Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

С чистым качеством Суда мир не может устоять

Однако «хотел Всевышний сотворить мир качеством Суда, но увидел, что мир не может устоять…» С чистым качеством Суда мир не в состоянии существовать. Как объясняет Рамхаль: «По букве закона полагается, чтобы грешник был наказан сразу же после преступления, без всякой задержки. И само наказание было бы суровым и гневным, как и полагается тому, кто нарушает слово Творца. Кроме того, невозможно было бы никак исправить преступление. И на самом деле: как человек может исправить то, что извратил, ведь грех уже совершен?! Вот убил человек своего товарища, вот развратничал с чужой женой — как можно такое исправить?! Может ли он изъять совершенное действие из реальности?» (Путь праведных гл. 4). В трех этих аспектах и выражается сущность качества Суда. Оно требует осуществления суда немедленно и в точном соответствии с Законом без того, чтобы считаться с различными смягчающими обстоятельствами. Нет отсрочки в наказании, поскольку нет возможности исправления греха. Это качество требует полного самоустранения сотворенного существа перед волей Творца, не оставляя ему никакой собственной воли или чего-то связанного с телом. Мир не может устоять в свете чистого качества Суда.

Объединение качеств Милости и Суда: качество Милосердия

«…Предварил ему качество Милосердия и присоединил его к качеству Суда». Как объясняет Рамхаль: «Милосердие позволяет как бы совершить обратное трем вышеупомянутым положениям. Это значит, что согрешившему будет дано время, и он не будет уничтожен в момент совершения греха.

Само наказание не будет окончательным уничтожением грешника. Безвозмездным добром раскаяние согрешившего будет принято. И отмена желания будет принята как отмена содеянного. Это значит, что когда раскаивающийся осознает преступление и признает его, видит заключающееся в нем зло и раскаивается и полностью сожалеет о нем, подобно сожалению об обете, то есть сожалеет совершенно и хотел бы, и желал, чтобы никогда этого не было, и горюет о том, что произошло, и перестает грешить в будущем, и избегает повторения былого — таким образом, отмена этого желания становится подобным отмене обета, и ему прощается. И об этом сказано (Йешаяу 6:7): “И снят твой грех, и твоя вина прощена” — то есть преступление, на самом деле, изъято из действительности и выкорчевано тем обстоятельством, что грешник сейчас сожалеет о содеянном, о былом. Это милосердие не соответствует букве закона, но, в то же время, оно не отрицает суд полностью, ибо ему есть на что опереться: так как место жажды преступления и желания наслаждения заступили раскаяние и сожаление о содеянном. Отсрочка же — это не отказ от взыскания, а некоторое терпение, дающее возможность исправить содеянное».

Качество Милосердия должно проявиться после качества Суда, чтобы дать миру возможность устоять. В отличие от качества Суда, которое требует немедленного совершенства человека в каждый отрезок его жизни, качество Милосердия дает возможность завтрашнего дня (вдруг человек раскается и исправит свой грех?…) Слова רחמים— милосердие и מחר — завтра — состоят из одних и тех же букв. Слово «милосердие» (рахамим) однокоренное со словом рехем (материнское чрево), которое вынашивает плод и дает ему жизнь не по заслугам, а в надежде на то, что он родится и завтра сможет существовать самостоятельно.

Возможность продолжать существование заложена в качестве Милосердия.

Это качество еще называется Эмет (Истина). Ведь истина указывает на вечное существование, в противоположность лжи, указывающей на возможность прекращения бытия. В Мишне сказано (Пара 8): «Эти источники называются ложными (מכזבים): те, что пересыхают раз в семьдесят лет».

Слово אמת, истина, состоит из первой, средней и последней букв еврейского алфавита, которым были созданы небо и земля. Оно — печать Всевышнего, поскольку в нем заключено все Творение, запечатанное вечным существованием Творца.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»