Темы: Душа, Йешива, Заповеди, Мировоззрение, Изучение Торы, Рав Элиягу Вугенфирер, Самосовершенствование
Книга «Зоар» об «исторических рассказах» в Торе
В Торе есть целый ряд «рассказов», которые, на первый взгляд, лишены глубины и просто описывают исторические события. Раби Шимон бар Йохай в книге «Зоар» (глава Беалотха) разъясняет, что это не так: «Горе тому человеку, который считает, что Тора состоит из каких-то историй, [ограничивается рассказом] об обыденных вещах. Ведь если бы это было так, то мы бы в наши дни могли составить [свою] Тору из обыденных историй, причем намного лучше… Но все слова Торы — слова высокие и содержат в себе глубочайшие тайны. Посмотри: этот мир и Мир Высший параллельны друг другу. Ангелы, спускающиеся в этот мир, должны облачиться в одеяния этого мира (принимая минимальную материальную форму), а если этого не произойдёт — не смогут существовать в этом мире и этот мир также не сможет их вынести. И если с ангелами так — что же говорить о Торе, с помощью которой были сотворены и они сами, и все духовные миры, и этот мир, являющийся их оболочкой? Ведь “Творец смотрел в Тору и творил мир”. И ещё: ведь существование всех этих миров поддерживается лишь за счёт изучения Торы, как сказано: “Если бы не союз мой днями и ночами — правил неба и земли не установил бы Я” (Ирмияу 33:25). То есть даже сейчас, когда мир уже существует, если бы хоть одно мгновение никто в мире не занимался бы Торой — Мироздание прекратило бы своё существование. Поэтому Тора, будучи спущенной в этот мир, тем более должна была облачиться в материальную форму — “одеяние” этого мира, ведь иначе мир не выдержал бы ее. И в этом заключается смысл “рассказов”: они — “одежда” Торы. И тот, кто считает, что рассказы — это суть Торы и нет в ней ничего сверх них — нет у такого человека доли в Мире Грядущем, в мире, в котором будет снята часть покрова, проявив духовную подоплеку всего сущего. И этот человек не имеет отношения к сути Торы — “Торе без одеяния”. Поэтому сказал царь Давид (Теилим 119:18): “Открой глаза мои и вгляжусь в сокрытые чудеса Торы Твоей”.»
Душа мира
Согласно еврейской традиции, всё существующее имеет душу: человек, его пища и все предметы, которые окружают человека. Люди едят — человеческий организм получает питание лишь от наиболее тонкой части материальной пищи, а оставшееся является отходами. Душа же человека получает пищу от еще более тонкой части еды — от ее духовной составляющей. Душа пищи — это Слово Всевышнего, создавшее ее и поддерживающее ее существование.
И у Небес есть духовная составляющая, как сказано: « Всегда слово Всевышнего стоит в Небесах» — и поддерживает их существование. То самое слово, которое было изречено Всвышним при Творении мира: «Да будет…». И еще сказано о Солнце и Луне: «Делающий светила великие, ибо вовеки милосердие Его» — т.е. поскольку «вовеки милосердие Его», поэтому Всевышний делает светила всегда, творит их в настоящем времени.
Душа Торы
И у Торы тоже есть «душа» — внутренняя, скрытая её часть. И это то, что просил Давид — открыть то, что стоит за внешней стороной Торы. А его сын, царь Шломо, о котором сказано «мудрейший из людей» (Цари I 5:11), сам писал о себе: «Сказал я: постиг мудрость [Торы] я. А она всё ещё далека от меня» (Коэлет 7:23). Рамбам разъяснил этот принцип2: «Чтобы мы верили, что вся Тора эта, которая дана нам через Учителя нашего Моше — вся она из уст Вссильного… И нет разницы между стихами: “И сыновья Хама: Куш и Мицраим” (Брейшит 6:10), “…и имя жены его Мейтавель” (там же 38:39), “И Тимна была наложницей…” (там же 36:12) с одной стороны и стихами “Я Всевышний, Б-г твой” (Шмот 20:2), “Шма, Исраэль”. Потому что всё из уст Вссильного, и всё это — Тора Всвышнего — совершенная, чистая, святая и истинная… И в каждую фразу из Торы заключены мудрость и скрытые чудеса, которые открываются тому, кто понимает её. Однако не была постигнута до конца мудрость ни одного отрывка, ведь “Длиннее Земли мера её и шире чем море она” (Йов 11:9). И не остаётся человеку ничего другого, а только следовать по пути Давида, помазанника Б-жьего, и просить: “Открой глаза мои и вгляжусь в сокрытые чудеса Торы Твоей”.»
