Темы: Мир в доме, Гематрия, Мужчина, Женщина, Муж и Жена, Изучение Торы, Заслуги, Еврейский алфавит
Рамбам в «Мишнэ Тора» пишет: «Прямой путь по жизни — это значит, придерживаться середины во всех взглядах и воззрениях, которые только есть в мире людей. Этот усредненный взгляд, на самом деле, очень далек от двух близких друг другу противоположностей, он находится в совершенно другой плоскости и не применим ни к одной из крайностей» (« Илхот Деот» глава 1, алаха 4). Стремление к золотой середине помогает обрести любовь и гармонию в семейной жизни. В трактате «Сота» (17а) написано: «Учил раби Акива: “Если мужчина и женщина удостоились любить друг друга, между ними постоянно пребывает Шхина — присутствие Всевышнего, как это было в Иерусалимском Храме. Но если они не удостоились, то их уничтожит огонь [раздоров, ненависти, ревности и т.д.]”». Раши объясняет, что постоянное присутствие Всевышнего заложено уже в словах «мужчина» и«женщина». В середине слова «иш» («мужчина») есть буква «йуд», а в конце слова «иша» («женщина») — буква «эй». Вместе «йуд» и «эй» составляют одно из Имён Всевышнего! Если же любви между супругами нет, «йуд» и «эй» уходят, а остаются в обоих словах «алеф» и «шин», вместе составляющие слово «эш» — «огонь». Более того, продолжают мудрецы Талмуда, огонь женщины сильнее, так как в слове «иш» («мужчина») буква «йуд», стоя посередине, разбивает единство «алеф» и «шин», а в слове «иша» («женщина») «алеф» и «шин» стоят рядом, а «эй» завершает слово.
Тут стоило бы задать совершенно справедливый вопрос:
— А почему это так? Какая разница, находятся ли буквы «алеф» и «шин» рядом в одном слове?
Но чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно понять, почему женский символ — это буква «эй», а мужской — буква «йуд».
В Торе написано: «Вот порождения небесные и земные при сотворении их, в день созидания Гсподом Бгом земли и неба» (Берешит 2:4). Раши, комментируя этот стих, пишет, что использованное слово «беиборам» (дословно «при сотворении их») может быть условно разделено: «беи борам», т.е. «буквой “эй” сотворил». Он толкует написанное пророком (Йешаяу 26:4): буквой «эй» и буквой «йуд» Всевышний сотворил два мира. Пишет Раши, что наш мир сотворен из буквы «эй» (следовательно, Грядущий мир сотворен из буквы «йуд»). В качестве «объяснения» Раши приводит мидраш (Берешит Раба 12), согласно которому слова о том, что наш мир сотворен из буквы «эй», намекают на то, что «спустятся зреть преисподнюю, ибо мир подобен букве “эй”, которая замкнута со всех сторон, но открыта снизу, давая дорогу для спуска». Ту же идею мы находим в трактате «Менахот» (29б), где написано, что изображение буквы «эй» (шрифтом, используемым для написания свитка Торы) напоминает веранду перед входом в дом: она распахнута наружу со стороны входа и закрыта с трёх сторон — точно так же и наш мир открыт для каждого, кто хочет упасть в открытое пространство «бездны безверия и запрещённых удовольствий». В то же время, у буквы «эй» левая палочка не доходит до верхней перекладины — между ними есть небольшое расстояние. По объяснению мудрецов, это особый «вход» для тех, кто упал, но раскаивается и хочет вернуться. Без помощи Всевышнего практически невозможно подняться назад (тем более, по тому пути, через который ушёл), и Творец как бы помогает им войти в открытую специально для них «боковую дверь». Об этом, как сказал Рейш Лакиш, написано в книге «Мишлей» (3:34): «Если над насмешниками Он насмехается, то смиренным и раскаявшимся даёт подарки». С одной стороны, Всевышний поднимает всех тех, кто хочет «очиститься», но, с другой, не мешает упасть стремящимся погрузиться в скверну. Приведенные выше объяснения помогают нам хоть немного понять, как «эй» связана с нашим миром. Однако в них ничего не сказано о том, как эта буква соответствует женскому началу в Имени Всевышнего, а буква «йуд» — мужскому началу и Грядущему миру.
