Из цикла «Наш наследный удел», темы: Коэн, Земля Израиля, Хазон Иш, Еврейская история, Изучение Торы, Заработок, Диаспора, Давид Россоф
Чтобы добиться разрешения на вход во дворец земного царя, надо пройти через множество бюрократических формальностей, заручиться поддержкой придворных и преодолеть много других барьеров. В то же время выйти из дворца намного проще, для этого не требуется почти никаких усилий. Что же касается Эрец Исраэль, дворца Всевышнего, здесь все наоборот. Вход открыт любому еврею. Не надо преодолевать никаких бюрократических препятствий, во всяком случае, Тора их не чинит. Но уехать из Святой Земли нелегко. В соответствии с алахой разрешение на выезд может быть выдано только тому, у кого имеются достаточно серьезные основания для эмиграции.
Причины для отъезда
В Талмуде указаны только четыре уважительные причины, позволяющие покинуть Эрец Исраэль. Разрешается отправиться за границу, чтобы изучать Тору, жениться, избежать голода (или по другим причинам, связанным с сохранением здоровья), и, наконец, чтобы заработать на пропитание. Мудрецы добавили сюда еще три пункта: уважение родителей, спасение чьей-то жизни (включая собственную жизнь в военное время) и привлечение нееврея к суду за границей. Более поздние авторитеты включили в список еще одну причину: посещение могилы праведника, который похоронен за пределами Святой Земли. Любой из указанных причин достаточно, чтобы получить «выездную визу», но, опятьтаки, при условии, что отъезжающий намеревается вернуться, как только позволят обстоятельства.
Алаха не считает достаточным основанием для отъезда ни проведение отпуска в Греции, ни стремление подышать чистым горным воздухом в швейцарских Альпах, ни намерение заработать побольше в Америке.
Эти ограничения призваны напоминать еврею о его обязанностях по отношению к Эрец Исраэль и о заповедях, которые необходимо соблюдать только в Святой Земле. В то же время, если человек находится в хуц лаарец, он вовсе не обязан переезжать в Эрец Исраэль, поскольку он не брал на себя обязательство выполнить мицву ишув аарец, и, следовательно, не нарушал его.
Изучение Торы
Как уже упоминалось, еврею разрешается покинуть Святую Землю для изучения Торы за границей, хотя в наше время в Эрец Исраэль вполне достаточно высококвалифицированных преподавателей. Алаха признает, что, каким бы блестящим знатоком Торы ни был учитель, человек имеет право найти себе другого. Каждый должен стремиться подобрать себе такого ребе, чей склад ума, темперамент и стиль преподавания больше всего ему подходят. Все эти качества настолько важны для процесса обучения, что мудрецы позволили евреям уезжать из страны с целью поиска наставника. Данное разрешение распространяется даже на коаним (потомков Аарона, священнослужителей в Иерусалимском Храме), для которых существует гораздо более строгий запрет на йериду (эмиграцию из Израиля, буквально — опускание).
Кроме того, разрешается уехать за границу для изучения светских предметов, таких как медицина и естественные науки, но лишь с одним условием: после окончания учебы человек должен вернуться в Эрец Исраэль и использовать там полученные знания, чтобы зарабатывать себе на жизнь.
Вторая душа
Далеко не все согласны с тем, что человек может покинуть Эрец Исраэль для учебы за границей. Например, Талмуд рассказывает нам (см. выше) о рабби Элиезере бен Шамуа и рабби Йоханане, которые отправились в город Нитивим, чтобы учиться Торе у выдающегося мудреца и праведника рабби Иеуды бен Бетейры. Добравшись до Цидона, они вдруг вспомнили Эрец Исраэль, обратили взоры к небу и заплакали. Разорвав на себе одежды, мудрецы громко прочли следующий стих из Писания: «…и вы овладеете ею (Эрец Исраэль) и поселитесь на ней. Соблюдайте же строго все уставы…» (Дварим 11:31-32). Затем они повернули обратно, оправдав свое решение следующей известной фразой: «Пребывание в Эрец Исраэль равно всем другим мицвот Торы».
