Из цикла «Письма еврею-буддисту», темы: Гавриэль Фельдман, Философия, Религия, Акива Татц, Буддизм
Дэвид Готтлиб родился и вырос в Чикаго. Он защитил диплом бакалавра искусств в Amherst College. В процессе обучения был награжден премией Питера Барнетта Хоу за фантастическую прозу. Продолжил образование в Университете Северной Каролины, который закончил с дипломом магистра изящных искусств. Профессиональная деятельность Дэвида была связана с театром и проектами по защите исторических памятников, также он успел поработать в области PR, и все это время публиковал свои рассказы, пьесы и статьи в таких изданиях как Families in Business, Diversion, Denver Magazine, и других.
Дэвид изучал и практиковал буддизм, и в итоге прошел посвящение как дзэн-буддист в 2002 году. Он является одним из основателей и исполнительным директором Общин Полного Круга.
Дэвид занимается девелоперскими проектами на рынке доступного жилья. Он живет в Нортбруке, штат Иллинойс, с женой и детьми.
Рав доктор Акива Татц — врач и писатель, родившийся в Южной Африке. Он дает уроки в лондонском Jewish Learning Exchange и выступает по всему миру с лекциями по еврейской философии и врачебной этике. В его книге «Анатомия поиска» описан переход от светского образа жизни в мир иудейского соблюдения. В книге «Жить вдохновенно» он поднимает фундаментальные темы еврейской традиционной мысли. Его «Маска Вселенной» открывает глубины, скрытые за пеленой каждодневной реальности. В книге «Руководство к жизни для думающего еврейского подростка» он предложил свой подход к наиважнейшим вопросам, с которыми сталкиваются молодые интеллектуалы. Он основал и возглавляет иерусалимский Форум по врачебной этике. Широкое распространение получили аудиозаписи его лекций. Его книги были переведены на испанский, французский, итальянский, португальский и русский языки.
***
Написание этой книги само по себе было духовным путешествием: непредсказуемым, в основном непростым, а иногда волнующим. Это было именно путешествие — сплошные вопросы и никакой конкретной цели, но в итоге получилась книга.
Дзэн-буддизм ведет людей к великому пробуждению и к большим свершениям. Меня он привел к мудрецу Торы. Я не мог предвидеть ни одного из событий, приведших к появлению этой книги, и меньше всего то, что я буду иметь честь разделить авторство с Акивой Татцем. Я хочу поблагодарить его за то, что он щедро елился со мной временем и своей мудростью, за его понимание и способность легко преодолевать дистанции и различия между нами.
Дэвид Готтлиб Нортбрук, Иллинойс, Ноябрь 2004
***
Со своей корреспонденцией я всегда опаздываю; иногда сильно опаздываю. Но когда я получил письмо от еврея из Чикаго, который спрашивает, «Должен ли он полностью посвятить себя иудаизму и в связи с этим отказаться от дзэн — от дзэн, который впервые за всю мою сознательную жизнь помог мне духовно пробудиться?», я сразу же написал ответ. И когда он спросил, «И если я отдамся изучению и соблюдению еврейской традиции, где я найду ту вибрацию, ту мудрость, тот ключ к духовному соединению, которых, по ему мнению, иудаизм никогда не имел?»
Я продолжил писать.
В данной книге зафиксирована наша переписка. А еще это хроника развития наших отношений — мы переписывались два года и для меня было очень приятно узнавать Дэвида все лучше. Подготовка книги к публикации — это хороший способ проверить как любой вывести шероховатости в характере человека, но он все время вел себя как джентльмен. Все грани его характера оказались гладкими, насколько я могу судить. Большинство современных евреев, который привлек буддизм, не имеют представление об истинной мудрости Торы. Безусловно, если бы они имели представление о ее глубине, многие из них начали бы с исследования собственной территории, прежде чем эмигрировать. Обращаясь к Давиду, я пытался исследовать часть этой территории. Публикуя наш диалог, я надеялся приоткрыть, хотя бы немного, глубину Торы тем ее детям, которые странствуют по дорогам Востока, или, в крайнем случае, тем, кто бросает в сторону восточных учений случайный взгляд через плечо.
