Из цикла «Рассказы о Шмите», темы: Пожар, Шмита, Чудеса, Упование, Мирьям Климовская
Р. Хагай Киршенбаум и его отец, р. Йехиэль Киршенбаум вместе занимаются выращиванием этрогов. Это очень непростая работа: ведь за этрогами необходимо ухаживать в течение всего года, а период их сбора очень короткий — всего несколько дней в году. Кроме того, отец и сын Киршенбаумы неукоснительно соблюдают святость седьмого года, согласно самым строгим правилам, а именно: когда наступает год шмиты, они просто-напросто объявляют свои сады «эфкер» — бесхозными, даже не обращаясь за помощью к «Оцар бейт-дин» (которые распределяют плоды седьмого года среди людей, при этом не допуская мародерства в чужих садах)! В этот год в сад Киршенбаумов может заходить кто угодно. Такое соблюдение шмиты требует от земледельцев огромной веры и самоотверженности, особенно когда речь идет об этрогах.
Обычно этрог может находиться на ветке больше одного года. Неслучайно в Талмуде сказано, что этрог назван «при эц адар» — плод «великолепного» дерева, потому что он «дар» — обитает на дереве из года в год. Опытные садоводы знают, какие плоды нужно собрать, а какие — оставить на следующий сезон. Но по окончании шмиты им приходится фактически заново возрождать плантации этрогов — ведь на деревьях после всеобщего нашествия совершенно не остается плодов! Кроме того, неумелый сбор может нанести серьезный ущерб деревьям. Неудивительно, что восстановление занимает много времени и сил. Иногда с людьми, демонстрирующими такую силу веры и упования на Всевышнего, происходят настоящие чудеса. Вот что рассказал р. Хагай:
«Сразу по окончании шмиты, после Рош а-Шана 5762 (2001) г., мы приступили к восстановлению наших плантаций, простирающихся на 45 дунамов. Месяцы усиленной работы — и к лету деревья были покрыты хорошими этрогами. Нам оставалось только подождать осени, чтобы собрать их и отправить на продажу в Израиле и за границей.
Но однажды случилось непредвиденное. В одну из суббот месяца сивана на нашу местность спустилась страшная жара. Невозможно было выйти на улицу, но хуже того — невыносимый жар привел к возгоранию сухой травы на пустырях. У нас, в селении Яшриш, также вспыхнул пожар и понесся с угрожающей скоростью, переходя с одного поля на другое и нанося невосполнимый ущерб. Ветер, особенно сильный в тот день, способствовал распространению огня.
Владельцы полей, вместе в вызванными пожарными, не могли потушить огонь. Поскольку был Шабат, никто не мог позвонить мне и сообщить, в какой опасности находятся мои сады. “Киршенбаумам все равно ничем не помочь” — говорили соседи, и они были правы. Дело в том, что для защиты этрогов над садами натягивают сетку. Но она легко может из защиты обернуться пособником врага, так как очень хорошо горит. Стоит ей загореться в одном месте — и вся плантация станет историческим прошлым!
В час дня огонь достиг края одного из моих садов, и языки пламени принялись лизать окружающие его столбики с сеткой. Она загорелась…
В тот же момент произошло нечто неожиданное. За считанные секунды ветер сменил направление на противоположное! Он не только отдалил огонь от нашего сада, но и погасил уже начавшееся возгорание! Жители селения, оказавшиеся свидетелями этого чуда, не могли поверить своим глазам — они уже успели оплакать наши прекрасные сады… В одно мгновение они убедились, что есть Б-жественное Провидение, и оно не только спасло сад Киршенбаумов, но для этого даже не потребовалось нарушать Шабат!
На исходе Шабата, узнав о происшедшем, я поспешил на то место. Зрелище окружающего нас разрушения было чудовищным. Годы работы и огромных вложений канули в небытие за минуты. Но наш сад остался невредимым — почти единственный во всей округе! У меня нет сомнения, — завершает р. Хагай свой рассказ, — что заслуга соблюдения шмиты сохранила наш сад и позволила евреям приобрести наши этроги на этот Суккот и в последующие годы».
По книге Давида Кляйнера «И пошлю Свое благословение»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.