Эта история ставит перед нами целый ряд вопросов. Почему они разорвали на себе одежды? Ведь это традиционная форма выражения скорби, когда человек получает весть о смерти близкого родственника или видит развалины Храма (вплоть до сегодняшнего дня). Известный каббалист рабби Аарон Берахья, живший в XVII веке, предлагает другое объяснение этому жесту горя и скорби. Традиция учит, что человеку, живущему в Эрец Исраэль, как будто даруется вторая душа (т.е. способность глубже постигнуть Б-га и приблизиться к Нему). Этот качественный скачок в духовном восприятии возможен лишь благодаря пребыванию в Святой Земле. Но как только человек покидает ее, он тут же лишается этого дара. Теперь мы понимаем, что мудрецы оплакивали свою вторую душу, утрату связи со Всевышним после ухода из Эрец Исраэль. Разрывая на себе одежды, они выражали скорбь по поводу своей «полусмерти», как если бы они совсем лишились души. Еще раз взвесив все «за» и «против», мудрецы решили отказаться от учебы за границей и возвратиться в Эрец Исраэль, чтобы вернуть себе свои драгоценные души, счастливыми обладателями которых могут быть только жители Святой Земли.
Когда Яаков лежал на смертном одре в Египте, он заставил Йосефа поклясться, что тот похоронит его в пещере Махпела под Хевроном. Если бы Иосеф отказался выполнить эту просьбу, Яаков тут же лишился бы своей души. Но в чем, собственно, дело? Ведь ему так или иначе суждено было умереть, следовательно, его душа в любой момент могла покинуть тело?
Все дело в том, что Яаков боялся потерять свою вторую душу, которую приобрел в свое время благодаря пребыванию в Эрец Исраэль. Свое отсутствие там он считал лишь временным и твердо намеревался вернуться, как только представится возможность. Поэтому его вторая душа оставалась при нем на протяжении всего периода пребывания в Египте. Если бы он умер, не успев возвратиться в Святую Землю, и был похоронен на чужбине, его первоначальное намерение было бы аннулировано задним числом, и временное отсутствие превратилось бы в вечное изгнание. И тогда та душа, которую он получил на правах постоянного жителя страны Израиля, немедленно покинула бы его, и ее место заняла бы другая душа, душа жителя хуц лаарец, обладающая гораздо меньшей святостью. «Окажи мне истинную милость, — умолял Йосефа Яаков, — не хорони меня в Египте» (Берешит 47:29). Стоило Йосефу обещать, что тело его отца будет возвращено в Эрец Исраэль, и вторая, более «святая» душа осталась с Яаковом до самой смерти.
В поисках спутника жизни
Еще одна уважительная причина для эмиграции — стремление вступить в брак. Поскольку спутник жизни назначается человеку при рождении, он должен отправиться на его поиски, невзирая на границы и расстояния. Тора рассматривает брак не только как неотъемлемую часть духовной жизни человека, но и как его святую обязанность. «Мир был создан не для пустоты. Он сотворил его для обитания» (Иешаяу 45:18). Эту задачу можно решить только путем вступления в брак и продления рода. Именно поэтому алаха придает столь важное значение поиску спутника жизни. Но и в этом случае разрешается уезжать из Эрец Исраэль только на время.
Здесь возможны дополнительные варианты: например, один из родителей имеет право отправиться в хуц лаарец, чтобы подыскать подходящую партию своему сыну или дочери. Рассказывают, как один ребе удивил своих хасидов тем, что уехал на две недели в Уругвай. Все думали, что он собирает там пожертвования. Лишь позже стало известно, что он договаривался о невесте для своего сына.
Как быть при семейных разногласиях?
Если один супругов настаивает на переездее в хуц лаарец, а другой не возражает против этого, они могут покинуть Эрец Исраэль, особенно тогда, когда это необходимо для улучшения материального положения семьи. Тем не менее, прежде чем принять окончательное решение, супругам надо посоветоваться с авторитетным раввином.
С другой стороны, бывают случаи, когда муж и жена, живущие в хуц лаарец, не могут договориться между собой об алие; один из них настаивает на переезде, а другой отвергает эту возможность. Если конфликт достиг такой остроты, что ставит под угрозу их семейное благополучие, необходимо срочно обратиться за советом к раввину.