От открытого к сокрытому
Разберем приведенный Рамбамом пример. Тора зачем-то сообщает нам родословную восьми царей Эдома, и что у восьмого была жена по имени Мейтабель: «И это цари, которые царствовали в земле Эдома перед воцарением царя сыновей Израиля. И воцарился в Эдоме Бэла … И умер Бэла и воцарился вместо него Йовав…И умер … и воцарился. И умер … и воцарился…» (Брейшит 36:3139). И так семь раз, пока не пришел восьмой эдомский царь Адар, о котором сказано: «И умер Бааль Ханан сын Ахбор, и воцарился вместо него Адар, и название города его Пау, и имя жены его Мейтабель…». Об Адаре не сказано что он умер. Благодаря Аризалю мы знаем, что здесь Тора сообщает нам о процессе творения духовных качеств, с помощью которых Творец управляет миром (милосердие, мощь и т.д.). В самом начале творения эти семь качеств-инструментов — «семь сосудов»3 — разбились, поскольку форма каждого была наполнена его же содержанием, и каждый инструмент был «автономен» от других. Поэтому эти инструменты разбивались один за другим («и воцарился… и умер…»), пока Всевышний не создал систему взаимного проникновения инструментов — содержание одного явилось формой для другого, милосердие приняло форму мощи, и о нём уже не сказано «умер», а только «воцарился». И на это взаимное проникновение указывают слова «а имя жены его…». Тем, что открыл нам Аризаль относительно этого отрывка, занимаются многие глубокие книги.
Хафец Хаим поясняет другой упомянутый Рамбамом стих: слова «длиннее Земли мера её» означают, что у каждой вещи есть своя мера, зависящая от её величины. Соответственно, чем больше вещь, тем больше единица её измерения. «Длиннее Земли мера её» — значит, даже мера её (т.е. Торы), ее единица измерения — «длиннее земли», т.е. превосходит все, что мы способны измерить. А о самой Торе мы даже не говорим! Смотрите: Сотворение мира заняло всего 6 дней, а Дарование Торы — 40, что говорит о ее неизмеримом величии.
Почему Тора так неизмеримо велика? Потому, что она является притчей о Предвечном, то есть наподобие того, как создают изображение, напоминающее лицо, по которому можно получить некоторое представление о том, кто изображён, так и Тора — с её помощью мы получаем некоторое представление о Том, Кто её дал.
Заповедь как причина исторических событий
Существует парадокс. С одной стороны, Тора является «отражением» Всвышнего (см. выше) и душой всех миров и нашего мира, который является их оболочкой. С другой стороны, чтобы дать её нам, для того чтобы мы имели возможность постигать Творца с её помощью, необходимо было «одеть» и её в оболочку этого материального мира, иначе она не могла бы в этом мире существовать.
Сказано в Пасхальной Агаде: «Эта маца, которую мы едим, потому, что Вссильный вывел нас из Египта с такой поспешностью, что тесто не успело закваситься — и поэтому мы едим пресный хлеб». Эти строки комментирует Бейт аЛеви: да, мы едим мацу по причине, указанной в Агаде, но сама заповедь есть мацу в Песах является абсолютной и она не связана именно с этой причиной. И более того — поспешный выход евреев из Египта нужен был именно для того, чтобы дать нам эту заповедь. И таким образом заповедь получила реализацию в нашем мире.