Женщина, по своей сути, похожа на букву «эй». По воле Творца она наделена дополнительным, особым знанием, которое на иврите называется «бина», а порусски — интуиция. О сотворении женщины сказали мудрецы Талмуда (трактат «Нида» 45б) сказали: «И отстроил Гсподь Б-г сторону, которую взял у человека, [чтобы быть ему] женой, и привел ее к человеку». Поскольку «и отстроил» (ивр. «вейивнэ») — однокоренное слово со словом «бина», это учит нас, что Всевышний, благословен Он, даровал женщине интуицию в значительно большей мере, чем мужчине.
Написано в трактате «Эрувин» (100 б), что благо даря интуиции женщина чувствует самое подходящее время для зачатия праведных и великих людей. И об этом сказано в Торе (Берешит 30:16-18): «И пришел Яаков с поля вечером, и вышла Лея навстречу ему, и сказала: “Ко мне войди…” И услышал Всевышний Лею, и зачала она, и родила Яакову пятого сына…, и нарекла ему имя Иссахар». Столетия спустя, во времена царя Давида, о колене Иссахара было написано следующее: «И из сыновей Иссахара, умеющих понимать времена, знающих, что нужно делать Израилю, — двести начальников их и все соплеменники их, [действующие] по слову их» («Диврей аЙамим I» 12:32). Маарша объясняет, что только в колене Иссахара были проницательные судьи.
Т.е. наша праматерь Лея на интуитивном уровне знала, что может зачать великого человека — родоначальника колена мудрецов и праведников, и поэтому, не стесняясь, сделала мужу достаточно ясный и чёткий намек. Она именно намекнула, а не сказала ему прямо.
В трактате «Псахим» (66а) написано: Сказал Илель из Вавилона: «Весь еврейский народ — если они не пророки, то дети пророков». Рав Исраэль Клайнер, объясняя это высказывание, говорил: «Каждый еврей сердцем всегда чувствует, хорошо он поступает или плохо». Это высказывание тем более верно в отношении женщин, так как они чувствуют намного тоньше и лучше мужчин. Поэтому общение жены с мужем в значительной степени состоит из намёков, взглядов и недоговоренностей. Женщина, обладая «внутренним глазом», намного лучше мужчины разбирается в вопросах нашего материального мира, она всегда интуитивно чувствует, где истинное, а где ложное направление.
Как уже говорилось, буква «эй» стоит в конце сло ва «иша» (женщина), после букв «алеф» и «шин», соединённых вместе. «Алеф» символизирует слово «эмет» (истина), а «шин» — её противоположность «шекер» (ложь). Фактически, это два начала — добро и зло, а смысл нашей работы в этом мире — подчинить оба начала служению Творцу.
Готовя меня к свадьбе, мой наставник рав Хаим Мецгер объяснял мне, что женщинам не нужно воевать со злом для того чтобы найти свою «золотую середину». Война во имя победы добра — это мужской путь, и о нём мы поговорим чуть позже, когда дойдём до буквы «йуд». А суть женского пути состоит в необходимости интуитивно почувствовать, где правильное направление, которое и будет для нее той «золотой серединой», о которой писал Рамбам.
Каждая еврейская женщина должна стремиться направлять свой «эш» («огонь») в сторону буквы «эй», то есть ко Всевышнему, и тогда с помощью интуиции она достигнет цельности, воплощенной в слове «иша», где соединены «алеф», «шин» и «эй».