Голод
Если в Эрец Исраэль случился голод и цены на продукты питания достигли катастрофического уровня, алаха «выдает выездную визу» без всяких условий. Критерием здесь является не плодородность земли, а рост рыночных цен на фрукты и овощи. Если он превышает все разумные нормы, то даже при наличии денег разрешается уехать за границу. Эмиграция допускается и в том случае, когда личные доходы резко снижаются, хотя цены остаются стабильными. В любом случае, прежде чем принять окончательное решение, надо проконсультироваться с раввином.
Авраам и Яаков покинули в свое время Эрец Исраэль именно из-за голода. Почему же тогда Элимэлех и двое его сыновей были наказаны преждевременной смертью за такой же поступок (Рут:1)? Талмуд объясняет, что они руководствовались совсем другими мотивами. Авраам и Яаков исходили лишь из интересов своих семей. В Эрец Исраэль еще не сложилась тогда постоянная община, за благополучие которой они неели бы ответственность. Элимэлех же был самым богатым человеком в своей округе, и алаха обязывала его жертвовать значительную долю доходов, чтобы не дать другим умереть с голоду. Но ему это настолько претило, что он предпочел уехать из Израиля, лишь бы не давать пожертвования своим землякам, и за это понес наказание.
На пороге смерти, или история любви к Эрец Исраэль
В конце XVII века в турецком городе Измире жил восемнадцатилетний юноша по имени Ицхак Акоэн. Он очень тосковал по своей истинной родине — Эрец Исраэль, и хотя у него не было ни гроша, он отправился однажды с караваном из Измира в Святую Землю.Прибыв в Иерусалим, он испытал такую благодарность к Б-гу, что решил посвятить всю свою жизнь изучению Торы. Вскоре он женился, и слава о его благочестии разнеслась по всей стране.
Несколько лет спустя в Эрец Исраэль случилась засуха, и вскоре начался голод. Положение настолько ухудшилось, что только очень богатый человек мог позволить себе купить кувшин воды. Все, у кого были хоть какие-то деньги, начали спешно покидать страну. А голод усиливался день ото дня и вскоре достиг угрожающих масштабов. Иерусалимские раввины, знавшие о благочестии рабби Ицхака и сочувственно относившиеся к его бедственному материальному положению, предложили дать ему денег на отъезд. Он решительно отказался. «Я хочу умереть здесь, в Святой Земле. Какая разница, умру я от голода или по другой, “естественной”, причине?» Он и его семья сумели пережить голод благодаря стручкам рожкового дерева. Эти стручки они получали от одного крестьянина, после того, как его маленькие дети их высасывали. Кроме того, Ицхак собирал мучную пыль на местной мельнице по окончании каждого рабочего дня.
Здесь следует сделать предупреждение. Нет необходимости подражать этому примеру. Алаха обязывает каждого человека беспокоиться о своем физическом благополучии и благополучии своей семьи. Материальный уровень жизни, который должен поддерживать глава семьи, и соотношение между личными нуждами и верой в Б-га у разных людей различны. Поэтому при решении всех вопросов, связанных с пребыванием в Эрец Исраэль, надо обращаться к раввину.
Например, большинство авторитетов согласны в том, что Рамбам покинул Эрец Исраэль и поселился в Египте, потому что нуждался в дополнительных средствах к существованию.
Что посоветовал Хазон Иш
Один молодой американский еврей изучал Тору в Эрец Исраэль. Однажды он спросил Хазон Иша, не лучше ли ему вернуться в Америку и там продолжить занятия.
Хазон Иш ответил ему так: «Пусть ваши американские ешивот во много раз превосходят наши израильские. Но мудрецы настолько высоко ценят возможность изучения Торы в Эрец Исраэль, что я посоветовал бы Вам остаться».
Молодой человек задумался на минуту и затем повторил свой вопрос, но в другой формулировке: «Если я вернусь в Америку, то смогу участвовать в деле своего отца, и мне будет гарантирован высокий доход, который позволит продолжить изучение Торы. Если же я останусь здесь, у меня нет такой гарантии. Вряд ли я смогу найти здесь такой заработок, который даст мне возможность учиться целый день или хотя бы полдня».