В Торе сообщается, что наш праотец Авраам соблюдал все заповеди. Он ел мацу в Песах, причем задолго до выхода евреев из Египта и даже порабощения их фараоном, а о Лоте, его племяннике, прямо сказано, что он накормил ею ангелов (Брейшит 19:3). Авраам исполнял эту заповедь как необъяснимую — как заповедь о «красной корове», поскольку заповедь мацы ещё не получила практическую реализацию в нашем мире. Пепел красной коровы, которым очищается человек от ритуальной нечистоты мёртвого, и сложные, непонятные законы, связанные с этим, указывают на то, что эта заповедь еще не получила той реализации, которая сделала бы ее понятной и логичной в наших глазах. В глобальном смысле эта заповедь означает бессмертие (через очищение от «нечистоты смерти»). Однако поскольку бессмертие еще не реализовано в мире, то и понимания того, как законы этой заповеди в точности соответствуют понятию вечной жизни, у нас нет. Заповедь о «красной корове» для нас является примерно тем же самым, чем для Праотца Авраама в своё время была маца.
И именно потому, что этот мир слишком мал чтобы вместить Величие святости света Торы, Творцу пришлось её «сжать». Но даже теперь, когда она одета в материальный покров этого мира, мы видим, что нет границ её мудрости. Причина этого ясна. Ведь если с помощью Торы были сотворены все миры, и также этот мир — оболочка всех остальных миров — то уж воплощение самой Торы в этом мире никак не может быть меньше нашего мира. А это значит, что до тех пор, пока существует наш мир, есть что учить в Торе и открывать всему человечеству.
Задача человека
Всевышний поместил Первого человека в Ган Эден, чтобы обрабатывать его и хранить (Брейшит 2:15). В чем могла состоять обработка Райского Сада, если сорняки впервые появились после греха6? А если речь о том, чтобы сажать то, что нужно сажать — то кто делает это теперь, когда Адам аРишон — Первый человек — изгнан из Сада? И от кого или чего защищать Сад? И кто хранит Сад сейчас, если именно человек был необходим для этой работы? И мудрецы дают толкование (Сифри, Дварим 11:13): «обрабатывать» — повелительная заповедь изучать Тору, «хранить» — запрет забывать её.
И сказали мудрецы, что Адам стал смертен после своего греха и, следовательно, не согреши он — жил бы вечно, т.е. 6000 лет в этом мире (всё время, отпущенное нашему миру до наступления Мира грядущего), и дальше. И чем бы он занимался все дни своей жизни? И чем занялись бы его потомки — бессмертные, как и он, не будь проклятия, сказанного Адаму после греха: «В поте лица своего будешь есть хлеб свой»? И поясняют наши мудрецы в трактате «Санэдрин» (лист 99) сказанное в Писании: «Адам для труда рождён» («Йов» 5:7) — для какого труда? Для труда над Торой, которая была подготовлена еще до Сотворения мира для этого самого Сотворения и для того, чтобы дать ее человеку. И на этот труд было отведено 6000 лет — Первому человеку и его потомкам.
А как же мы? Из бессмертных мы стали смертными, а из-за грехов последующих поколений жизнь сокращалась всё больше и больше. Так что теперь её средняя продолжительность — 70-80 лет, и большая часть её — суета и боль (Теилим). Т.е. человек сегодня проживает в среднем 1/90 от 6000 изначально отпущенных лет. Но ведь Тора не сократилась и её не стало меньше. Как быть нам — тем, кого Творец избрал исправлять грех Первого человека? Исправление должно начаться с возвращения в состояние Первого человека до греха, и с этой «стартовой площадки» будет реализовываться предназначение человечества. Но как успеть все это за столь короткую жизнь? Парадокс в том, что с помощью Торы мы удостаиваемся вечности, соединяясь с Предвечным, а чтобы её выучить, требуется быть, по крайней мере, бессмертным. Да, действительно, Тора была дана сообществу — шестистам тысячам евреев. И точно также, как есть «шестьсот тысяч евреев», также есть шестьсот тысяч букв в Торе (см. комментарий «Пней Йеошуа» на трактат «Кидушин», лист 30), да и название еврейского народа — «Исраэль» — толкуется как аббревиатура «Есть Шестьдесят по Десять Тысяч Букв Торы».
