Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Песах, Суббота, Рамбам, 39 мелахот, Запреты в Субботу
321-я заповедь – запрещение выходить в Шабат за пределы тхума (“субботних границ” населенного пункта). И об этом Его речение: “Пусть не выходит человек из своей местности в седьмой день” (Шмот 16:29). А устная традиция разъясняет, что субботние границы проходят на расстоянии в две тысячи локтей (локоть – ок. 57,5 см) от самого города, и дальше этого рубежа нельзя выходить даже на один локоть (Сота 27б). Но пройти две тысячи локтей в любую сторону от города разрешается.
И сказано в Мехильте (Бешалах): “Пусть не выходит человек из своей местности...” – далее, чем на две тысячи локтей”. А в трактате Эрувин (17б) указано: “Нарушитель субботней границы, согласно закону Торы, карается бичеванием”. И в том же трактате разъяснены законы, связанные с выполнением этой заповеди.
322-я заповедь – запрещение карать преступников в Шабат, приводя приговор суда в исполнение. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “А день седьмой да будет свят для вас, Шабат покоя, посвященная Ашему; всякий, кто совершает в этот день работу, будет предан смерти, – не разжигайте огня... в день Шабата” (Шмот 35:2-3). Имеется в виду, не подвергайте сожжению того, кто приговорен к этой казни, – и также не приводите в исполнение другие приговоры.
В Мехильте (Ваякхель) объясняется: “Не разжигайте огня...” – сказано так, чтобы научить: как сожжение – одна из казней, предусмотренных законом Торы, – не совершается в Шабат, так и остальные казни не совершаются в Шабат”.
И еще предположили мудрецы (Шабат 70а): “Разжигание огня выделено из всех других запрещенных в Шабат действий, чтобы научить: нарушение этого запрета карается бичеванием (в то время, как за выполнение других запрещенных Торой работ нарушитель подлежит смертной казни)”. Но это предположение мудрецов не получило статус закона.
Согласно же основному мнению законоучителей, Тора выделила разжигание огня из других запрещенных в Шабат действий, чтобы научить: нарушитель подлежит отдельному наказанию за совершение каждой из запрещенных работ – как за разжигание огня, так и за любую другую работу. И это разъясняется в соответствующем разделе Талмуда (Песахим 5б).
А в Иерусалимском Талмуде (Санхедрин 4:6) говорится: “...Не разжигайте огня во всех поселениях ваших в день Шабата”. Сказал раби Ила от имени раби Яная: “Отсюда мы учим, что суд не производит заседаний и не выносит приговоров в Шабат” (выражение “во всех поселениях ваших” можно также перевести: “во всех заседаниях ваших”).
323-я заповедь – запрещение совершать работу в первый день праздника Песах. И об этом Его речение: “...А в первый день – священное собрание... никакой работы не делайте” (Шмот 12:16).
324-я заповедь – запрещение совершать работу в седьмой день праздника Песах. И об этом Его речение: “...А в первый день – священное собрание, и в седьмой день священное собрание пусть будет у вас: никакой работы не делайте в эти дни” (там же) – т.е. в первый и в седьмой дни Песаха.
325-я заповедь – запрещение совершать работу в праздник Шавуот. И об этом Его речение: “Священное собрание будет у вас: никакой работы не делайте” (Ваикра 23:21).
Читайте также: тема 613 заповедей Торы
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»