«В таком случае, — сказал Хазон Иш, — Вы должны вернуться в Америку».
Почитание родителей
Раввины разрешают нам покидать Эрец Исраэль для посещения родителей, но только при условии, что мы немедленно вернемся, как только позволят обстоятельства. Эта алаха основана на случае, происшедшем с рабби Аси: он просил разрешения перейти границу страны, чтобы встретить свою мать, ехавшую с караваном в Святую Землю. Он хотел сопровождать ее хотя бы часть пути, и ему это было позволено. Но не успел он добраться до матери, как ему сообщили, что она скончалась. Рабби Аси сказал себе: «Если бы я заранее узнал об этом несчастье, я бы не покинул Эрец Исраэль». Из этого случая в книге Тиферет Исраэль делается вывод, что, поскольку заповедь почитания родителей после их смерти установлена раввинами, она не перекрывает запрет на выезд из Эрец Исраэль.
Весьма затруднительно ответить на вопрос, дает ли основание заповедь ишув аарец пойти против воли родителей, если они не хотят, чтобы их сын или дочь совершили алию. Многие мудрецы изучали эту проблему, но не сумели прийти к однозначному выводу. Каждый случай надо рассматривать индивидуально. Поэтому всякий раз надо обращаться к авторитетному раввину
.
Поездка на могилы праведников
И, наконец, нам разрешается покидать Святую Землю, чтобы побывать в местах захоронения праведников, особенно в годовщину их смерти — йорцайт. Такое паломничество оказывает благовторное влияние как на живых, так и на умерших. В последнее время появилась возможность совершать организованные поездки в страны Восточной Европы с целью посещения могил известных праведников. Еще одно популярное место паломничества — могила выдающегося сефардского каббалиста Яакова Абухациры, которая находится в Египте. Место погребения рабби Нахмана на Украине также привлекает к себе паломников. Одно время можно было приезжать на могилу пророка Ехезкеля, похороненного вблизи современного Багдада, а также Эзры на юге Ирака. К сожалению, политические конфликты и узаконенный иракским правительством антисемитизм пока закрыли евреям доступ к этим святым местам.
Мечта, ставшая явью
В каждом поколении евреи устремляли свои взоры к Эрец Исраэль, мечтая вернуться в Цион. Для большинства эта мечта так и осталась нереализованной — далеким видением, неотделимым от грядущей мессианской эры. Даже когда они думали о ней как о мицве, то записывали ее в разряд неисполнимых сегодня заповедей. «Когда придет время, тогда уж мы двинемся…» — рассуждали они.
Но из глубин жестокой реальности вдруг возникал образ Эрец Исраэль, и человек начинал ощущать острую необходимость отправиться туда. У одного молодого хасидского ребе из Галиции, проведшего в концлагерях несколько лет, нацисты обнаружили однажды махзор, молитвенник, который читают в святые осенние праздники. Оставалась всего неделя до Рош Ашана, и ребе одолжил его на время, чтобы переписать ключевые слова и фразы, которые помогли бы ему правильно и точно прочесть молитвы в этот один из самых святых дней еврейского года. Лагерный охранник пришел в ярость, когда увидел махзор. Он безжалостно избивал молодого ребе дубинкой, пока тот не потерял сознание. Чудом он выжил, но жестокая расправа не прошла для него бесследно — он оглох.
Когда его избивали, он молил Всевышнего: «Г-споди, избавь меня от этого нациста. Ради имени Твоего спаси меня, чтобы я мог послужить Тебе. Если Ты оставишь меня в живых, я обещаю построить синагогу с миквой в Иерусалиме, Твоем святом городе…»
Прошли годы, ребе начал новую жизнь в хуц лаарец. Через тридцать лет обстоятельства, наконец, позволили ему репатриироваться в Израиль. Теперь он мог исполнить свою клятву, которая стала главной целью его жизни. Мечта его осуществилась: на неприметном холмике в святом граде Иерусалиме появились синагога и миква…
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.