Темы: Обида, Еврейские праздники, Синагога, Уважение, Прощение, Почитание родителей, Хесед, Изучение Торы, Любовь к ближнему, Рав Ицхак Яаков Фукс
Учение об отношении к ближнему
ГЛАВА 2. В ГЛАЗАХ Б-ГА И ЧЕЛОВЕКА
«И обретет милость и благосклонность в глазах Б-га и человека» (Мишлей 3:4). Учил нас царь Шломо, мудрейший из людей, что таким должен быть порядок: прежде всего в глазах Б-га, но, в той же мере, и в глазах человека!
Говоря более понятным языком: мы — слуги Царя, сыновья Вс-вышнего, и наша высшая обязанность — трепетно исполнять Его Волю, соблюдать Его законы и заповеди, делать доброе пред Ним каждый час и каждый миг. Но, вместе с этим, учил нас Раби Ханина бен Доса: «Тот, кто по душе людям, по душе и Вс-вышнему. А тот, кто людям не по душе, и Вс-вышнему не по душе» («Авот», гл. 3 мишна 13). Так же, как мы обязаны снискать любовь Небес, в той же мере мы должны заслужить ее и на земле.
Более того, как это ни удивительно, мы можем понять, насколько мы любимы Творцом, видя, насколько мы желанны для людей. И только тогда, когда мы действительно людям по душе — в этом случае мы угодны и перед Б-гом.
И совершенно естественно, что возникает вопрос: а как такое вообще возможно? Как можно быть по душе даже небольшой группе людей? Ведь так же, как люди не похожи друг на друга внешне, так же различны и их суждения. Здесь стоит отметить, что упомянутая «привлекательность» не обязана проявляться в аплодисментах одобрения, понимающей улыбке или в согласном покачивании головы. В Миш-не речь идет об особой милости Создателя, о которой сказано в Теилим (103:17): «И милосердие Г-спода во веки веков над боящимися Его». Т.о. человек, который действительно трепещет перед Б-гом и все поступки совершает во Имя Небес — трепетно соблюдает все законы, не оставляя без внимания ни единой заповеди Вс-вышнего, и в то же время реализует сказанное в стихе: «Пути ее — пути приятные, и все направление ее — к миру». Он изъясняется ясно и понятно, но так же и аккуратно, чтобы не задеть чувств ближнего, даже если тот не понимает, к чему такая педантичность. И когда реализуется строчка «Истину и мир возлюбите», приходит к человеку та самая милость, происходящая из милосердия, которое хранит Вс-вышний для служащих Ему истинно.
В этой главе мы на примерах рассмотрим, насколько этот принцип служения Вс-вышнему, «В глазах Б-га и человека», затрагивает всю нашу жизнь, как в течение дня, так и в течение всего года, что даст нам ключ к пониманию целей этой книги. В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ
Утреннее пробуждение
1 Тот, кто встает рано, когда домочадцы и соседи еще спят, не должен допустить, чтобы кто-нибудь из них проснулся из-за него. Даже если он встает, чтобы учить Тору или собирается на молитву.
Но если наступило время, когда люди обычно просыпаются — он может спокойно вставать, даже если при этом создаст небольшой шум. Но, конечно, даже такой шум допускается если он условился об этом со всеми изначально.
2. Тому, кто спит в комнате вместе с соседями и каждое утро омывает руки рядом со своей кроватью соседи не могут запретить так делать, даже если он создает при этом шум. Есть, однако, те, кто считает, что нельзя «красть» чужой сон ради собственного устрожения. И в любом случае, когда он идет спать уже после полуночи, не стоит ему ставить воду рядом с кроватью, если это может причинить ущерб остальным.
3. Если соседи по комнате вместе делают омовение рук рядом с кроватями, хорошо чтобы те, кто уже омыл руки, приготовили бы воду для тех, кто еще этого не сделал, если это требуется.
Молитва
4. Если кто-то спит, и может пропустить время чтения утреннего «Шма», в этом случае обязан товарищ его разбудить, даже если сомневается, что тот встанет. И то же самое правило действует в отношении Кадиша или общественной молитвы. Исключением является ситуация, когда доподлинно известно, что тот не поднимется ни при каких условиях.
