Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

В 1917-1918 годах, в конце Первой мировой войны, территория Эрец Исраэль (Палестины) была занята Великобританией, положившей конец четырехсотлетнему господству Оттоманской империи (Оттоманская, или Османская империя — название султанской Турции, завоевавшей Палестину в начале XVI века). В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

В основу действия Британского Мандата были положены дух и принципы декларации Бальфура (заявление английского правительства, министром иностранных дел которого являлся в 1916-1919 гг. Артур Джемс Бальфур), принятой в ноябре 1917 года и провозглашавшей право еврейского народа на создание в Палестине национального государства. Однако арабы, проживавшие в Палестине и в соседних странах, яростно сопротивлялись претворению декларации Бальфура в жизнь. Для этого не только использовались все доступные политические методы, но и широко применялось насилие. На каждое новое еврейское поселение совершались нападения, а в 1920, 1921, 1929 и 1936-39 годах не раз провоцировались кровавые беспорядки в городах с большой долей еврейского населения, таких как Иерусалим, Хеврон, Цфат и Тверия. В результате нападений, зачастую застававших врасплох еврейские общины, были убиты тысячи людей, женщины и дети подвергались грубому насилию, а жилые дома и учреждения разграблялись и поджигались. Раздираемая своими взаимоисключающими обещаниями, данными, с одной стороны — евреям, а с другой — арабам, Великобритания уступила наконец арабскому давлению и приложила максимум усилий, чтобы воспрепятствовать превращению еврейского населения в национальное большинство в Палестине. Была издана так называемая «Белая книга» — свод законов, ограничивающих право евреев на иммиграцию в Эрец Исраэль и на покупку земли в ней. И все это — несмотря на прямую угрозу евреям со стороны нацистов! Согласно закону 1939 года, появившемуся буквально накануне начала Второй мировой войны, всего лишь пятнадцати тысячам евреев позволялось ежегодно въезжать в Эрец Исраэль.

Естественно, такие условия оказались совершенно неприемлемыми для еврейского сообщества. Возникла нелегальная иммиграция — «Алия Бет». Под покровом ночи суда с сотнями беженцев на борту причаливали к берегам Эрец Исраэль. Хотя большим надеждам, порожденным Декларацией Бальфура, так и не суждено было сбыться, тем не менее за тридцать лет Британского правления население Израиля увеличилось с пятидесяти шести до шестисот тысяч человек.

Сопротивление

В эти годы возникло три различных движения, направленных на защиту интересов еврейского населения. Самое массовое из них, так называемая Агана (включающая в себя и Пальмах), следовало политической линии еврейского руководства: добиваться независимости с помощью политического давления и военного сдерживания.

В 1931 году несколько лидеров Аганы покинули организацию, образовав движение Эцель — «Иргун Цваи Леуми» (общенациональная военная организация), программа которого определялась лозунгом «Террор против террора».

С началом Второй мировой войны и Агана, и Эцель прекратили борьбу с британскими властями. Однако группа участников Эцеля категорически отказалась соблюдать перемирие и организовала собственное движение — «Ло-хамей Херут Исраэль» (бойцы за свободу Израиля), сокращенно — Лехи.

После окончания Второй мировой войны Агана попыталась вернуть в свое лоно два «отколовшихся» от нее течения. В 1945 году все три подпольных группировки объединились в рамках Еврейского движения сопротивления. Но и после этого Эцель и Лехи периодически проводили самостоятельные акции, подобные взрыву в отеле «Царь Давид». В конечном итоге это привело к роспуску объединенного движения.

На протяжении описанного периода британские власти всеми доступными методами боролись с подпольным сопротивлением. Обыски и конфискация оружия, ссылка и смертные приговоры — вот далеко не полный перечень средств, входивших в их арсенал.

