Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Суббота, Рамбам, Почитание родителей, Проклятие
316-я заповедь – запрещение проклинать властителя. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “...И властителя в своем народе не проклинай” (Шмот 22:27). Под словом “властитель” (наси) в стихе подразумевается царь, которому принадлежит власть. И подобно этому, в Его речении “Если властитель согрешит...” (Ваикра 4:22) – так же имеется в виду царь (Сифра и Орайот 3:3).
Вместе с тем, мудрецы именуют титулом наси главу совета 70-ти старейшин – Санхедрина. И во многих местах Талмуда написано: “наси (в значении “глава Санхедрина”) и руководитель Высшего суда” (Хагига 16б, Кидушин 33б и др.). И еще сказано: “Если наси (глава Санхедрина) поступился своими привилегиями, его привилегиями можно пренебречь; но если царь поступился своими привилегиями, его привилегии остаются в силе” (Санхедрин 19б).
И знай, что этот запрет подразумевает и главу Санхедрина, и царя – ведь Тора запрещает проклинать того, кто наделен высшей властью, как светской, так и духовной. Об этом с очевидностью свидетельствуют законы, связанные с выполнением этой заповеди. Преступивший этот запрет карается бичеванием.
317-я заповедь – запрещение проклинать любого человека из народа Израиля. И об этом Его речение: “Не проклинай глухого” (Ваикра 19:14).
И я объясню тебе, почему сказано именно “глухого”.
Когда в душе пробуждается страстное желание отомстить обидчику, мститель не успокаивается, пока не покарает обидчика – в максимальном, с точки зрения мстителя, соответствии с нанесенным ему ущербом. И лишь когда обидчик наказан, страсть, бушевавшая в сердце мстителя, утоляется.
Иногда для утоления мести оказывается достаточным оскорбить и проклясть обидчика – и жажда мести удовлетворяется позором, причиненным врагу.
Иногда обида более значительна, и мститель не успокаивается до тех пор, пока не нанесет непоправимый урон имуществу своего обидчика.
А бывает дело еще серьезней – мститель не успокаивается, пока не нанесет ощутимого вреда самому обидчику, обрушив на него град ударов или поразив какой-либо из органов его тела.
А бывает еще серьезней – жажда мести не удовлетворяется до тех пор, пока обиженный не лишает обидчика жизни.
Однако порой обида бывает настолько незначительной, что желание мести удовлетворяется просто гневной руганью и проклятиями, высказанными даже в отсутствие обидчика. И известно, что в таком случае гневливые и вспыльчивые люди успокаиваются, выплескивая свой гнев – даже если обидчик не слышит их проклятий и не ведает об их гневе.
Мы могли бы подумать, что Тора запрещает проклинать любого еврея только в том случае, когда он это слышит – ведь проклятия оскорбляют его и наносят ему нравственный ущерб. Но когда произносимых проклятий никто не слышит и они никого не ранят, может быть, на проклинающем нет греха? И Тора говорит нам, что такие проклятия тоже запрещены, поскольку закон принимает во внимание не только урон, наносимый проклинаемому, но и положение самого проклинающего – Тора запрещает ему пробуждать в своем сердце месть и чувство гнева. И поэтому-то мудрецы выводят запрет проклинать любого еврея именно из речения “Не проклинай глухого”.
И сказано в Сифре (Кедошим): “Из этого стиха видно только, что нельзя проклинать глухого – откуда же известно, что нельзя проклинать любого еврея? Тора говорит: “...в своем народе не проклинай” (Шмот 22:27). Если так, то зачем же сказано: “Не проклинай глухого”? Глухой не слышит проклятий, но он живет – мертвый не живет и не слышит (т.е. запрет не распространяется на того, кто проклинает умершего)”. А Мехильта (Мишпатим) объясняет: “Не проклинай глухого” – Писание приводит в пример самого обездоленного из людей”.
Тот, кто преступая этот запрет, проклинает еврея Именем Б-га, карается бичеванием. И тот, кто проклинает самого себя, также карается бичеванием.
Итак, ясно, что тот, кто проклинает другого еврея Именем Б-га, преступает запрет, выраженный в Его речении “Не проклинай глухого”. А тот, кто проклинает какого-либо судью, преступает два запрета и карается бичеванием дважды. А тот, кто проклинает главу Санхедрина наказывается бичеванием три раза.