5. Разрешено надевать чужие тфилин или закутываться в чужой талит, если нет возможности достать свой. Но это лишь при соблюдении следующих условий: они лежат в синагоге или в другом общественном месте; ничего неизвестно о том, что хозяин этих предметов против их использования другими без его согласия; после использования предметы должны быть аккуратно сложены и возвращены на место.
6. «Сидурами» и «махзорами» (сборниками молитв), лежащими в синагоге или в других общественных местах, сегодня принято пользоваться, не спрашивая разрешения хозяев. Но здесь так же соблюдается условие, что нам не должно быть известно о строгом контроле со стороны хозяина этих книг.
7. Не стоит тому, кто молится с общиной, слишком сильно затягивать свою молитву, чтобы не задерживать общину. И это в особенности касается хазана во время чтения молитвы шепотом, а также уважаемого человека, если община ждет, пока он не закончит молиться. То же самое правило действует и в том случае, когда есть ровно десять человек и всем приходится ждать последнего, чтобы начать повторение «Амиды».
8. Человек, который привык молиться «Амиду» подолгу, не должен вставать позади другого молящегося, особенно если ему известно, что тот молится быстро. Ведь из-за запрета проходить перед молящимся человеком тому, кто стоит впереди, придется долго ждать, пока стоящий сзади не закончит молитву и не отойдет, дав и ему возможность сделать необходимые три шага назад. Существует мнение, разрешающее проходить перед молящимся человеком, если тот стоит в проходе.
9. Разговаривающие в синагоге во время молитвы или чтения Торы нарушают запрет сами и вводят в грех других. Наказание их очень велико, потому что из-за них не принимается молитва всей общины, и они не дают остальным услышать чтение Торы.
10. Нельзя целовать в синагоге маленьких детей, ибо сердце человека должно принять, что нет большей любви, чем любовь к Создателю, Благословен Он. И это правило относится не только к детям, но и ко взрослым: например, когда у кого-либо случается радостное событие или когда друзья встречаются после долгой разлуки. В некоторых общинах, однако, принято целовать руку отца, когда тот спускается с бимы после чтения Торы.
Трапеза
11. В столовой или любом другом месте общественного питания, в которых заведено, что каждый вошедший имеет право занять любое свободное место или взять любую порцию не только себе, но и еще не подоспевшему товарищу — делать это разрешено, даже если место или порция для товарища будут за счет других опоздавших. Если же в этом месте нет принятой традиции на сей счет, а из-за набранной для товарища порции кому-то другому, пришедшему до него, может не хватить еды — тогда это делать запрещено.
12. Порция, поданная человеку в общественной столовой или в зале торжеств, считается перешедшей в собственность этого человека. Поэтому ее запрещено трогать без разрешения.
13. Точно так же, если на общем столе осталась лишняя порция, нельзя ее брать без разрешения остальных сидящих за этим столом. Потому что все присутствующие за столом имеют на нее право. И также нельзя брать без спроса порцию с чужого стола.
Свою личную порцию, однако, разрешено отдавать любому человеку, даже если оставшиеся несъеденными порции позже подаются на другую трапезу.
14. По закону запрещено подавать еду или питье человеку, который еще не соблюдает заповедей Торы, если известно, что он не омоет рук и не скажет благословение. Исключение касается только родителей: еда и питье продаются, даже если человек знает, что они не благословят. Стоит, конечно, напомнить и попросить омыть руки и благословить. Но лучше всего поставить еду, которая не требует омовения, а затем благословить самому, громким голосом, чтобы вывести всех остальных.
15. Нельзя заглядывать человеку в рот или рассматривать еду в его тарелке, чтобы тому не стало неприятно. Исключением является случай, когда еврей смотрит на своего учителя, ребе или других мудрецов Торы, чтобы научиться от них поведению за столом и правильному образцу принятия пищи.
Несмотря на правило: «Все, что говорит тебе хозяин дома — делай», — все же, если гость не хочет есть или пить по причинам, связанным со здоровьем или потому, что не хочет получать от других — он не обязан следовать желанию хозяина в этом вопросе.