Древо жизни
Все мы — потомки тех, кто получал Тору на горе Синай. Они — наш корень, а мы — ветви, которые растут из этого корня. Мы пришли в этот мир для того, что продолжить совместно решать нашу общую задачу: ктото своим особенным пониманием (или, быть может, всего лишь оттенками понимания), кто— то поддержкой изучения Торы. Но, несмотря на общность задачи, у каждого есть своя, уникальная доля в Торе, и именно поэтому каждый из нас наделён своими особыми качествами и способностями, складом ума и характером. И именно об этом мы просим в конце молитвы: «Дай нам долю нашу в Торе твоей».
Мы говорим о Торе: «Эц хаим и лемахзиким ба» («Древо жизни она для держащихся ее»). Ивритское словосочетание «махазиким ба» может быть переведено и понято как «держащиеся за неё» или как «поддерживающие её», и эта двойственность не случайна. «Древом жизни» Тора названа потому, что структура рассуждений Устной ее части по форме напоминает дерево: есть «корни» (стихи Писания), «ствол» (законы, которые выведены из этих стихов), «ветви» (талмудические дискуссии относительно законов и их анализ), новые «побеги» и «листья» («ришоним» и «ахароним» — комментаторы, помогающие нам заполнить пробелы в понимании того, что упомянуто лишь намеком, и законоучители, определяющие практическую алаху в современных условиях). Тора названа «Древом жизни» еще и потому, что у дерева есть корни и крона, которым соответствуют дедуктивный и индуктивный метод анализа в Торе — исследование с целью выявления первопричин или проецирование базового принципа на конкретную ситуацию. Можно провести и еще одну параллель между Торой и деревом. В стволе дерева есть кольца — концентрические круги с увеличивающимся от центра радиусом. Эти кольца подобны «одеяниям» души Торы.
Почему именно «Древо жизни»? Потому что Тора остаётся незавершенной и продолжает расти и развиваться, как сама жизнь, развивающаяся и реализовывающаяся по алгоритму, который задан миру этой же Торой. А еще потому, что с помощью Торы мы обретаем Вечность — Жизнь: постигая Тору, мы проникаем в неё, а она в нас, и мы становимся одним целым с Торой, которая является совокупностью всей жизни всех миров, настоящих и будущих — их душой и реализацией одновременно.
Концепция ешивы в наше время
Однажды раби Ицхак Гутнер сказал, что радость которую в наше время должны испытывать ученики, находясь в стенах ешивы, несравнима с той радостью, которую испытывали учащиеся прежних поколений. Как это понять? Если сказать кому-то, что если он не будет есть изысканные кушанья с царского стола, то умрёт голодной смертью — такое заявление наверняка покажется странным, ведь, как правило, изысканные яства и жестокий голод весьма далеки друг от друга, и даже противоположны друг другу: от голода умирают люди, у которых нет самого обычного хлеба, самой простой еды. Но если мы применим это высказывание к описанию жизни по Торе, то оно окажется не только легитимным, но и абсолютно естественным. Тора говорит (Дварим 11): «Остерегайтесь, …чтобы не отошли вы и не стали бы служить богам другим». Куда отошли, откуда? Раши объясняет: чтобы не «отошли» от изучения Торы. Учить Тору — значит вкушать самые изысканные яства с царского стола, но прекращение учебы («отход») приводит к тому, что еврей начинает испытывать духовный голод и в результате дойти даже до служения иным богам. Нужно знать великое правило: человеческая душа не терпит пустоты, и если душа пуста от Торы, то она обязательно заполняется другими вещами, и даже идолопоклонством.
