Из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни», темы: Подготовка к Субботе, Суббота, Зажигание свечей, Рав Хаим Донин
Чтобы достойно отметить субботу, ощутить всю ее красоту и испытать приносимое ею духовное наслаждение, необходимо приготовиться к ее приходу. Эти приготовления можно сравнить с приготовлениями к встрече уважаемого и дорогого гостя. Что делает семья, если к вечеру ожидается почетный гость?
§ Глава семьи постарается прийти с работы пораньше, чтобы успеть привести себя в порядок, сменить костюм.
§ Жена достанет свое лучшее платье, позаботится, чтобы дети успели вымыться и переодеться в чистую, красивую одежду.
§ Обеденный стол покроют белоснежной скатертью и сервируют лучшей посудой.
§ Еду приготовят заранее, и хозяйка постарается, чтобы блюда были разнообразными, вкусными и красиво оформленными. Для праздничного обеда приберегут лучшие продукты, вина, сладости.
§ Квартира будет тщательно прибрана и украшена.
§ Все члены семьи постараются закончить свои будничные дела до прибытия гостя.
§ Можно также представить себе, что хозяева захотят предупредить соседей и знакомых не беспокоить их телефонными звонками, пока у них в доме гость. Было бы не только неуважением по отношению к гостю, но и беспокойством для всех, если бы трапеза все время прерывалась.
Субботние свечи
§ Наступление субботы возвещается зажиганием свечей. Это обязанность матери семейства. Женщина начинает зажигать свечи в первую же субботу после замужества. Если в семье есть несколько замужних женщин, каждая из них обычно зажигает свои свечи.
§ Мужчина зажигает субботние свечи в том случае, если в доме нет женщины, или она не в состоянии выполнить ритуал, или если он живет один.
§ Свечи зажигают примерно за двадцать минут до заката. После захода солнца зажигать свечи нельзя.
§ Допускается зажигать свечи несколько раньше установленного срока. Это особенно часто делают летом, когда дни длинные, и тогда суббота может быть провозглашена на час (или около того) раньше.
§ Зажигают не менее двух свечей в честь двух стихов Торы, где заповедано соблюдать субботу: «Помни день субботний и чти святость его» (Шмот, 20:8) и «Соблюдай день субботний и чти святость его…» (Дварим, 5:12).
§ В некоторых семьях существует обычай зажигать более двух свечей или же по одной дополнительной свече в честь каждого родившегося ребенка. Разрешается зажигать любое число свечей.
§ Если не удалось приобрести белые восковые свечи, их можно заменить свечами любой формы, размера и цвета. Единственное требование: их должно хватить на время всей трапезы и на некоторое время после нее.
§ Можно использовать любые подсвечники, но предпочтительнее иметь специальные субботние, используемые только для субботы и праздников.
§ Хотя обычно благословение предшествует исполнению заповеди, в данном случае свечи зажигают сначала, а благословение произносят потом. Причина ясна: благословение возвещает наступление субботы, после чего зажигать огонь уже нельзя. Произнося благословение, закрывают глаза или прикрывают их руками.
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ. Г-СПОДЬ. Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ; ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЗАЖИГАТЬ СУББОТНИЕ СВЕЧИ!
§ После того, как свечи зажжены, принято приветствовать друг друга словами «Шабат шалом!»
§ Свечи нужно зажигать на том столе, за которым будет совершаться субботняя трапеза. Если это невозможно, они должны по крайней мере стоять в той же комнате. В поездках, на курорте, в больнице свечи зажигают в любом наиболее подходящем для этого месте.
Субботний стол
§ На столе, накрытом в канун субботы, должны быть:
две неразрезанные субботние халы, покрытые салфеткой (декоративные салфетки можно купить в магазинах, но неплохо, если хозяйка дома сделает такую салфетку сама, вышив на ней узор по собственному вкусу); кубок для «Кидуша».
Вечернее б-гослужение
§ Вечернее б-гослужение в пятницу называется «Кабалат шабат» («встреча субботы»). Как правило, оно начинается в синагоге вскоре после того, как в домах зажигают субботние свечи.
§ Хотя женщины и не обязаны читать эти молитвы, многие из них молятся (обычно дома, но иногда и в синагоге) , — чтобы встретить субботу подобающим образом.
§ Все мужчины в семье, а также дети, после зажигания свечей отправляются в синагогу. Молитва продолжается обычно сорок-пятьдесят минут и во многих синагогах сопровождается хоровым пением.
§ Для женщины суббота наступает в момент зажигания свечей, для мужчин — с началом чтения особого субботнего псалма («Мизмор шир лейом ашабат»).
§ Из-за болезни, плохой погоды или в том случае, если синагога находится очень далеко, можно в субботний вечер молиться дома. В этом случае субботние молитвы читают сразу после зажигания свечей. Все члены семьи должны молиться хором, как это делается в синагоге. Молитву «Шмонэ-эсрэ» произносят шепотом, стоя лицом к востоку (в Израиле — обратившись в сторону Иерусалима, в Иерусалиме — в сторону Стены плача).
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»