Эта книга не представляет собой диспут между буддизмом и иудаизмом. Это даже не их сравнение, хотя некоторый момент сравнения в наш диалог неизбежно вкрался. Это книга об иудаизме, написанная для честного еврейского исследователя, хорошо осведомленного о буддистском учении и практике, который ищет свой путь назад. Книга не претендует на то, чтобы представить буддизм или подвергнуть его критике; я не настолько компетентен, чтобы подобное делать, и моя цель не в этом. Моя единственная задача состоит в том, чтобы исследовать Тору и делиться ее великолепием со всеми, кто просит. В этом плане буддизм сформировал контекст для формирования вопросов.
В процессе подготовки нашей переписки к публикации я получил комментарий от моего израильского друга. Я знал, что он серьезно изучал буддизм будучи студентом Оксфорда и продолжал делать это после университета, что он проводил много времени на Востоке, прежде чем начал свою карьеру инвест-банкира, а также то, что он в настоящее время он глубоко погружен в изучение Талмуда в Иерусалиме. В своем отзыве он упомянул один случай, который произошел с ним лично, и который я процитирую, потому что некоторым упоминание этой истории может показаться уместным.
В феврале 2001 года меня пригласили посетить уроки Далай Ламы о страдании и сострадании в Бодх-Гае — месте, где около 2500 лет назад, сидя под деревом Бодхи, достиг просветления Гаутама. И мой друг, всемирно известный буддистский активист, организовал мне там личную аудиенцию с Далай Ламой.
Я вошел в его комнату на закате, после девяти часов интенсивных занятий. Он сидел со скрещенными ногами на подушке и дал мне знак сесть рядом с ним. Он приветствовал меня своей теплой, любящей улыбкой и спросил меня, израильтянин ли я.
— Да. — ответил я незамедлительно.
— Ты еврей? — продолжал он спрашивать.
— Конечно. — ответил я.
Несколько минут он сохранял молчание, а потом сказал: «Ты пришел от самой древней мудрости… от источника… Тебе нет нужды путешествовать в такую даль, сюда, в поисках истины… Тебе следует вернуться в твою страну и хорошо изучить свою религию. Возвращайся сюда, если почувствуешь необходимость в этом, но только после того как ты сделаешь то, о чем я говорю…»
В тот момент я чувствовал себя глубоко разочарованным и продолжал думать: «Неужели я предпринял это путешествие в Бихар лишь затем, чтобы узнать, что мне следует учить Тору?»
Все, что я излагаю в этих письмах взято из классических источников Торы — как напрямую, так и через моих великих учителей. Ничего нового я здесь не сделал, не считая ошибок. Без рава Моше Шапира, который открыл нашему поколению мир понимания и у которого я удостоился учиться, я бы, конечно, имел крайне малое понимание Торы. Для меня, как и для многих других, он является прямым источником…
Акива Татц, Лондон Ноябрь, 2004
***
Дорогой рав Татц!
Я еврей, исповедующий дзэн-буддизм, и пытаюсь разобраться с этими двумя моими идентичностями. Два оротодоксальных раввина здесь, в Чикаго, Йео-шуа Карш и Зеев Кан, предположили, что, возможно, именно Вы сможете дать мне нужный совет и помочь определить правильное направление. После того как я прослушал записи нескольких Ваших лекций, любезно предоставленные мне равом Каном, я начал думать, что они были правы. Моя жена, мои дочери и я сам учились с этими добрыми и мудрыми раввинами, и они помогали моей жене сохранять позитивный настрой и с терпением относиться ко мне и моей дзэнской практике, но ее внутренний дискомфорт уже достиг непереносимой степени («Дэвид, твой буддизм — это нож в моем сердце!»).
Это я довел ее до этой черты, и мне предстоит принять очень важное решение: должен ли я полностью посвятить себя иудаизму и в связи с этим отказаться от дзэн — от дзэн, который впервые за всю мою сознательную жизнь помог мне духовно пробудиться? И если я отдамся изучению и соблюдению еврейской традиции, где я найду ту вибрацию, ту мудрость, тот ключ к духовному соединению, которых, по ему мнению, иудаизм никогда не имел?