Надо отметить, что настоящего совершенства и расцвета своих возможностей каждая женщина достигает уже после свадьбы. Понастоящему духовно расти и расцветать ей предстоит только в собственной семье. «Хупа» для женщины — это как бы и рождение, и бритмила одновременно. Мой учитель рав Шломо Вайсман рассказывал со слов машгиаха ешивы «Мир» рава Йехезкеля Левенштейна, что женщина до свадьбы похожа на дерево без корней: как и дерево, которое все свои жизненные соки получает через корни и направляет к листьям и плодам, она свои духовные силы черпает через мужа и направляет их на построение семьи и воспитание детей.
Говоря об обязанностях мужчины по отношению к жене, Рамбам постановляет: «Мужчина обязан почитать свою жену больше, чем самого себя, а любить её как самого себя. Он обязан уделять ей внимание и дарить подарки в соответствии с его материальным положением. Мужчине запрещено агрессивно вести себя дома, нельзя, чтобы его панически боялись близкие. Более того, он обязан говорить с женой и детьми спокойно, не повышая голоса, и не приходить домой в плохом настроении».
А вот что Рамбам пишет о женских обязанностях по отношению к мужу: «Женщина обязана почитать своего мужа безгранично, и пусть пребывает она в трепете перед ним. А также обязана она исполнять любую просьбу и желание мужа. И будет он в её глазах царем или важным вельможей, желания и привычки которого всегда исполняются, а всё и всех, кого муж не любит, должна жена отдалить».
Вот путь праведных еврейских женщин и мужчин, живущих в святости и чистоте совместной семейной жизни. Путь этот благочестив и мил в глазах Всевышнего и восхваляем в еврейском народе. Рамбам не случайно написал, что жена «обязана почитать своего мужа безгранично», чтоб был «он в её глазах как царь». Дело в том, что женщина, полностью подчиняясь мужчине и воцаряя его над собой, превращается в «первого министра при дворе», по её слову решаются все дела в семье. Муж может думать и поступать, как ему захочется, его влияние на семью, то есть жену и детей, есть, но контроль — всегда в руках мудрой женщины.
Если вы мне не верите, обратитесь к историче ским фактам. Кто стоял за великими императорами и завоевателями, кто реально вершил историю? Кто на самом деле управлял всеми делами во Франции первой половины XVII в. — знаменитый кардинал Ришелье или король Людовик XIII? У каждого царя и императора всегда имелся министр или тайный советник, по слову которого и вершилась история. В семье этим советником является жена.
Женщина, по сути своей — прекрасный штурман корабля и помощник капитана. Но, не дай Бг ей взять штурвал корабля открыто в свои руки и, взойдя на капитанский мостик, стать капитаном судна под названием семья. Тогда кораблекрушение неизбежно. Поэтому основная задача мужа — не выпускать штурвал корабля из своих рук, даже если твой помощник — «Ришелье», а ты сам, увы, не тянешь на «короля». Мужчина должен быть монархом в доме, но ни в коем случае не диктатором. Разница между первым и вторым велика. Царь поднимает своих подданных до своего духовного уровня, а диктатор подминает под себя.
В Талмуде сказано, что, по обещанию Всевышнего, «у женщин удел в Грядущем Мире намного больше, чем у мужчин». Это учится из стиха (Йешаяу 32:9): «Женщины беззаботные, встаньте, послушайте голоса моего! Дочери беспечные, внимайте речи моей!». Согласно комментарию Раши, из этого обращения к женщинам видно, что Бг дарует им большой удел в Будущем Мире. Однако автор книги «Эйн Яаков» и другие комментаторы не удовлетворены таким объяснением. Они спрашивают:
— За какие заслуги Всевышний обещал женщинам больший удел в будущем мире?
