Из цикла «Еврейский дом», темы: Психология, Муж и Жена, Общение супругов, Еврейский дом, Рав Симха Коэн
Поскольку тема критики Вас так беспокоит, позволю себе предложить еще несколько точек зрения на проблему, которые уменьшат Ваши эмоциональные трудности, даже когда супруга делает Вам замечание и дает понять, что она не довольна Вашим поведением.
Человек, на которого направлена критика, сталкивается с целым рядом сложностей, особенно, если это происходит в рамках семьи.
В семье имеются два фактора, которые очень сильно воздействуют на отношения между супругами: комплимент и критика.
В обычном комплименте, не обязательно в рамках семьи, содержится несколько «сообщений»: само содержание комплимента, которое приятно слушать, поскольку в нем выражается признательность, а также сообщение «я привязан к тебе». В комплименте в семье есть еще дополнительное сообщение. Поскольку семья — это соединение двух половинок души, то во взаимных комплиментах супругов есть «дополнительный объем»: они «транслируют» эмоциональную привязанность друг к другу. В комплименте мужа к жене есть важное для женщины сообщение: «Ты мне нравишься». В комплименте жены мужу есть другое сообщение: «Я счастлива рядом с тобой и из-за тебя», сообщение, которое мужчине очень нравится слышать от жены.
Подобно этому, в критике тоже содержится несколько сообщений. Первое сообщение — это негативное и неприятное содержание критических слов, выражающих пренебрежение по отношению к критикуемому. В критике содержатся властные нотки: делающий человеку замечание ставит себя в позицию контроля и оценки личности критикуемого. Еще одно сообщение, содержащееся в критике, — это выражение отдаления и разрыва: «я чувствую отдаление от тебя». У критики в семье есть дополнительные аспекты по сравнению с иной критикой, так как критика жены мужем обижает ее больше, чем слова критики, высказываемые другим человеком. В критике, которую жена говорит мужу по поводу его действий и неудач, кроме самого ее неприятного содержания, есть дополнительный негатив: муж может счесть, что жена пытается им управлять. Кроме того, из критики он понимает, что его супруге не хорошо, и это ощущение противоречит его потребности в том, чтобы супруга чувствовала себя хорошо и заявляла об этом. Здесь же он понимает из ее слов, что она страдает, и это из-за него. К примеру, когда муж опаздывает домой и жена встречает его со словами: «Я так беспокоилась о тебе», муж реагирует раздраженно: «О чем можно беспокоиться, что случилось?!» Если муж попытается понять, почему слова «я беспокоилась о тебе» его раздражают, он увидит, что из этих слов он понимает, что его супруге не хорошо и что он является этому причиной — ведь ее беспокойство связано с его опозданием. Задача семьи — связывать супругов, а критика действует в противоположном направлении. Поэтому супругам нужно как можно больше хвалить друг друга и как можно меньше критиковать.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»