Моя жена и я относимся к числу прихожан консервативной синагоги в северном пригороде Чикаго, однако на протяжении нескольких лет я изучал медитацию в центре дзэн-буддизма в соседнем городе Эван-стон, штат Иллинойс. Моя практика стала довольно интенсивной, и я прошел обряд «посвящения», в том плане, что я формально принял базовые положения буддизма (достаточно похоже на Десять Заповедей) в качестве норм, по которым я живу.
Моя жена была воспитана на идее сильной еврейской самоидентификации. Она получила еврейское образование, я — нет. Поэтому моя способность изучать предписания консервативного иудаизма и приспосабливаться к ним, а также усвоить его язык и литургию с самого начала была слабой, и лишь укрепляла барьер в моем духовном осознании себя евреем и в религиозной практике. Поэтому я настолько отдался медитации, а поняв, что в действительности нет такой вещи как еврейская медитация, погрузился в изучение буддизма. Однако моя практика дзэн породила растущий дискомфорт и трения не только внутри меня самого, но и в моих отношениях с женой. Со временем я пришел к тому, что начал видеть определенные элементы буддистской медитации как чрезвычайно полезные лично для меня, однако принятие буддизма как религии неизбежно стало бы источником внутренних и внешних конфликтов.
Я продолжил изучение иврита, начал учиться читать Тору, надеясь справить «взрослую Бар Мицву», и постепенно увеличиваю свой кругозор в еврейских вопросах.
Если Вы согласитесь, я бы хотел изложить перед Вами ряд проблем, которые беспокоят меня и других людей, которые прошли тем же путем. Некоторые из этих вопросов сейчас стоят для меня очень остро, другие стояли острее раньше, но все они требуют своего разрешения. Я расскажу Вам больше подробностей о моем прошлом, если это окажется полезным; я также буду приводить ссылки на некоторые базовые буддистские тексты, что поможет четче сформулировать затрагиваемые темы для разговора. Для начала, я прилагаю сокращенный вариант фундаментальной работы о «Благородном Восьмеричном Пути» и книгу Сюнрю Сузуки — японского буддистского монаха, который прибыл в Сан-Франциско в конце 50-х и открыл там дзэн-центр, который сегодня является крупнейшим в стране. Именно Судзуки в значительной степени ответственен за быстрый рост популярности дзэн-буддизма в США. Книга содержит отрывки из его лекций (т.н. «беседы о дхарме», на дзэнском сленге), в которых он объясняет ученикам как совместить дзэн (и саму жизнь) с чистым и открытым сознанием новичка. Я думаю, что эти две книги дадут Вам ясное представление о том, что завораживает людей Запада, и особенно западных евреев, в буддисткой мысли и практике.
С пожеланиями мира и хорошего здоровья, Дэвид Готтлиб
***
Дорогой Дэвид!
Не уверен, что Вы обратитились по правильному адресу, но Вы можете попробовать прислать мне Ваши вопросы, и я приложу все силы, чтобы на них ответить.
С наилучшими пожеланиями, Акива Татц
***
Дорогой рав Татц!
Благодарю Вас за готовность помочь мне в поисках ответов на мои вопросы. Вы увидите, что они представляют собой претензии или возражения, которые частично вызваны моим опытом, а частично — моим незнанием. Ниже я привожу 15 вопросов и наблюдений о «преимуществах» буддизма относительно иудаизма, которые смущают меня и обычно мешают тем евреям, которые вовлечены в дзэнскую практику.
Претензии еврея-буддиста к иудаизму и сравнения иудаизма с дзэн
1. Б-г
Несмотря на то, что дзэн-буддизм не отрицает существование Высшей Силы, действующей во Вселенной, он не сосредоточен на Б-ге, которому нужно подчиняться, или, что более важно, в которого нужно ве рить. Буддизм фокусируется на том, что может быть испытано, и хотя многие верят, что могут испытать на себе Б-га… но могут ли они, на самом деле? Вся эта концепция, в которой вокруг Высшей Сущности, которой есть дело до того, что мы делаем и чего не делаем, строится система прославления, все «мифы», сопутствующие этой вере — это все равно что строить замок, в котором планируется жить, и при этом ожидать, что он полетит по воздуху.
