороду стригут ножницами, то это не нарушение закона» («Мишнэ Тора», «Илхот аводат кохавим», 12:7).
Этот запрет Торы определил характерную черту внешнего облика еврея, соблюдающего законы Всевышнего, — наличие бороды. Лишь в самое последнее время с появлением технических средств, позволяющих, не прибегая к бритве, удалять волосы с лица, мы можем встретить религиозного еврея, лицо которого не обрамлено бородой. Галаха, в принципе, не запрещает пользоваться различными препаратами для удаления волос и электробритвой, которая работает как механические ножницы. Но и сегодня трудно себе представить по-настоящему верующего еврея, верного не только букве, но и духу нашей религии, который брил бы бороду.
Начало приведенного выше стиха из Торы гласит: «Не стригите головы вашей кругом…» (Ваиикра, 19:27). Поэтому нам запрещено полностью состригать волосы на висках — пейсы (пеот). Галаха разрешает, правда, подрезать их ножницами, но многие не делают этого, рассматривая пейсы как одно из наиболее характерных наряду с бородой внешних признаков, отличающих еврея от нееврея.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»