Автор «Эйн Яков», объясняя свой вопрос, приводит общеизвестную мишну из трактата «Пэа» (гл. 1 мишна 1), которую мы читаем каждый день вместе с утренними благословениями: «Вот дела, плоды которых человек вкушает в этом мире, но главную награду он получит в Мире Грядущем: почитание отца и матери, и помощь ближнему, и ранний приход в Дом Учения утром и вечером, и гостеприимство, и забота о больных, и помощь бедным невестам в устройстве свадьбы, и участие в похоронах, и сосредоточенность при молитве, и примирение поссорившихся друзей. Но изучение Торы равноценно всем этим заповедям, вместе взятым». Из этого списка, говорит автор «Эйн Яков», для женщин актуальны только три пункта: посещение больных, проводы умершего и примирение поссорившихся. Еще один — помощь бедным невестам — возможен лишь частично, поскольку помочь советом или действием женщина действительно может, но оказать денежную помощь она не в состоянии. Последний тезис связан с известным постановлением мудрецов, согласно которому те деньги, которые зарабатывает жена, принадлежат ее мужу, взамен на обещание мужа, записанное в брачном договоре, который называется «ктуба», взять на себя все заботы о пропитании и расходах жены в полном объеме. В соответствии с этим постановлением, разрешение приглашать гостей и заниматься благотворительностью жена обязана получать у мужа. Относительно правильного произношения и понимания слов молитвы также есть колоссальная разница между заслугами мужчин, строго обязанных трижды в день молиться, и женщин, которые могут ограничиться «минимальной» одной молитвой в день. Всё, что касается почитания отца и матери, регламентируется чётким правилом, по которому женщина после замужества в первую очередь обязана почитать своего мужа, поэтому вполне возможна ситуация, когда женщина, следуя долгу почитания мужа, вообще не сможет почитать своих родителей.
Вроде бы получается, что женщины могут исполнить гораздо меньше заповедей, за которые их ждёт награда в Грядущем Мире, чем мужчины. Именно для того, чтобы мы так не подумали, мудрецы Талмуда говорят: «Женщинам Всевышний обещал намного больший удел в будущем мире, нежели мужчинам». Откуда мы это учим? Из приведенных выше слов пророка Йешаяу.
На эту же тему есть очень интересный комментарий рава Йехезкеля Ланда (Польша, 1713—1793), приведенный в книге «Циюн ленефеш хая» (сокр. «Цлах», «Памятование живой души»). Рав Ланда связывает отрывок о большем уделе в Грядущем мире, уготованном женщинам, с тем, что Тора сообщает о создании человека: И сказал Гсподь Б-г: «Не хорошо быть человеку одному, сделаю ему помощницу против него» (Берешит 2:18). Непонятно, как помощница может быть против него? В Талмуде дается такой ответ:
— Если мужчина удостоился построить тесные и дружеские отношения с женой, то она становится ему помощницей. В противном случае она — против него, так как изза тотального непонимания они постоянно спорят, пререкаются и вступают в противоречие.
В Талмуде приводится объяснение раби Элазара Рами, где он открывает нам потрясающую истину, являющуюся основой основ построе ния семейных отношений. Мужчина и женщина всегда противоположны друг другу! То есть они абсолютно разные, как чёрное и белое. Более того, если мужчин и женщин в целом можно противопоставить в общих понятиях (физическом строении тела, духовных качествах, целях и взглядах на жизнь и тому подобное), то муж и жена противоположны даже в частностях и подобны магнитным полюсам: он со знаком «+», а она — со знаком «-», он активно даёт, а она не менее активно принимает, и любовь между ними — это соединение двух противоположностей. Маараль из Праги, комментируя стих Писания «Во всякое время любит друг, а брат рождается для беды» («Мишлей» 17:17), пишет: «Любовь между мужчиной и женщиной — это тоже желание соединиться в единое целое. Высшая ступень любви — абсолютное и полное единение в общем желании, называемом любовью» («Нетивот Олам», часть 2, стр. 38).