В Пятикнижии мы находим всего два сооружения, строительство которых было заповедано Всевышним: ковчег и переносной Храм — Мишкан. Ковчег нужен тогда, когда вокруг бушует потоп, уничтожающий все. Мишкан был воздвигнут, когда еврейский народ пребывал в наилучшем своем духовном состоянии, для того, чтобы выделить особое место, в котором будет обеспечена еще большая святость. Этот пример поможет нам объяснить разницу между современными ешивами и ешивами в предыдущих поколениях. В предыдущих поколениях, даже в изгнании, ешива в какойто степени выполняла функцию «Храма»: духовное состояние народа было намного лучше, поэтому ешива являлась местом особого сосредоточения святости. В наше время к функциям, осуществляемым ешивой, добавилась еще одна: мы живем в эпоху, когда потоп безверия и невежества затапливает буквально всё, поэтому нам необходим «ковчег». Т.е. современная ешива — это явление, которого никогда прежде не было, ведь в ней соединены функции ковчега, спасающего от духовной смерти, и Храма, который представляет собой место особого сосредоточения святости — «царских кушаний», если следовать нашему первому примеру. В нашем поколении ученики ешив выбирают между царскими кушаниями и духовной смертью. Именно в этом причина особой радости, которую должны испытывать те, кто удостоился поступить в ешиву и учиться в ней.
Интересно, что рав Яаков Исраэль Каневский (Стайплер) высказывал по поводу ешив ту же самую мысль, хотя он пришел к ней другим путем. Написано в Торе: «И вышел Яаков из Беер-Шевы и пошел в Харан». (Брейшит 28:10). Но зачем нам сообщается, что Яаков «вышел»? Ведь стих содержит информацию о том, куда Яаков направился, а если человек идет в какоето место — значит, он покинул то место, в котором находился до этого! Объяснение написанного состоит в том, что человек, перемещаясь из одного места в другое, может желать не быть в том месте, где он находится, или оказаться именно в том месте, куда он направляется. Автор книги «Бейт аЛеви» пишет, что Яаков преследовал обе эти цели.
Стайплер использует эту идею для объяснения концепции ешивы в наше время. В былые времена еврей был окружен духовностью и в месте своего постоянного проживания, поэтому в ешиву молодой человек отправлялся лишь за тем, чтобы приобрести глубокие познания в Торе, стать мудрецом. В наше время ситуация изменилась: приходя в ешиву, молодой человек прежде всего выходит из своего невежественного или попросту неверующего окружения, а потом, уже находясь в ешиве, он начинает ставить перед собой высокие духовные цели.
По большому счёту, сегодня молодой человек находится перед выбором: или он возвращается к настоящему себе, через раскрытие и реализацию потенциала, который заложен в его душе, или, наоборот, реализацию получит его животная составляющая, которая всё больше и больше поглощает и скрывает свет его души. И выходит, что место, определенное окружение и соответствующая обстановка способствуют раскрытию одной из двух вышеупомянутых составляющих, и выбор места, окружения и обстановки в значительной степени предопределяет результат.
Интенсивный и экстенсивный пути
Оказавшись в ешиве, человек сталкивается лицом к лицу с великими идеями, осознание которых требует от него максимального использования всех возможных средств и ресурсов. Лишь мобилизовав все ресурсы, и постигнув, в конечном счете, эти идеи, он реализует свой потенциал наилучшим образом. Напротив, даже ставя перед собой правильные цели, но оставаясь при этом вне ешивы, человек не может мобилизоваться по-настоящему, и даже если он двигается в правильную сторону, осознанно подбирая и используя средства и ставя постижение истины во главу угла — его путь к цели остается экстенсивным, сравнительно неэффективным и гораздо более долгим. Почему это так? Дело не только в «сопротивлении среды» (которая никогда не способствует мобилизации, и наоборот, отдаляет человека от высшей цели), и даже не в том, что духовный рост тратится недостаточно времени. Основная проблема экстенсивного, «неешивского» пути, состоит в том, что точные инструменты постижения не могут быть «изготовлены» самостоятельно: они бережно передаются от настоящего учителя к настоящему ученику.
Нужно особо подчеркнуть, что успех ешивы зависит не только от профессионального уровня преподавателей и особой «ешивской» атмосферы, но в большей степени от учащихся ешивы — от их мотивации. Есть много разных людей, с разными характерами и достоинствами — умные, усидчивые, эрудированные, активные, скромные и т.д. Однако по-настоящему успешным учеником наши учителя называли «ученика ищущего», т.е. того, кто мотивирован приобрести знание, постичь истину, научиться. И это не случайно: именно нацеленность на поиск помогает выработать и развить, и далее задействовать по мере необходимости все остальные качества, требуемые для постижения Торы.
Из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего