Темы: Суббота, Еда, 39 мелахот, Запреты в Субботу, Элиягу Тавгер, Постановления мудрецов
Одна из 39 запрещенных в Шабат работ («ав мелаха») — это молотьба зерна («даш»). Из нее выводится множество производных, например, запрет доить корову или выжимать плоды. Рамбам пишет: «Выжимающий плоды, чтобы вышел из них сок, нарушает запрет “мефарек”»1. И он тут же добавляет важное уточнение: запрет Торы нарушается при выжимании маслин и винограда. Сразу скажем, что маслины и виноград имеют в еврейском практическом законе (алахе) особый статус, не только относительно законов Шабата, но и во многих других областях, например, в правилах, касающихся плодов, обладающих какой-либо святостью. Известно, что такие плоды запрещено уничтожать или портить. Зададимся вопросом: можно ли выжимать масло из оливок, являющихся трумой? Ответ: можно, поскольку этот процесс не является порчей, ведь с этой целью их и выращивают. По той же причине разрешено выжимать виноград седьмого года («шмита»), делая вино, хотя портить и уничтожать плоды седьмого года тоже нельзя. Исходя из вышесказанного, можно допустить, что с выжиманием сока, например, из яблока, все обстоит иначе, ведь в этом случае будет считаться, что своим действием мы портим плод.
Виноград и маслины могут иметь отношение к духовной нечистоте («тума») или чистоте («таара»). Приобрести статус духовно нечистого могут: человек, сосуды (инструменты), еда и определенные «напитки», причем еда — только после соприкосновения с этими напитками. Что же считается «напитком» в данных правилах? Виноградное вино, мед, оливковое масло, молоко, роса, кровь и вода. Поскольку вино и оливковое масло входят в перечень, соприкосновение с ними делает возможным принятие едой духовной нечистоты. В наше время эти законы не имеют практического значения, однако, точно так же, как мы делаем омовение рук перед тем, что садимся есть хлеб, мы должны омывать руки (пусть и без благословения) прежде, чем есть нечто, окунаемое в перечисленные выше «напитки». Если человек макает печенье в молоко, он должен делать омовение рук, и лишь потом есть.
Итак, запрет Торы на выжимание в Шабат относится именно к оливкам и винограду. А что же с остальными плодами? Гемара делит их на две категории: шелковицу и гранат нельзя выжимать в Шабат, поскольку это запрет мудрецов, а все остальные плоды — можно. Возникает вопрос: в чем разница? Каков принцип разделения? Ведь, по логике вещей, в отношении законов Шабата определяющее значение должно иметь действие, а не предмет, над которым оно производится. Но здесь все не так просто.
Гемара («Шабат», 145) приводит брайту, в которой сказано, что по Торе человек наказывается только за выжимание маслин и винограда, но не других плодов. При этом запрещенное действие названо там словом «дриса» (растаптывание)2. Раши объясняет, что Тора запретила «мелаху» (ту работу, которую нельзя делать в Шабат): выжимание маслин и винограда таковой является, но выжимание других плодов «мелахой» не считается.
Возможны два подхода к законам Шабата: существуют 39 основных видов работ — «авот мелаха», запрещенных в Шабат. Из них выводятся все остальные запрещенные в Шабат действия, кроме запретов мудрецов. Многие считают, что для того, чтобы определить, запрещено ли какое-либо действие в Шабат, мы должны выяснить, является ли оно (данное действие) производным одной из 39 «авот мелаха». Но есть другой, менее распространенный подход: нужно разобраться, соответствует ли конкретное действие понятию «мелаха» вообще. В Торе не сказано, что нельзя делать 39 видов работ в Шабат — сказано: «Никакую работу не делай». Поэтому необходимо дать точное определение понятию «мелаха». Почему же мы говорим о 39-ти ее видах? Для классификации. Если какое-либо действие запрещено, у нас возникает вопрос: когда человек нарушает много запретов неосознанно, сколько жертв он будет обязан принести в Храм? Правило гласит: одну овцу за каждый вид работ. За все действия, принадлежащие к одному виду запрещенных работ, человек принесет в жертву только одну овцу. В итоге получается, что невозможно принести больше 39 овец. Поэтому нам и нужна «расфасовка»: какое действие к какому виду работ относится. Но это не тот базис, на котором строится определение, запрещено ли какое-либо действие. И тогда получается, что именно об этом говорит Раши: даже если есть сходство между отжимом определенных плодов и работой «молотьба», это еще не значит, что запрещено выжимать абсолютно любые фрукты. Отталкиваться нужно от понятия «мелаха». Хочу предупредить заранее, что «мелаха» — это очень сложное понятие, необходимо в нем хорошо разбираться, но примерное представление о нем мы можем получить уже сейчас.
Раши объясняет, что такого особенного в маслинах и винограде, почему именно эти плоды имеют особый статус в алахе. Много раз он подчеркивает слово «мелаха»: Тора запретила «мелаху», а выжимание маслин и винограда — это «мелаха». Он не объясняет подробно, что имеет в виду. Но мы можем догадаться, что ориентиром является то, чему люди посвящают много времени и усилий. А именно маслины для масла и виноград для вина выжимаются в массовых, производственных объемах. Это и запрещено в Шабат по закону Торы. Даже делая физически то же самое, совершая абсолютно то же действие — выжимание, мы не совершим «мелаху», если отжим плода не будет иметь в мире производственных масштабов. Теперь нам понятно, что выжимая большое количество винограда, мы совершаем «мелаху». Но почему запрещено выжимать любое, даже совсем небольшое, количество винограда?
Тут существует еще одно правило: если человек выжимает сок из фрукта прямо в еду («машке а-ба ле-охель»), т.е. если отжатая жидкость сразу впитается — это разрешено в Шабат. Но если то же действие совершается в пустой сосуд — запрещено. Пишет Рам-бам: «Арей зе дорех ве-хаяв» — «он выжимает и совершает нарушение». Используя слово «дорех» («ли-дрох» — давить ногами), Рамбам намекает на то, что даже не являющееся обычным производственным способом выжимание запрещено в Шабат как полный аналог важного технологического элемента при производстве в крупных масштабах. Даже минимальное действие, копирующее в мелких масштабах то, что делается в «большом» производстве, или действие, которое напоминает производственное, запрещено. Это правило очень важно, поскольку является ориентиром: тот факт, что в Шабат запрещено производство, еще не означает, что запрещено только производство — любые другие действия, являющиеся деталями этого производства, также запрещены. Эту идею и хотел нам сообщить Рамбам своим высказыванием. И тогда особенность маслин и винограда — именно в массовом производстве из них масла и вина путем отжима. Поэтому их выжимание в Шабат является запретом Торы («исур де-Орайта»).
Но на самом деле все несколько сложнее. Отжим бывает двух видов: для жидкости и от жидкости. К примеру, виноград выжимают для получения жидкости — сока или вина, а, скажем, соленый огурец, наоборот, можно отжать с целью освободиться от рассола3.
Давайте возьмем как пример яблоко. Гемара говорит, что его можно выжимать в Шабат. Но имеет ли она в виду, что это разрешение носит безусловный характер? Вопрос спорный. Раши считает, что она имеет в виду именно выжимание не с целью получения жидкости. Но для человека, выжимающего яблоко, для получения сока это будет запрещенно. Возможно, кто-то считает такое действие бессмысленным, но выжимающему это важно. И важно настолько, что выжимание яблока в Шабат становится запрещенным. Создание жидкости в этом случае, согласно мнению Раши, будет нарушением запрета Торы («де-орайта»). Но в том, что касается маслин и винограда Раши считает, что поскольку большинство людей обычно выжимают эти плоды для получения жидкости, то это запрещено делать в Шабат, даже тому, кто сделает это с другой целью (скажем, освободить маслины от масла, или вообще без какой-либо определенной цели, просто так), человек нарушит запрет Торы, даже если он не имеет здесь никакого намерения, или даже наоборот, приводит процесс в действие с другой целью, в другом направлении. Определяющим в данном вопросе будет являться общественное мнение. Но и каждый отдельно взятый человек, выжимая фрукт или овощ для сока, как бы создает свой мир, свою территорию, где принято выжимать, например, огурцы для получения огуречного сока. И согласно мнению Раши, в Шабат это будет нарушением «де-орайта», хотя в макромире так вообще не делают, или, например, цель выжимания совершенно иная, нежели у большинства людей.
Но большинство поским так не считают. Они придерживаются мнения, что Гемара, говоря о маслинах и винограде, имеет в виду выжимание с целью получения масла и вина (т.е. выжимание для жидкости). В соответствии с этим, все остальные фрукты исключаются. Получается, что даже если некий человек заинтересован в огуречном соке, его личное мнение аннулируется по отношению к общественному, и по этому принципу определяется алаха. Т.е. мы с Вами видим две школы, два взгляда и, если хотите, две философии, существующие в отношении законов Шаба-та и, быть может, в отношении всех законов.