Изучение Торы
16. Наставляли нас Мудрецы: «Установи себе учителя и приобрети себе друга», ставя особое ударение на преимуществе изучения Торы в паре с товарищем или с группой. Есть даже те, кто вообще отвергает постоянную самостоятельную учебу.
Если человек все же знает про себя, что может учиться один старательно и усердно, и будет лучше воспринимать материал в одиночку, он имеет на это право.
17. Тот, кто договорился с кем-то о совместной учебе, должен учиться с этим человеком, даже если потом нашел более подходящую пару. Если же, однако, впоследствии открылось, что у того есть весьма серьезные недостатки, он имеет право отказаться.
18. Разрешается будить товарища, если тот намеревался с ним учиться и заснул до или во время учебы, но лишь в том случае, если точно известно, что тот хотел бы, чтобы его разбудили, и не станет сердиться.
19. В синагоге и Доме Учения разрешено учиться вслух, поэтому не могут те, кто там находится или живет в непосредственной близости этого запретить. Однако, в те часы когда все обычно отдыхают или спят, стоит понизить голос. Если же человек учится в месте, не предназначенном для занятий — например, дома или в общежитии — ему запрещено мешать другим громкой учебой.
Уважение к родителям
20. Как мужчины, так и женщины обязаны в почитании своих родителей. У женщины, однако, после замужества, на первом месте стоит обязанность уважения к мужу. Муж обязан почитать своего тестя и тещу, и так же жена должна, если муж не против, почитать своего свекра и свою свекровь. Считается правильным, если муж позволяет жене помогать ее родителям. Для родителей, в свою очередь, было бы хорошо не утруждать свою замужнюю дочь и не отвлекать ее от забот по дому. Скромность
21. Закон разрешает мужчине и женщине сидеть рядом в общественном транспорте. Тем не менее, по обычаю скромности так не делают, по крайней мере, если есть другое свободное место.
В ТЕЧЕНИЕ ГОДА
Дни Трепета
22. Нельзя мешать другим людям, вставая рано утром для чтения Слихот. И бывает, что человек еще не открыл книгу для молитвы, а по дороге уже насобирал много грехов для искупления.
23. Вечером праздника Рош а-Шана принято благословлять друг друга словами: «Будь записан и скреплен печатью на будущий год в книге жизни!» (а для женщин: «Будь записана…»). И стоит не задерживаться с этим благословением до полудня первого дня Рош а-Шана, чтобы не получилось, что человеку желают быть записанным только в Йом Кипур.
24. Во время чтения «Коль Нидрей», перед началом Святого Дня, несмотря на то, что разум и сердце человека полностью погружены в размышление о святости дня и предстоящем искуплении, стоит не забывать о приветливости по отношению к людям. Потому что трепет перед Судом не отклоняет сказанного Мудрецами: «Принимай любого человека доброжелательно».
25. Если человек в канун Дня Искупления просит у друга прощения и не объясняет ему, чем именно он перед ним согрешил, это помогает только для несерьезных проступков. Поэтому, тот, кто обсуждал другого человека без его ведома, должен ему рассказать что именно он говорил и попросить прощения. Некоторые, однако, считают, что нельзя раскрывать всех подробностей, чтобы товарищу не было неприятно.
Суккот
26. Изначально строить сукку на чужой территории нельзя, но если построили, в ней можно проводить праздник. Если взял чужие материалы и сделал из них сукку — постфактум сукка кошерная.
27. Изначально нельзя сидеть без разрешения в чужой сукке, так как хозяин может быть против. И поэтому не стоит в этом случае произносить там благословение на сидение в сукке. Если же он не находит хозяев сукки, тогда это разрешено, потому что считается, что по умолчанию для человека приемлемо, чтобы его имуществом исполняли заповедь.
28. Стоит воздержаться от строительства сукки ночью, если это помешает спать соседям, которые утомились от напряженной работы в Дни Трепета и обширной подготовки к праздникам.
29. В дни праздника, тот, кто построил свою сук-ку рядом с домом соседей или под их окнами, должен стараться, насколько это возможно, не нарушать чужой покой, в особенности во время исполнения праздничных песен или других занятий в сукке, сопряженных с шумом.