То целое, которое являет собой семейная пара, состоит из двух соединяющихся частей, обладающих противоположными «знаками». Так устроено в материальном мире, что между «плюсом» и «минусом» существует сильное «магнитное» поле, мощные силовые линии притяжения направлены от одного знака к другому. Получается, что именно противоположность мужчины и женщины, составляющих семейную пару, обеспечивает между ними взаимное притяжение, которое, в свою очередь, обеспечивает единение в настоящей и сильной любви. В свою очередь, их любовь друг к другу еще более усиливает притяжение между ними и скрепляет их близость, их союз.
Жена является как бы полным зеркальным отражением мужа, то есть его антиподом, про тивоположностью. Могу дать полезный совет молодым людям, которые выходят на «шидухи» (приступают к поискам невесты). Составьте подробный список всех своих достоинств и отдельно — список недостатков. На основе этих списков сделайте другие — полностью им противоположные. Вы получите портрет качеств вашей будущей жены с точностью до 90%.
Объяснение раби Элазара Рами строится на том, что любовь мужа и жены друг к другу рождается именно благодаря тому, что они противоположны, так как это позволяет им стать единым целым, взаимно дополняя друг друга. Поэтому точки, в которых у мужа с женой существуют разногласия, являются теми точками, через которые они соединяются в единое целое. И все, что нужно — работать над умением принимать и понимать взгляд другого человека на мир — не похожий на твой и даже противоположный твоему. Но если супруги пустили свою жизнь на самотёк, не желая работать над взаимопониманием, то тогда жена не просто начинает вести себя «непонятно» и «странно» — все будет намного хуже: муж с женой станут ругаться и воевать один против другого, доказывая свою исключительную правоту.
Продолжая тему взаимоотношений мужчины и женщины, Талмуд приводит беседу между раби Йоси и пророком Элияу. Спросил раби Йоси у пророка Элияу:
— В чём же жена помогает мужчине?
Ответил ему пророк Элияу:
— Мужчина приносит в дом зёрна пшеницы. [Разве] зёрна пшеницы — это то, что он ест?! Приносит лён. [Разве] лён он одевает?!
Маарша объясняет, что пшеница и лён здесь символизируют две базовые потребности каждого человека: еду и одежду. То есть ответ пророка Элияу надо понимать так: «Если бы не было женщин, то мужчины ходили бы голыми и голодными!» Обобщая все вышесказанное, рав Ланда делает вывод: что истинная цель творения женщины в этом мире — соединение с мужчиной ради создания семьи и продолжения рода.
Царь Шломо сказал: «На город сильных пойдет мудрый и ниспровергнет его надежную крепость» («Мишлей» 21:22). Комментаторы объясняют, что «город сильных» — это Грядущий мир, а «поднимется мудрый…» — это о праведниках, изучающих Тору Всевышнего. Можно было бы подумать, что у женщины нет удела в будущем мире, так как там нет места для домашних забот, да и вообще, будущий мир — это мир мужчин. Чтобы не сделали такой ошибки, мудрецы Талмуда сообщили нам: «В будущем мире Всевышний обещал женщинам намного больший удел, нежели мужчинам». По этому поводу Рав спрашивает у раби Хии:
— Как женщины заслужили такой большой удел в Будущем Мире, ведь у них нет заповеди изучать Тору, как у мужчин? («Брахот» 17а)
И действительно, в «Шулхан Арухе» («Орах Хаим», параграф 6) сказано: «Женщина, которая хочет изучать Тору, может это делать, но её награда намного меньше, чем у мужчины, поскольку она не обязана».1 Несмотря на то, что женщина не обязана учить Тору сама и обучать Торе своих сыновей (в отличие от мужчин, на которых возложены эти обязанности), за помощь мужу или сыновьям в изучении Торы она полу чает заслугу. Жене и матери достается половина заслуг мужа или сына с момента их пробуждения на утреннюю молитву, включая все часы их учёбы плюс дорогу к месту учёбы и обратно, в то время как сами учащиеся получают награду лишь за конкретное почасовое время изучения Торы минус пустые разговоры с друзьями, чай и прочее.
