Из цикла «В гармонии с природой», темы: Раввин, Шлом байт, В гармонии с природой, Законы семейной чистоты, Рав Уриэль Зильбигер
Найди себе наставника
Когда мы плохо себя чувствуем или когда нам по какой-то причине необходимо пройти медицинское обследование, мы обращаемся к врачу, даже если обладаем какими-то основными познаниями в медицине. Иногда при этом нам приходится преодолеть стеснительность, как, скажем, при посещении гинеколога, и мы это делаем, потому что понимаем, насколько важно для нас здоровье. В конце концов посещение врача становится для нас привычным делом и чувство неудобства исчезает.
Наша душа также нуждается в помощи специалиста — раввина, знатока еврейского закона. Большинство людей не знакомо с законами ниды во всех их деталях. Можно ли отказаться от помощи раввина на том основании, что речь идет об очень личном, интимном деле? Можем ли мы взять на себя ответственность за здоровье нашей души? Разумеется, нет. Совершенно очевидно, что в вопросах здоровья души, как и в вопросах физического здоровья, обойтись без помощи и руководства специалиста нельзя. При обращении к раввину мы также можем поначалу испытывать известную неловкость, нам нелегко позвонить раввину, показать ему проверочную салфетку или нижнее белье. Но эту неловкость надо превозмочь. А после нескольких таких обращений мы уже воспринимаем их как норму. И, подобно тому, как врач хранит врачебную тайну своих пациентов, раввин хранит личную информацию, касающуюся людей, обратившихся к нему за консультацией.
Если по поводу применения какого-то закона у нас возникли сомнения, ни в коем случае нельзя устрожать правила по собственной инициативе только для того, чтобы не обращаться лишний раз к раввину. Таким путем можно войти в противоречие с предписаниями Всевышнего. Многие женщины с опозданием узнают, что годами совершали ошибки в соблюдении законов ниды: устрожали, когда это было не нужно, или нарушали что-то по незнанию, — только потому, что стеснялись пойти и спросить у раввина.
Совет знающего раввина может оказаться полезен не только в отношении законов ниды и их деталей, но и в более широкой области. Случалось, что советы раввина женщинам, обратившимся к нему по вопросам ниды, помогали им забеременеть или позволяли обнаружить болезнь26 на ее ранней стадии.
Сосуд, хранящий благословения
Говорит Мишна27: «Сказал раби Шимон бен Халафта: не нашел Всевышний, благословен Он, сосуда для хранения благословений Израилю [надежнее], чем мир, как сказано: “Г-сподь даст Своему народу силу, Г-сподь благословит Свой народ миром”28.»
Основа истинного мира — в самом человеке. Только если каждый еврей живет в мире с самим собой, в любви и братстве со своими домочадцами, возможен мир и единство в народе Израиля. Это одна из причин, почему в завершение молитвы «Кадиш» мы просим Всевышнего дать нам мир: «Да будут дарованы с Небес прочный мир и жизнь нам и всему Израилю!», и сразу же повторяем эту просьбу: «Устанавливающий мир в Своих высотах. Он пошлет мир нам и всему Израилю». Прежде всего необходимо, чтобы мир установился в душе каждого отдельного человека, только тогда он станет возможен во всем его окружении.
Иерусалимский Талмуд29 рассказывает, какое большое значение придавал миру между супругами раби Меир30. Как-то в субботу вечером его обычная речь в синагоге перед собравшимися на молитву очень затянулась, и одна из его слушательниц опоздала домой настолько, что к тому времени уже погасли субботние свечи. Когда ее муж узнал, что ее так задержало, он потребовал, чтобы она плюнула в лицо раби Меиру, а иначе он не пустит ее в дом. Праведная женщина отказалась так унизить раби. Раби Meир, узнав, что стал причиной ссоры, сделал вид, что у него болит глаз. Он попросил эту женщину поплевать ему на глаз семь раз это якобы его излечит. Женщина выполнила его просьбу, и тогда раби велел: «Ступай домой и скажи мужу, что ты плюнула не один, а семь раз!» Муж этой женщины был явно не прав, раби Меир обладал авторитетом и мог бы заставить его впустить жену в дом. Но раби Меир предпочел перенести унижение, чтобы воестановить мир между супругами31.
Раби Меир указывал нам также: на иврите слово «иш» (мужчина) и «иша» (женщина) имеют две общие буквы: «алеф» и «шин», образующие слово «эш» (огонь). Остальные буквы этих двух слов: «йуд» и «эй» — образуют Имя Всевышнего. Отсюда раби Меир заключал: если муж и жена («иш» и «иша») удостоились, между ними пребывает Б-жественное присутствие. Если не удостоились, Б-жественное присутствие покидает их. От слова «иш» без буквы «йуд» остается «эш» — огонь. И то же — от слова «иша» без буквы «эй». И этот двойной огонь пожирает супругов32.
О раве Шломо-Залмане Ойербахе33, благословенна память праведника, говорят, что он относился к людям очень бережно, стараясь ни в коем случае не задеть чье-либо достоинство, и тем более — достоинство своих домашних. Однажды кто-то увидел, как рав Ойербах, прежде чем войти в свой собственный дом, поправляет одежду и приводит себя в порядок, и удивился. Заметив его удивление, рав объяснил свои действия: «Ведь сказано: если муж и жена удостоились — среди них находится Б-жественное присутствие. Я собираюсь войти туда, где пребывает Б-жественное присутствие, вот я и привожу себя в порядок перед этим…».
26 Например, злокачественное образование или внутреннее кровотечение.
27 Мишна «Укцин», 3:12. М. — первая запись Устного закона, данного евреям на горе Синай.
28 Теилим, 29:11. Т. — Псалмы.
29 См. подробнее: Иерусалимский талмуд, трактат «Сота» 1, 4.
30 Раби Меир жил в Эрец-Исраэль около 1900 лет тому назад. Он был учеником раби Ишмаэля и раби Акивы.
31 Раби Меир объяснил своим ученикам, что Сам Всевышний позволяет стереть Свое святое Имя с пергамента в особой процедуре, необходимой для восстановления мира между супругами. См. Бемидбар, 5:23, трактат «Дерех эрец» (раздел о Мире, алаха 9) и Талмуд, трактат «Сукка», 53б.
32 Псикта Зутра, Берешит, 2, а также трактат «Сота», 19а.
33 Родился в Иерусалиме в начале 20-го века. Долгие годы возглавлял ешиву «Коль Тора» в Иерусалиме. Умер в 1995 году.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.