30. Перенося посуду или мебель из дома в сукку, надо стараться не портить по дороге чужих двориков, веранд и т.д.
Ханука
31. Человек, который по шел по дороге и, не видя, задел и разбил установленную при входе в дом ханукию, свободен от выплаты компенсации. Если же он ее видел и разбил только из-за собственной неосторожности, то обязан заплатить. Если человек получил телесные повреждения или испортились его вещи от осколков разбитой ханукии — хозяин освобожден от выплаты. Если же от целой ханукии — хозяин обязан.
32. Если масло из ханукии вылилось на соседний балкон или на землю, и кто-то поскользнулся, упал и, не дай Б-г, сломал себе руку — хозяин масла должен возместить причиненный ущерб. Если же масло испортило одежду ближнего, то должен он оплатить стирку / чистку или внести 50 процентов стоимости нового костюма.
Пурим
33. «Пуримский ребе», исполняющий шутки и пародии на Рош Ешиву, преподавателей и других людей, сдабривая их колкостями и даже личными оскорблениями — это плохой обычай, и лучше было бы его отменить. Потому что злословие и сплетни запрещены по Торе так же и в Пурим.
34. Изучающие Тору, у которых не достает средств на ежедневные расходы (т.е. у них не хватает денег, чтобы купить еды и одежды в той мере, в которой покупают остальные жители этого места) — это те, через кого можно наилучшим образом исполнить заповедь «подарков бедным». Но, в любом случае, они тоже обязаны ее исполнять.
35. Причинивший телесный или материальный ущерб другому человеку неумышленно, во время празднования Пурима — свободен от выплаты компенсации. И то же самое относится к ученикам, которые что-то испортили во время праздника в доме своего учителя. Если же ущерб серьезный — есть обязанность платить. И в любом случае в этом вопросе лучше посоветоваться с раввином. Песах
36. Преддверие праздника Песах — это особенное, святое время, когда воспаряет душа каждого еврея. «Известно это и верно, что человек строит себя сам, через собственные поступки» — весь народ Израиля с особенным усердием, днем и ночью, занимается подготовкой дома и кухни. И очень важно стараться, чтобы эта подготовка не причинила никому неудобства.
Лаг ба-Омер
37. Во время поездки на автобусе или любом другом транспорте на гору Мирон1, нельзя занимать несколько мест за друзей, если в этом случае может не хватить места другому пассажиру, который уже заплатил за проезд. Если же человек заплатил так же и за друзей, тогда занимать места разрешено, если, конечно, правилами автобусной компании это не запрещается. Если же это бесплатная поездка — тогда стоит воздержаться и не занимать дополнительные места.
Шавуот
38. В некоторых общинах существовал обычай, заключавшийся в том, что дети забирались на крышу синагоги и лили оттуда воду на всех входящих и выходящих, в знак того, что Тора уподобляется воде. В наше время многие раввины считают, что этот обычай начал приносить больше вреда, чем пользы. Поэтому его отменили.
ГЛАВА 3. ОБ ОБЯЗАННОСТИ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ
«Если согрешил человек перед ближним своим, причинив тому телесные страдания, либо пристыдив его, либо ошибочно его в чем-то подозревая, то не прощается ему за это, пока он не попросит о прощении, даже если уже возместил ему ущерб за причиненный стыд. И может он извиниться в любое время».
И так учили наши мудрецы: «Если говорил ты дурное про кого-то, пусть станет даже простой человек важным в твоих глазах, пока ты не уговоришь его простить». Источник же обязанности просить прощения у тех, кого обидел, здесь: «Ибо в день этот искупит вас, чтобы стали вы чистыми, от всех грехов ваших перед Б-гом очиститесь» (Ваикра 16:30).
Так учил раби Элазар бен Азарья: «…проступки, совершенные между человеком и человеком, Йом Кипур не искупает, пока не простит сам человек». Из этой мишны мы также слышим, что после прощения ближнего требуется искупление Йом Кипура. Это значит, что одного прощения не достаточно, и для полного очищения требуется Йом Кипур. Причина этого заключается в том, что при совершении проступка между человеком и человеком происходит сразу два греха: нарушение Воли Вс-вышнего, который дал заповедь «И возлюби ближнего как самого себя», а также причинение обиды товарищу. И пока тот не простит, остается и грех перед Б-гом.
