Темы: Рав Гавриэль Фельдман, Современность и Тора, Мир Торы, Искусство, Общество, Музыка
Не следуют обычаям неевреев и не стараются походить на них ни в одежде, ни в прическе, ни в других такого рода вещах… И также всякую вещь, ставшую у неевреев принятой и обычной, если есть какие-то основания опасаться, что она хоть как-то связана с поклонением идолам, запрещено евреям перенимать. Кицур Шулхан Арух, 3
Я начал серьезно интересоваться рок-музыкой более 20 лет назад. Последние 10 лет профессионально занимался этим видом искусства как журналист, организатор, продюсер. Я не буду агитировать ни за рок-музыку, ни против нее, поскольку это совершенно бессмысленно. Цитате из Шулхан Аруха, которая приведена в эпиграфе, желающие смогут противопоставить мнение Рамхаля, утверждавшего, что человек, серьезно изучающий Тору, должен писать стихи, и заявить, что песни сегодня заменили стихи. (Последнее утверждение можно считать правомерным, когда мы имеем дело с «хорошей» рок-музыкой).
Но как бы то ни было, данное явление существует, и в жизни еврейской молодежи занимает значительное место. Значит, его можно как-то описывать и определять.
Тора никогда не требует от человека невозможного. Даже находясь в нееврейском окружении, проходя через множество испытаний и соблазнов, еврей может (и обязан) сохранять свою веру, свои принципы, образ жизни. Однако история нашего народа демонстрирует удивительную тенденцию. В те времена, когда клещи, которыми народы мира сдавливают евреев, ослабевают, они чаще отходят от традиции, чем в годы преследований и жесткого навязывания чуждых ценностей. В наши дни народ Израиля не испытывает былого давления и даже ничего мало-мальски с этим давлением сопоставимого. И все же миллионы наших братьев и сестер во всем мире живут на грани полной ассимиляции, в отрыве от Торы. Они выбирают для себя другой жизненный путь, целиком подчиненный реализации карьерно-потребительских, или, наоборот, богемных творческих проектов. И если с мотивацией людей, которые карабкаются по пирамиде потребностей Маслоу, все более-менее понятно, то путь творчества — материя запутанная и сложная.
Богемный проект стоит на трех китах:
1) превознесение искусства как самодостаточной ценности;
2) идея избранности людей искусства относительно обывательского мира;
3) следование субкультуре.
Совершенно очевидно, что все три «кита» — вывернутые на изнанку основы еврейского мировоззрения. Основа и высшая ценность музыкального проекта — сама музыка, а вернее — выстроенная вокруг нее субкультура.
Итак, несколько десятилетий назад сформировалась новая музыка, которая отодвинула кино и литературу в сторону и превратилась в «важнейшее из искусств», а точнее в универсальный язык молодежи стремительно глобализирующегося «цивилизованного» мира. Внезапно стало очевидно, что классическая музыка покрылась нафталином; музыкальный фольклор в чистом виде не интересен массам; джаз слишком специфичен и элитарен; развлекательная эстрада, пользовавшаяся спросом везде и всегда, скучна. На смену всем вышеперечисленным классическим музыкальным жанрам пришла особая музыка, которая представляла собой целую молодежную культуру со сложным комплексом идеологем, кодексом поведения, полумифическими героями, культом и объектами поклонения.
К моменту возникновения рок-культуры евреи уже успели повстречаться с эмансипацией, просвещением, гуманизмом, реформизмом, сионизмом, атеизмом, коммунизмом и фашизмом, нанесшим мощнейший удар по традиционному еврейскому образу жизни. Может быть, по этой причине для еврейской молодежи эта культура не стала по-настоящему мощным, системообразующим фактором, каким оказалась для молодежи других народов. Но рок-музыка, так или иначе, стала частью жизни множества молодых евреев, и отнюдь не только светских.
Я вовсе не ставлю рок-музыку в один ряд с вышеперечисленными бедствиями, и предлагаю спокойно разобраться в том, что это за явление, и какого отношения оно заслуживает.