«Женский» Грядущий мир основан на помощи в изучении Торы, которую жены оказывают мужьям и сыновьям. Именно так отвечает Талмуд на вопрос Рава:
— Женщины получат свой удел в будущем мире за то, что они отправляют сыновей и мужей изучать Тору. А также отдельную награду за то, что они дают разрешение своим мужьям уезжать изучать Тору в другие города и страны.
Как правило, разница между наградой мужчин и женщин достаточно велика, и эта разница не в пользу мужчин! Свет Торы, от которого в Грядущем Мире будут получать удовольствие мужчины, относится и к женщинам, дававшим мужчинам возможность изучать Тору, и для женщин он будет сильнее.
Продолжая начатую выше тему о значении букв, я упомянул, что «йуд» — это мужской символ, а «эй» — женский. В приведённом отрывке из трактата «Брахот» ясно видно, что женщине для открытия света Торы и Будущего Мира достаточно правильного направления в этом мире. Если женщина удостоится построить гармоничную связь с Творцом (реализовать потенциал буквы «эй» из слова «иша»), то сможет за собой потянуть всю остальную семью: и мужа, и детей. Рассказывает мидраш («Берешит раба» гл. 17 пар. 7): «Вот поучительная история, произошедшая с семейной парой двух праведников, которые много лет жили душа в душу, но не дал им Всевышний детей, и поэтому они решили, что их союз нежелателен в глазах Творца мира и развелись. Со временем мужчина женился, а женщина вышла замуж. Супругами обоих стали люди со скверным характером и дурными наклонностями. Спустя некоторое время бывший праведник стал походить на свою новую подлую и сварливую жену с отвратительным характером. А вот женщина, наоборот, изменила своего нового мужа в лучшую сторону — он стал праведным и честным». Потом Мидраш подводит итог и утверждает, что «все изменения идут за женой», т.е. от женщины полностью зависит, как будет выглядеть её дом, будут ее муж и дети праведными людьми или, не дай Бг, наоборот. Очень многие женщины, приходя на консультации по вопросам мира в семье, жалуются, что их мужья «недостаточно религиозные» или «вообще нерелигиозные». Но разве из этого мидраша не достаточно ясно, кто в первую очередь способен хорошо повлиять на мужа и помочь ему измениться лучшую сторону: раввин, семейный консультант или жена?
Буква мужчины — «йуд». Она разделяет буквы «алеф» и «шин» в слове «иш» (мужчина). Тем самым, образуются две крайности: «эмет» (истина) и «шекер» (ложь). В трактате «Шабат» (104а) мудрецы объясняют, чем отличается слово «эмет» от слова «шекер». Буква «алеф», открывающая слово «эмет», находится в начале еврейского алфавита, средняя буква «мем» — ровно посередине алфавита, а «тав» — в конце. Получается, что «истина» — это соединение воедино всех знаний и подходов в средней точке, в «золотой середине». Поэтому все три буквы слова «эмет» («истина») как бы стоят «на двух ногах», то есть форме их написания имеется хороший и устойчивый фундамент — две «ножки».
Все три буквы слова «шекер» (ложь) — «шин», «куф» и «рейш» — находятся вместе в самом конце алфавита и как бы стоят на одной ноге: они очень «неустойчивы», лишены «равновесия». Это подчеркивает, что ложь — всегда однобокая крайность, притом самая сильная ложь — это как бы полуправда, поэтоу единственная ее «нога» — истинный факт, искаженный, отрезанный от других данных и очень раздутый.
Буква «йуд» в середине слова «иш» («мужчина») символизирует непрекращающуюся войну мужчины с ложью, которая стремится оторвать его от истинной реальности, раздувая значение одних фактов и уменьшая смысл других. Именно поэтому на еврейском мужчине лежит обязанность изучать Устную Тору, дабы «рас ширить кругозор» и научиться видеть каждую проблему во всей полноте и с разных точек зрения, а потом, собрав все факты воедино, выводить практическую алаху. Это позволяет ему разоблачить полуправду, а также понимать, где скрыты крупинки истины даже во лжи.