2. Доступность
Несмотря на то, что буддизм может быть очень витиеватым и сложным, его базовые принципы невероятно просты, и потому они не только чрезвычайно доступны, но и портируемы, ведь они не конфликтуют с практикой других религий: можно практиковать буддизм и все же оставаться евреем. В конечном счете, я просто развиваю в себе внимательность, следя за своим дыханием, понимая взаимосвязанность всех вещей и существ, стремясь познать и искоренить причины страдания.
Иудаизм же, наоборот, ставит в тупик своей недоступностью, и чем глубже человек в него погружается, тем гуще становится чаща законов, текстов, верований и практик.
3. Избранность против универсальности Буддизм признает взаимосвязанность всего сущего и сосредотачивается на этом. В самом деле, это можно испытать лично посредством медитации, и такой опыт воистину освобождает человека. Сравните это с концепцией избранности, которая является фундаментальной причиной сознательного отделения евреями себя от всего остального общества — причина, как скажут некоторые, негодования, ведущего к антисемитизму и его ужасающим следствиям. Чтобы быть соблюдающим евреем, нужно действительно верить, что ты — часть некого договора, согласно которому ты был избран для осоБ-го задания или роли в жизни. Это полностью отделяет тебя и лишает возможности испытать истинную природу Вселенной.
4. Самопознание
Буддизм помогает человеку увидеть, что нет такой вещи как «я», с маленькой буквы. Конечно, есть тело, в котором происходит накопление личностных черт, но все наши «я» соединены между собой, подобно спицам в велосипедном колесе. Такое видение освобождает нас от необходимости хвататься и цепляться за идеи и желания — истинные причины страданий. Иудаизм же, наоборот, держится за понятие «я», и с самого начала налагает на него бремя 613 заповедей, и определяет человеку цели, которые ведут его к тому, чтобы цепляться и хвататься — к бесконечности круга страданий. В связи с этим кто-то может возразить, что сосредотачиваясь на истинной природе «Большого Я», т.е. на взаимосвязанности в более широкой Вселенской идентичности, в которой мы все имеем свое место, буддизм дарует более глубокий, более точный и менее мучительный способ самопознания, чем может дать иудаизм, а в конечном счете именно через самопознание мы начинаем готовиться к служению широкому, открытому миру и учимся избегать причинения страданий другим.
5. Вера
Далее. Некоторым формам буддизма присущи идеи, которые могут быть названы «верой», но если мы говорим о буддизме в его наиболее распространенной и наиболее принятой на Западе форме — в особенности, о Сото-дзэн — то одно из важнейших его преимуществ состоит в том, что Вы не обязаны верить. Ваш духовный опыт — он лично для Вас. Именно это сделало Будду Шакьямуни настолько революционным духовным лидером. Он рассматривал различные системы верований как формы порабощенности политическим системам или химерам сознания, разжигающим страдания. В дзэн Вы просто испытываете опыт. Вера — это вариант дымовой завесы, скрывающей действительность.
6. Тора с Синая
Конечно, этот вопрос непосредственно связан с предыдущим, который о вере. Если человек не верит в Синайское Откровение, как он может называть кого-то евреем? Многие выдающиеся еврейские мудрецы (и Вы в числе прочих) подчеркивают, что в людской истории не было откровения подобного тому, которого удостоились евреи у горы Синай. Сотни тысяч, если не миллионы, были отброшены назад голосом Самого Б-га, а еще многочисленные случаи проявлений Вс-вышнего, испытанные странствующими по пустыне. Но буддист может сказать, что вся эта история не более чем прекрасный миф, и если Вы не готовы поверить в этот миф целиком, действительно ли Вы еврей? А если Вы верите в это, разве Вы не страдаете от заблуждения — одного из Трех Ядов? В то же самое время, буддист может сказать, что Будда был — мы в этом уверены — исторической личностью, чьи действия были зафиксированы, проповеди задокументированы, чья жизнь и смерть исторически известны. И мы знаем, что он был просто человеком, который изменил себя с помощью исследования. Здесь нет никаких фокусов.