Буквально об этом пишет Раши: «Но если один говорит, что оставил другому залог… и тот отрицает, что брал, тогда Третий, который между ними, тоже отрицает» (в книге «Сифтей Хаха-мим» объясняется, что под третьим подразумевается Вс-вышний). И действительно, в нарушениях между человеком и человеком грех совершается дважды. Первый грех — перед ближним, а второй — перед Вс-вышним, так как нарушено Его повеление. «Пока не простил ему ближний, как он раскается? Ведь не может быть настоящего раскаяния, если он еще держится за грех, ибо для раскаяния требуется искреннее сожаление и полный отказ от повторения совершенного проступка. Поэтому, сначала надо просить прощения у человека, пока тот не согласится его простить».
Из сказанного становится понятно, что обязанность просить прощения у того, кого обидел, существует не только перед Йом Кипуром, но так же и весь год. С другой стороны, если круглый год из-за нехватки времени человек может перенести извинения на более поздний срок, то в канун Дня Искупления для нихесть особая причина: исправить все недостатки и полностью очиститься от прегрешений, как сказано: «Ибо в День этот искупится вам…»
Далее мы рассмотрим основные законы просьбы о прощении и извинении перед тем, кого обидел.
Обязанность просить прощение
1. Проступки между человеком и человеком, например: ругань и проклятие, воровство, грабеж, применение силы, а так же невыплата по денежным обязательствам, не прощаются, пока обидчик не уговорит другого просить, даже если нарушивший раскаялся, исповедался или выплатил все, что был должен. И более того, пока не попросит он прощения, не искупает ему грех его даже Йом Кипур.
2. Обязанность извиняться перед тем, кого обидел, существует даже тогда, когда кажется, что обижаться в этом случае не стоило. И даже если обиженный тоже нападал на обидчика, или резко отвечал на его слова, обязанность извиниться в любом случае остается.
3. Пристыжающий товарища прилюдн, обязан просить прощения тоже прилюдно, то есть перед группой из минимум десяти мужчин. И в этом случае не важно, сколько именно человек присутствовало, когда он позорил ближнего, и даже если именно этих десятерых, перед которыми он сейчас говорит, тогда не было.
4. Даже если человек знает, что обиженный простил ему его поступок, он все равно обязан перед ним извиниться. Потому что человеку необходимо «сломить свою гордыню», и это является частью искупления. Есть, однако, те, кто считает, что в этом случае просить прощения не надо.
5. Когда есть конкретная обязанность извиниться, нельзя полагаться на строчки о прощении, которые обиженный будет произносить во время чтения «Шма» перед сном.
Просьба о прощении
6. Изначально просить прощения нужно у человека лично — лицом к лицу. И стыд в этом случае будет основой для искупления. Если же преступившему очень тяжело это сделать, или он считает, что посредник будет больше способствовать примирению, тогда он может назначить посланника.
7. Тот, кто обязан попросить прощения у одного конкретного человека, не может сделать этого, обращаясь одновременно к целой группе людей, даже если тот человек находится среди них. Человек же, который навредил целой группе, должен просить прощения отдельно у каждого из этой группы.
8. Просящий прощения должен перечислить все те обиды и проступки, за которые он извиняется, в том числе злословие и слухи, которое он распространял. Однако, если само это перечисление может задеть или пристыдить обиженного, тогда этого делать не стоит.
9. Если просил прощения, но получил отказ, должен продолжать просить до трех раз, разными способами, приводя с собой во второй и в третий раз трех, и даже разных, человек.
И если просил таким вот образом, и даже заплатил ему за пережитый стыд и страдания, но тот все равно не простил — тогда достаточным для него будет заявление перед десятью людьми, что он просил прощения.
10. Просящий прощения у своего Рава, но получивший отказ, должен просить снова и снова, пока Рав его не простит.
Обязанность прощать.