«Эмет» и «шекер» — две постоянно враждующие между собой крайности. Их заглавные буквы «алеф» и «шин» вместе образуют слово «эш» («огонь»). Мужчина как бы объединяет истину и ложь, вставляя посередине букву «йуд», тем самым он объединяет эти крайности «короной Всевышнего», т.е. стремлением к реализации Его воли.
Есть всем известная поговорка о двух евреях и трех мнениях, но истинная суть её в том, что может быть два противоположных мнения, которые объединяет третий взгляд, и это желание Творца. Именно так нужно понимать общеизвестное высказывание мудрецов: «В споре рождается истина». Это и есть буква «йуд» между истиной и ложью у мужчин, и буква «эй» у женщин, вместе составляющие Имя Всевышнего. Выстоять в постоянной войне против лжи могут лишь те мужчины, которые систематически изучают Устную Тору, постоянно заняты «исправлением своего пути» и советуются в этом с другими, более сведущими людьми. Таких мужчин в нашем поколении, к сожалению, очень мало, буква «йуд» большинства не реализуется.
Рав Моше Шахатович на занятиях, посвящённых построению еврейской семьи, рассказывал такой интересный случай из своей практики семейного консультанта. Както раз к нему пришла пара, где муж хотел подать на развод изза того, что не мог больше выносить, как он выразился, «постоянную ложь и обман со стороны жены». Он утверждал, что не может по закону Торы жить с ней, так как её поведение не гарантирует, что она соблюдает законы семейной чистоты. В ходе бесед с мужем и женой выяснилось, что жена воспринимает окружающую реальность не совсем так, как хотел бы муж. То есть муж говорит ей одно, а она понимает чтото совсем другое и, обсуждая услышанное, изменяет историю, добавляет свои фантазии или принимает желаемое за действительное. Но, разумеется, никаких намерений не соблюдать законы семейной чистоты с её стороны не было. Однако кристально правдивая душа мужа не могла это вытерпеть. В результате постоянных скандалов и нравоучительных бесед с женой он решил разводиться, но перед разводом сделать еще одну, последнюю попытку както исправить положение. Так они и попали к семейному консультанту. Рав Шахатович вначале попробовал объяснить мужу, что он в данном случае неправ, и поведение его жены совсем не соответствует категории «постоянно обманывает и говорит неправду». Более того, бывают случаи, когда по закону Торы необходимо изменить информацию и сказать не совсем правду. Но муж утверждал, что раз сказано в Торе: «И от лжи удались», значит, любой намёк на ложь и любое изменение фактов запрещены. В общем, рав Моше решил, что спасти эту семью сможет только великий мудрец Торы, и отправился к раву Яакову Каневскому (Стайплеру). Рав, выслушав до конца претензии мужа, очень чётко ему сказал, что он обладает невероятно сильным стремлением к истине, и таких правдивых людей уже не существует в мире более 300 лет. «Вы единственный человек в нашем поколении с таким сильным стремлением к истине, но сей час вы убийца, так как своим рвением убиваете близких вам людей», — завершил разговор Стайплер.
От себя рав Шахатович добавил, что будучи понастоящему честным человеком, этот еврей может использовать своё стремление к истине только в том случае, если сумеет понять и найти оправдание для жены, которая по какимто причинам сейчас говорит неправду, и таким образом он приблизится к той золотой середине, о которой писал Рамбам.
Поиск взаимопонимания — это естественный и гармоничный процесс в семье, где муж и жена являются половинками целого. Написано в Торе: «И сказал Гсподь Бг: Не хорошо быть человеку одному, сделаю ему подспору соразмерно ему… И навел Господь Бг оцепенение на человека, и он уснул. И взял Он одну из его сторон, и закрыл плоть под нею. И отстроил Гсподь Бг сторону, которую взял у человека, [чтобы ему быть] женой, и привел ее к человеку. И сказал человек: Эта на сей раз! Кость от моих костей и плоть от плоти моей! Эта названа будет женой (иша), ибо от мужа (иш) взята она. Потому покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой» (Берешит 2:18, 2124).