7. Законничество
Сохранение тайных традиций, а также неспособность иудаизма приспособиться к разным временам и культурам, в которые жили евреи, может служить объяснением тому факту, что многие евреи ищут и находят себе духовное пристанище в буддизме. Как может духовная традиция, тесно связывающая c живым и присутствующим Одним Б-гом, основывать эту связь на вгоняющих в сон сводах законов и комментариев, через которые евреи должны строить свои отношения с Творцом?
8. Духовная бессодержательность
Многие видят иудаизм настолько поглощенным процедурой и законом, что и он сам, и его адепты представляются чрезвычайно обделенными в плане подлинной духовности. Буддист почти всегда ставит открытость, осознание и сострадание на первый план, это центральные вещи для него, ибо он — духовно пробужденное существо. Многие евреи производят впечатление крайне неудовлетворенных своей духовной жизнью и ее развитием, при этом они продолжают с гордостью называть себя евреями, но сыновья и дочери этих людей меняют вероисповедание или просто перестают соблюдать что бы то ни было, вступают в смешанные браки и теряют всякую еврейскую идентичность.
9. Культурное представление иудаизма в мире Буддисты в Западном мире — сострадательные и забот ливые, социально активные, скромные люди. Конечно, это сверхобобщение, на грани антисемитизма, но некоторые буддисты, евреи по происхождению, могут сказать, что они отвернулись от иудаизма не в последнюю очередь из-за того, что они видели, как живут евреи: они стремятся укрыться в анклавах, населенных, преимущественно, Б-гатыми и привилегированными. Разве живая духовная традиция может привести к вот такому добровольному духовному апартеиду?
10. Пустота
Это буддистская концепция, с которой я рекомендовал бы ознакомиться напрямую из источников. Но по сути, речь идет о том, что все вещи, и все существа непрерывно создают сами себя, и не обладают какими-то присущими им качествами или личностью. Скорее, на них накладываются наши ожидания, возникшие из наших собственных неправильных представлений, а также наших химических и психологических взаимодействий, что ведет нас к ошибочному наделению вещей и людей качествами, которыми они, в целом, не обладают.
Этот радикальный подход, сформулированный великими буддистскими философами примерно в X веке, дает разгадку происхождения более традиционных взглядов на личность, персональный опыт, и, конечно же, Б-га.
11. Традиции и рассказы со временем превращаются во что-то бессмысленное или ужасное Потрясание лулавом и этрогом, жизнь в шалашах, специальные чтения отрывков из Торы о жестоком насилии на войне, о жертвоприношениях, эпидемиях и карах, павших на головы врагов — некоторые аспекты еврейского образа жизни и соблюдения, а также все те рассказы, в соответствии с которыми мы вроде бы должны выбирать себе правильный жизненный вектор, для современных чувствительных людей представляются чересчур воинственными. И хотя никто не спорит с тем, что еврейский народ наделил Западный мир большей частью его морального кода (если не всем этим кодом целиком) все же странно, что мы придерживаемся обычаев и рассказываем истории древнего земледельческого союза кочевых племен, в то время как мир давно изменился.
Многое в иудаизме представляется непонятным и архаичным, поэтому иудаизм — это не первое, а последнее место, где многие евреи будут искать живой контакт с Б-жественным. В одной книге, уже успевшей привлечь широкое внимание здесь, в США, утверждается, что иудаизм умирает из-за ритуалов, которые заморозили духовную правду религии до окаменелого состояния, а все, что осталось, было экспроприировано еврейскими агентствами, которые используют израильско-палестинский конфликт как оправдание для постоянно продолжающегося сбора денег и поддержания собственного существования. И данное мнение не столь уж единичное — это претензия многих представителей моего поколения к современному иудаизму.
12. Культ еврейской жертвенности
Некоторые чувствуют, что иудаизм в целом упрямо упивается собственной жертвенностью, а современная версия сионизма навязывает ту же самую жертвенность другим. Буддизм же, наоборот, придерживается идеи отрешенности от различных форм идентичности, от любых мест и вещей, которые ведут к подобного рода страданиям. Многие буддисты (и в частности, бывшие иудеи) могут указать на неустанные упоминания о Холокосте с одной стороны, и нынешней борьбой в Израиле с другой, и просто сказать: «Вы видите? Вот что получается из религии, которая цепляется за древние идеи, мифы и территории. Покажите мне страну, раздираемую борьбой, которую вели бы буддисты». (Можно попробовать возразить, что буддистские монахи в Японии во время Второй Мировой Войны поддержали бездумное уничтожение противника, но это отдельная тема).