ЗА |
ПРОТИВ |
Рок раздвинул рамки возможного в музыке и в песне, подвергнув критическому осмыслению все, что было выработано до его появления. |
С воцарения рок-музыки начинается закат «высокого» музыкального искусства. |
В рок-музыке впервые получили воплощение и творческое развитие некоторые злободневные темы: рост напряженности в обществе и мире, ксенофобия, конфликт поколений, чувственная любовь. Кроме того, рок не приукрашал взаимоотношения между людьми, а наоборот — рисовал их такими, какие они есть. |
Рок-музыка сыграла определенную и весьма негативную роль в том, что «пошатнулись все устои» — она «оправдала» извращения, отказалась от идеи преемственности поколений и уважения к старшим, а призывы к терпимости зачастую произносила с ненавистью. |
Рок-музыка не имеет дела с искусственными эмоциями и несуществующими проблемами. В отличие от любых других областей и направлений культуры, включая соцреализм, и вне зависимости от того, о политическом произведении, философском или лирическом — важнейшее значение имеют искренность и осязаемость. |
Отсутствие недосказанности выхолащивает искусство, лишает его загадки. Любой крик души должен быть естественным, уместным, он не может случаться по заказу. Но чем дальше, тем чаще основным состоянием лирического героя рок-культуры становилась депрессия. |
Рок-музыка проповедовала духовное освобождение и бросила вызов организованной религии — в первую очередь христианству, переживавшему глубокий кризис. Заявление Джона Леннона о том, что «Beatles» стали популярнее, чем основатель христианства, вызвало настоящий скандал. Другие религиозные учения не вызывали у рок-музыкантов такой антипатии, поскольку рок-музыка — продукт именно христианской цивилизации, загнавшей себя в тупик, столкнувшейся с неразрешимыми внутренними противоречиями, капитулировавшей перед всевозможными «измами», ею же порожденными. |
Разочарование в христианстве не повлекло за собой правильных выводов. Вскрывшаяся духовная пустота была заполнена весьма пестрым коктейлем из модных необременительных верований, «актуальных» синкретических культов, а порой и наркотиков различной степени тяжести. Через шлюзы, открытые рок-музыкой, хлынули ориентальные религии, эзотерические учения, оккультизм и магия. Именно в рок-музыке наиболее ярко была выражена витавшая в обществе идея, утверждавшая, что, признавая существование «чего-то высшего», можно оставаться светским и «современным». |
В принципе, изначально вся рок-музыка — это бунт против мира взрослых — мира фальши и потребительства. В дальнейшем с ней происходили всякие метаморфозы, все чаще и чаще исполнители и публика ни с чем не боролись, сам бунт превратился в торговую марку, но идея как таковая никогда не покидала арену окончательно. Идеология, которую несет рок-музыка, являет собой нечто противоположное общественному конформизму, и призывает человека к творческой самореализации. Рок-музыка как минимум скептически относится к Государству. Один из основных посланий рока слушателям — «думай своей головой». |
Потребительство выстояло и укрепилось, новая музыкальная культура обросла товарно-денежными отношениями, превратившись в могучую индустрию. Рок-музыканты стали частью истеблишмента, который так презирали — «мир взрослых» не рухнул, потому что поклонники новой музыки с неизбежностью вырастали и становились теми самыми ненавистными взрослыми. Но исконным основам общества был нанесен заметный урон. Рок-музыка послужила катализатором сексуальной революции, которая «узаконила» разврат, а также до предела взвинтила скорость и градус женской эмансипации, вызвавшей, в конечном счете, кризис института семьи. |
Замечу, что речь выше идет о неком генеральном направлении — столбовой дороге развития рок-музыки. Я сознательно избегаю примеров и крайностей, поскольку объем статьи не предполагает такого углубления в тему, кроме того — я не пишу о «заведомо плохой» рок-музыке — о музыке, очевидно построенной на антииудейском фундаменте, как например, скандинавский языческий хэви мэтал или немецкий тоталитарный индастриал. И, тем не менее, еще несколько моментов:
1) Как уже было сказано, рок-музыка возникла в рамках христианской цивилизации, т.е. исходит от Эсава. И деструктивный элемент рок-музыки объясняется именно этим. Р. Акива Татц в книге «Маска Вселенной» обращает внимание читателя на дисгармонию, возникшую в современной европейской культуре вследствие социальных и духовных процессов, происходящих в обществе. Но заметим, справедливости ради, что ключевую роль в этом деле сыграли афроамериканцы… Все это не означает, что рок-музыка полностью связана с различными формами идолопоклонства, но очевидно — оно не могло не оказать на нее влияния.
2) Активное, и даже гиперактивное участие и присутствие евреев в рок-музыке вполне объяснимо, поскольку они проявляют прыть во всех областях искусства, в том числе и в более проблемных, нежели музыка — например, невозможно представить себе современный театр без евреев — драмматургов, актеров, режиссеров.
3) Примерно половина рок-концертов далека от принятых стандартов поведения, предполагает наличие большого нееврейского зрелища, которое само по себе чуждо иудаизму.
Теперь попробую дать некое резюме ко всему вышесказанному. Главной проблемой рок-музыки, как и любого искусства, является риск очень легкого впадения в авода зору, «чуждую работу» — идолопоклонство, лжеучение, которое уводит человека от служения Творцу, сакрализуя силы природы, отдельных людей, идеи и т.д.
Наши мудрецы учат, что никакая авода зора не могла бы существовать, если бы в ней не содержались искорки б-жественного света Истины, ибо для чистой лжи, которая не содержит ни одной капельки правды, нет места в этом мире. Опасность идолопоклонства как раз в том и состоит, что искорками истинного знания оно прикрывает огромную ложь. В качестве примера можно привести вавилонских зороастрийцев, которые, не смотря на ошибочную суть своей огнепоклоннической дуалистической религии, несомненно, призывали от имени своего учения к добру и благочестию. Или японских самураев, совершавших самоубийство в соответствии с кодексом воинской чести, когда погибал их господин — вот пример преданного служения не тому Господину, которому надо служить. Наверное, рок-музыка не так страшна, как самурайский кодекс: и связь количества молодых наркоманов с музыкой, и упреки в бездуховности — очевидные преувеличения. Но еврею, который помнит о том, что он еврей, необходимо соблюдать осторожность, и относиться со вниманием ко всему, что происходит в его жизни. И если он слушает музыку — то и к выбору этой музыки тоже. В особенности следует внимательно следить за своим отношением к этой музыке. Б-же упаси, чтобы она стала для него чем-то большим, чем просто хорошие песни.
Гавриэль Фельдман, из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»