В Мехильте (Мишпатим) объясняется: “Из стиха “Властителя в твоем народе не проклинай” (Шмот 22:27) мы могли бы выучить и запрет проклинать главу Санхедрина, и запрет проклинать судью. Зачем же еще сказано (там же): “Б-га не проклинай (другой перевод “Судей не проклинай” – НД 60 и 315)”? Чтобы подчеркнуть, что эта два отдельных запрета. И по этому поводу сказано: бывает, что человек делает всего лишь одно высказывание, а карается за нарушение четырех запретов Торы. Сын главы Санхедрина, который проклял отца, подвергается наказанию за нарушение четырех заповедей: за нарушение запрета “Не проклинай глухого”, за нарушение запрета проклинать отца (НД 318), за нарушение запрета проклинать судью (НД 315) и за нарушение запрета “Властителя в своем народе не проклинай” (НД 316).
Законы, связанные с выполнением этих заповедей, разъясняются в 4-ой главе трактата Швуот (35а-36а).
318-я заповедь – запрещение проклинать отца или мать. Наказание за это указано в Торе, в Его речении: “Проклинающий отца и мать будет предан смерти” (Шмот 21:17). Нарушитель этого запрета побивается камнями – и даже в том случае, если он проклял одного из уже умерших родителей.
Тем не менее сам запрет не выражен в Торе отдельно и не сказано: “Не проклинай своего отца”. Этот запрет выводится из Его речения, запрещающего проклинать любого еврея (НД 317), – в том числе и отца, и мать.
В Мехильте (Мишпатим) объясняется: “Проклинающий отца и мать будет предан смерти” – наказание указано, но где же сам запрет? Тора говорит: “Судей не проклинай” (Шмот 22:27) – и если отец является судьей, то этот запрет (НД 315) подразумевает и его тоже. А если отец – глава Санхедрина, то запрет проклинать главу Санхедрина (НД 316) подразумевает и его. А если отец простой человек, тогда он подразумевается в речении “Не проклинай глухого” (Ваикра 19:14). И из всех этих трех запретов можно выучить методом биньян ав (“общий принцип” – один из “13 методов толкования Торы”): точно так же, как наси, и судья, и каждый еврей принадлежат к “твоему народу” (Шмот 22:27) и их всех нельзя проклинать, так и отец принадлежит к “твоему народу” и его нельзя проклинать”.
И сказано в Сифре (Кедошим): “Всякий, кто проклянет отца и мать, смерти должен быть предан” (Ваикра 20:9) – наказание указано, а сам запрет не указан?! Тора говорит: “Судей не проклинай” – и далее в тех же выражениях, что и в Мехильте.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а,66а).
319-я заповедь – запрещение наносить удары отцу или матери. И этот запрет так же не выражен в Писании определенно, однако указано наказание за подобное преступление. Ашем сказал: “И кто ударит отца своего и мать свою, должен быть предан смерти” (Шмот 21:15).
Запрет бить отца или мать мы учим подобным же путем, что и запрет проклинать отца или мать (НД 318). Мы уже разъясняли, комментируя 300-ю заповедь “Не делай”, что запрещено бить любого еврея – значит, и отца с матерью в том числе.
И в Мехильте (Мишпатим) объясняется: “И кто ударит отца своего и мать свою, должен быть предан смерти” – наказание указано, а сам запрет не указан?! Тора говорит: “До сорока ударов можно дать ему, не добавляй...” (Дварим 25:3). И если уж запрещено добавлять хотя бы один лишний удар, наказывая того, кого заповедано карать бичеванием, то уж тем более запрещено наносить удар тому, кого не заповедано бить”.
Преступивший этот запрет – т.е. умышленно ударивший, до крови, своего отца или мать – карается удушением.
Законы, связанные с соблюдением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Санхедрин (84б-85б).
Триста двадцатая заповедь – запрещение совершать работу в Шабат. И об этом Его речение: “А день седьмой, Шабат, – Ашему, твоему Б-гу; не делай никакой работы – ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой скот, ни гер, который в твоих вратах” (Шмот 20:10).
Писание (там же 31:14) указывает, что умышленно нарушивший этот запрет – при отсутствии свидетелей карается “отсечением души”. Но если были свидетели, предоставившие показания суду, нарушитель запрета подлежит побиению камнями. А если нарушение было совершено неумышленно, нарушитель приносит установленную грехоочистительную жертву.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Шабат.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.