13. Радость
Когда человек испытывает пустоту, когда он освобождается от заблуждений и привязанностей, он испытывает чувство глубокого сострадания ко всем разумным существам. Эта равнооткрытость — центральная магистраль, которая ведет к уничтожению страдания. Даже если Вы не достигли просветления, все равно это опыт, приносящий истинную радость. И хотя радость, в отличие от понимания, не является главной целью буддизма, две эти вещи тесно связаны друг с другом.
14. Медитация
Многие евреи отдают предпочтение буддизму, потому что буддизм, по сути своей, является тихим, неторопливым, а в некоторой степени он даже предполагает одиночество. Буддизм направлен внутрь себя, он спокоен и безмятежен. Нет миньянов, нет шумных шулов, нет раввинов, которые кого-то обличают. И, наконец, разве существует такая вещь как еврейская медитация?
15. Страдание
Цель буддизма — уничтожение страдания. В иудаизме страдание представляется интегральной частью роста. Говорить о том, что Йом Кипур придает страданию позитивный смысл — значит оправдывать ту самую вещь, которую буддизм пытается искоренить! Здесь мы видим фундаментальное различие между иудаизмом и буддизмом.
Рав Татц, я жду Вашего ответа.
Рав Кан говорит, что Вы планируете посетить Чикаго позже в этом месяце — может быть мы встретимся? Для нас с женой будет честью пригласить Вас к нам домой на неофициальный ужин вечером в воскресенье, многие захотят присоединиться к нам чтобы Вас послушать.
Источник
***
Дорогой Дэвид!
Я внимательно просмотрел все пункты Вашего письма. Постараюсь продемонстрировать аутентичный еврейский подход к этим вопросам — настолько насколько буду способен. Прежде всего, я хочу изучить те Ваши вопросы, которые возникли в контексте буддистского мышления и практики. Многие предъявляемые Вами претензии вытекают из современного, в частности американского, восприятия иудаизма — им я тоже уделю внимание, но предпочитаю начать с тех вещей, которые приводят евреев к буддизму, а не с тех, которые уводят их прочь от иудаизма. На первом этапе мы сможем обнаружить потрясающее сходство, и возможно, еще более потрясающие различия; а на втором мы займемся исследованием некоторых аспектов современного духовного поиска и уйдем в абсолютно иную область. Если я и окажусь способен внести что-нибудь ценное — это скорее будет свежий взгляд на Тору и на ее силу, нежели спекуляции вокруг сегодняшней ассимиляции евреев.
Там, где смогу, я буду отвечать на Ваши вопросы подробно и исчерпывающе. Однако по ходу нашего с Вами диалога я буду затрагивать различные вопросы, зачастую неправильно понимаемые современными евреями, которым не хватает знаний в области Торы. Я хочу продемонстрировать, как улучшение понимания этих вопросов во многих случаях снимает трудности. Я намерен доказать, что многие евреи в процессе своих духовных поисков ушли в буддизм лишь потому, что они не знают, что иудаизм содержит те элементы, которые они нашли столь привлекательными в буддизме. Несмотря на то, что я не могу назвать себя экспертом в области буддистского учения, я попробую показать, что буддистские идеи, которые вы озвучили, являются для иудаизма базовыми. Предупреждение: по моему опыту, качество того, что человек говорит, снижается обратно пропорционально регулярности, с которой он использует в своих коммуникациях слова «я» и «мне» (предполагаю, что буддисты со мной в этом согласятся): очень часто эта регулярность является выражением эгоизма, в жертву которому приносится содержание. Но поскольку это частная переписка, такие слова будут часто вкрадываться. Надеюсь, Вы не будете судить меня строго за это.
Спасибо за Ваше приглашение встретиться и выступить перед Вашими друзьями. Я буду рад это сделать. Для начала, я прилагаю некоторые первоначальные мысли в ответ на первый из Ваших вопросов. Постараюсь ответить на остальные не затягивая, насколько будет позволять время.
С наилучшими пожеланиями, Акива Татц
Из журнала «Мир Торы»
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.