11. Нельзя человеку проявлять жестокость и не прощать того, кто просит у него прощения. Потому что злопамятство — не из качеств сыновей Израиля. Каждого, кто просит перед ним и умоляет его один или два раза, и видит он, что тот действительно раскаялся и сокрушается о своем грехе — должен его простить полным сердцем и с желанием. И чем скорее человек старается другого простить, тем лучше, и хорошо это в глазах мудрецов.
Препятствия для прощения
12. Не стоит прощать в случае, когда обидчик еще не раскаялся в своем поведении, и не пришел извиняться. И тем более, если он продолжает ему досажать. И также в том случае, когда обидчик еще должен за ущерб или за нанесенную обиду, ему можно об этом напомнить, перед тем как простить. 13. Не стоит прощать обидчика, если видно или даже он сам признается, что не раскаивается в содеянном, а собирается делать это снова и снова, полагаясь на то, что его все равно простят. Таким же образом можно задержать прощение, если это во благо обидчику: например, чтобы тот извлек урок и не приучался к проступку. Того, кто распространяет злые слухи о другом человеке, нет обязанности прощать, если только сам человек не желает этого из собственной праведности.
Просьба о прощении умершего человека
14. Если обидел другого человека, а тот умер, должен привести на его могилу десять человек, и, разувшись, сказать перед ними: «Согрешил я перед Б-гом Израиля и перед этим человеком я согрешил». После этого он должен перечислить свои проступки, и ему отвечают три раза: «Прощено тебе».
Пристыдил или обидел другого, а после этого просил он у него прощения, но тот не давал, и умер, так и не простив — должен обидчик сделать так же, как сказано выше.
В окончании этой главы обозначим важную идею:
«Легче быть угодным перед Небесами, чем перед людьми». Учитель наш, Хатам Софер, так писал в своем сборнике респонсов (ответ 59): «Все дни моей жизни вызывал у меня затруднения стих: “И будете вы чисты перед Г-сподом и перед Израилем” (Бемидбар 32:22)». Это две обязанности, быть чистым перед Б-гом, и, вместе с Ним, и перед Израилем. Это два ярма, возлежащих на нашей шее, однако, легче выполнить первое, то есть Волю Небес, чем быть угодным перед людьми. И часто я думал: возможно ли для человека в этом мире полностью исполнить требование этого стиха? И, быть может, именно это хотел сказать царь Шломо, записав: «Потому что нет человека праведного на земле, который бы делал только добро и не грешил (Коэлет 7:20). То есть, даже если человек все годы своей жизни будет делать только хорошие поступки, он все равно не сможет настолько выполнить свой долг перед людьми, чтобы даже люди утверждали, что он безгрешен».
А вот комментарий Шла2 на стих «Так скажи Йосефу: молим тебя, прости злодеяния братьев твоих и грех их, потому что зло с тобой совершили» (Берешит 50:17): «Смотри и созерцай, на сколько велика обязанность прощения между человеком и человеком. Взгляни на этих великих мира… колена Вс-вышнего, которые как ангелы, насколько пристыдили они себя, склонились перед ним, и объявили себя его рабами! Что же должен сделать обычный человек, согрешивший перед ближним словами или силой, либо поссорившись с ним? И даже если примет ближний его просьбу о прощении, все равно должен он раскаяться, чтобы получить прощение от Б-га. И святые колена, не смотря на то, что уговорили они Йосефа простить их, все равно остался на них этот грех, пока не был он взыскан с десяти великих людей народа Израи-ля, убитых [римской властью]».
Перевод Михоэля Нишлюка
Из журнала «Мир Торы»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»
Инженеры Междуречья и Египта умели планировать и воздвигать огромные сооружения: храмы, пирамиды, дворцы, водоводы, строили корабли, колесницы. Астрономы и астрологи с высокой точностью определяли орбиты Солнца, Луны, планет.
Журнал «Мир Торы»
Из многих книг еврейских мудрецов известно, что ешивы существовали в мире с самых древних времен. Еще до рождения наших праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова, до начала истории еврейского народа
Раби Авигдор Миллер
Третья глава книги "Распад над бездной"
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
О Ноахе сказано, что он ходил с Богом. Современники высмеивали его, он же прилепился к Богу и стал נ ח, одним из тех, благодаря кому человечество обрело будущее
Редакция Толдот