В комментарии Рамбана на стих 18 сказано, что Всевышний не мог создать человека без возможности производить потомство, ведь все живые существа на Земле созданы парами для того, чтобы у них была возможность плодиться и размножаться, и даже у растений есть способы для размножения. Единственно правильное объяснение приведено в Вавилонском Талмуде («Брахот», 62а, «Шабат», 32а, «Эрувин», 18аб и др.): Всевышний создал человека «двуликим» (т.е. двуполым), то есть мужчиной и женщиной одновременно, поэтому он мог производить потомство без пары. Уже после этого Творец сказал: «Не хорошо человеку быть одному, надо, чтобы его вторая половина была напротив него. Будучи разделёнными, они соединятся по своему желанию».
После этого Творец и отделил часть от первого человека, создав из нее женщину — «помощника против него». «Если он и она заслужат, то будут помощниками, а если нет — врагами, то есть один против другого», — говорят мудрецы. В комментарии Раши на стих 24 («….и станут они плотью единой») сказано, что эти слова о ребенке, который у них родится. В нем их плоть становится единой.
Рамбан задает вопрос: «Если понимать Раши буквально, то отсутствует всякий смысл, ведь то же самое происходит и с животными, то есть и их плоть объединяется в их детёныше?!» Рамбан предлагает другое понимание этих слов Торы. По его мнению, у животных мужская и женская особи — это два абсолютно отдельных создания, которые соединяются в пару только для произведения и выкармливания потомства. Никакой любви и взаимоуважения друг к другу у них не было и никогда не будет, так как они изначально были созданы как два раздельных творения. Поэтому Всевышний сотворил изначально человека двуполым, а потом отделил женщину, чтобы они могли вновь соединиться в брачном союзе, став мужем и женой. Так как только то, что изначально было едино, может вновь по своему выбору соединиться. И поэтому «покинет муж своего отца и свою мать, и прильнет он к жене своей, и станут они плотью единой», и он всегда будет хотеть находится рядом с ней.
Остается непонятным, почему Раши пишет, что «…и станут они плотью единой» — это ребенок, который у них родится. Ведь из комментария Рамбана ясно видно, что они сами станут единым телом! И ещё: почему её отделили от него, а не наоборот? И почему его плоть объединяется с плотью жены? Ведь и с матерью он был «одним телом» до рождения! И, наконец, почему заповедь «оставить дом отца и матери» только на мужчине, не на женщине?
В Торе сказано, что мужчина обязан искать себе жену, так как на нём лежит заповедь «плодиться и размножаться».1 А если так, то на нём же и обязанность оставить дом своих родителей и прилепиться к жене своей.
В заключение я хочу привести слова из книги «Арбаа Турим» («Эвен аЭзэр», законы «Плодитесь и размножайтесь», гл. 1): «Благословен Всевышний, желающий нам только всего самого лучшего и знающий, что по своей сути мужчина сотворен неспособным жить и нормально функционировать, изучая Тору и соблюдая заповеди, без поддержки женщины. Поэтому Творец создал помощницу “против него” — жену, которая, как мы уже объясняли выше, видит и понимает суть проблем “с другой стороны”. Поэтому творение мира было ради того, чтобы мужчина, познав свою жену, как духовно, так и физически, произвел на свет достойное потомство. И только когда мужчина поймёт, в чём заключается противоположность его жены, а жена разберется, чем он отличен от неё, они станут помощниками друг другу и воссоединятся, став единым человеком». Золотая середина между мужчиной и женщиной — это та грань, которая их объединяет в единое целое.
Из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»