План раздела страны

После затяжной двадцатилетней борьбы и арабских восстаний 1936 года для изучения положения в Палестине была назначена британская королевская комиссия под руководством лорда Пиля. Предложенный ею акт предусматривал урегулирование проблемы путем разделения Палестины на независимые арабское и еврейское государства, причем последнее должно было занимать лишь небольшую территорию на западном берегу реки Иордан. Но даже такой проект категорически отклонялся арабской стороной, в то время как Еврейское агентство (Сохнут) — неправительственная организация, способствовавшая иммиграции евреев в Эрец Исраэль — видело в нем приемлемую основу для переговоров. Почти десять лет спустя, 29 ноября 1947 года, в Организации Объединенных Наций состоялось знаменитое голосование по вопросу о судьбе Палестины. Там было принято предложение о разделении Палестины и образовании Еврейского государства.

Война за Независимость и события, приведшие к ее началу

В самый день голосования в ООН многочисленные арабские банды атаковали еврейские поселения и основные дороги. В течение пяти с половиной месяцев, до 15 мая 1948 года — то есть до того дня, когда Палестину покинул последний английский солдат, — страну сотрясали кровавые арабские бунты и беспорядки. А когда 14 мая была подписана Декларация независимости, на новорожденное государство обрушился удар семи арабских государств, решительно намеревавшихся смести Израиль с лица земли и «сбросить в море» шестисоттысячное еврейское население.

Разгорелась яростная борьба за контроль над дорогами, и особенно над шоссе Тель-Авив — Иерусалим. Все еврейское население Иерусалима, а оно составляло около двадцати процентов жителей страны, оказалось в условиях блокады. С апреля 1948 года и вплоть до открытия дороги на Бурму и первого прекращения огня 11 июля доставлять продукты питания в Иерусалим удавалось только под вооруженным конвоем.

Самое серьезное положение сложилось в Старом городе. Еврейский квартал — единственный район, в котором после беспорядков 1936 года все еще оставались евреи, был окружен и полностью отрезан от остальной территории страны еще с декабря 1947 года (то есть практически сразу после принятия резолюции ООН по вопросу о Палестине). Только под вооруженной охраной британских военнослужащих удавалось доставлять в Еврейский квартал продовольствие, медикаменты, а также, нелегально, и оружие с боеприпасами. Эти так называемые «конвои» являлись единственным средством связи между Старым и «новым» городом, последней возможностью для жителей покинуть свои дома в Еврейском квартале до его полной изоляции 15 мая.

Когда англичане покинули страну и война была объявлена уже официально, в Еврейском квартале оставалось менее двух тысяч жителей, в том числе много стариков и детей, а также двести молодых еврейских солдат, присланных для охраны осажденного района. С минимальным количеством оружия им предстояло противостоять тридцати трем тысячам арабских обитателей Старого города. Через два-три дня арабские банды обрушились на Еврейский квартал, угрожая поголовно вырезать население. Лишь чудом солдатам и мирным жителям удалось отразить эту атаку.

Разрушив 14 мая Гуш Эцион, Арабский Легион устремился к Масличной горе. Арабская артиллерия заняла позицию на ее вершине и приступила к круглосуточным обстрелам Еврейского квартала. В течение десяти дней осажденный район продолжал сопротивление, но 28 мая 1948 года его защитники были вынуждены сдаться легионерам.

Все мужчины (как мирные жители, так и солдаты, в том числе часть раненых) и две женщины были отправлены в Трансиорданию в качестве военнопленных. Оружие арабы полностью конфисковали. Женщин, детей, стариков и большинство раненых выселили в Катамон, незадолго до того захваченное евреями юго-западное предместье Иерусалима.

А все, что осталось от Еврейского квартала после двух недель интенсивной бомбардировки, было расхищено и разграблено торжествующими арабами. Они разрушили большинство сохранившихся зданий, направив свою ярость в первую очередь на развалины величественных некогда синагог.

В течение девятнадцати лет Еврейский квартал находился под юрисдикцией Иордании. Вопиющим нарушением соглашения о перемирии являлось запрещение евреям посещать святые места Старого города, а особенно Котель Амаарави — Стену Плача. И лишь после потрясающего успеха в Шестидневной войне святыни были возвращены еврейскому народу. 9 июня 1967 года весь Старый город, включая Храмовую гору и Стену Плача, был с Б-жьей помощью освобожден вооруженными силами Израиля.

Да ниспошлет нам Г-сподь возможность увидеть своими глазами скорейшее восстановление Священного Храма. Амен!

с разрешения издательства Швут Ами

 


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»