Кроме упомянутых маслин и винограда, есть еще одна категория плодов — шелковица и гранат. Это промежуточный вариант: по Торе из них не запрещено выжимать сок в Шабат, однако мудрецы запретили это делать. Гемара рассказывает, в чем причина запрета: была такая семья, бейт Менасья бар Менахем, они выжимали гранаты. В наше время гранатовый сок продается в магазинах наряду со многими другими. Но в ту пору и в том месте это было в диковинку. Говорит рав Нахман: «Алаха [запрещающая выжимать гранаты в Шабат] определяется, исходя из действий этого семейства — дом Менасьи, сына Ме-нахема». Рава делает справедливое замечание раву Нахману: «Разве Менасья сын Менахема — тана?» Т.е. он не законоучитель, а всего лишь производитель гранатового сока! Как же можно сказать, что алаха по нему? «А если скажешь, что имеется в виду некий неназванный тана, который считал как Менасья сын Менахема [т.е. считался с поведением этой семьи] — то разве из-за того, что этот тана согласен с Менасьей сыном Менахема, алаха становится как он? Разве Менасья сын Менахема — большинство мира?» Т.е. речь, по сути дела, идет всего лишь об одной единственной семье, которая занималась чем-то не совсем понятным:«нормальные» люди ели гранаты, а эта семья их отжимала. Так разве поведение этой семьи может влиять на алаху?
Гемара приводит интересное сравнение — мишна, в которой говорится про законы «килаим». Один из видов запрета килаим — это «килэй а-керем»: в винограднике нельзя сеять другие культуры. Их не только нельзя сеять, но и оставлять самостоятельно выросшие растения тоже нельзя. И возникает вопрос: какой статус будет у колючек, выросших в винограднике? Раби Элиэзер считает, что такие колючки имеют статус «кидеш»: если их оставить в винограднике, то виноград будет запрещен. Но мудрецы с ним не согласны. Они считают, что запрет килаим относится только к полезным растениям, а колючки — это совсем не те растения, которые принято выращивать, это сорняки, люди в них не заинтересованы. Чем же объясняется мнение раби Элиэзера?«И сказал раби Ханина: в чем причина [мнения] раби Элиэзера? В том, что в Аравии поля засевают колючками для верблюдов». Вот интересный пример: нигде в мире колючки никому не нужны — ни в Америке, ни в Европе, ни в Африке. Единственное место, где люди заинтересованы в их выращивании — это Аравийский п-ов, там колючки являются кормом для верблюдов, основного средства передвижения в той местности. Но Гемара делает вывод, что выращивание колючек в Аравии не является достаточной причиной, чтобы запретить виноград, растущий вперемешку с колючками. Аравия — всего лишь отдельное место на карте, и с практикой живущих там считаться не нужно, т.к. относительно мнения всего мира — это ничто. Поэтому Гемара продолжает и приводит слова рава Хисды, который говорит, что свекольный сок, налитый в микву, делает ее воду непригодной для окунания (хотя выжимать свеклу не принято), точно так же, как делает ее непригодной и вино (а виноград, наоборот, выжимать принято). Но жидкости, не являющиеся продуктом отжима (как, например, вода) на кошерность миквы не повлияют. И получается, что продукт непринятого отжима приравнивается не к жидкости, которую вообще не выжимали, а к жидкости, которую принято получать путем отжима. Гемара объясняет, что хотя выжимать свеклу не принято, но из-за того, что какой-то конкретный человек все же решил это делать, для него свекольный сок приобрел статус «напитка». Другими словами, выжимая, человек создал свой микромир. В данном вопросе ни его, ни нас не должно интересовать, что весь макромир так не поступает. Сказанное очевидным образом соответствует мнению Раши.
А что скажут те авторитеты, которые с Раши не соглашаются? Для того чтобы запретить отжим, требуется сочетание двух элементов: самого факта отжима и данных о том, что это принято делать в том или ином месте, в том или ином обществе. Решающую роль в подобных вопросах играет все же общественное мнение по конкретному поводу. Каковы в таком случае должны быть масштабы? Одна семья, как бейт Менасья бар Менахем, или целый Аравийский п-ов? По этому поводу существует интереснейший спор авторитетов.
Наша тема разбирается и в кодексе «Шулхан Арух» («Орах Хаим», гл. 320). ), где все плоды разделены на три категории (мы уже говорили о них): маслины и виноград — строже всего, сама Тора запретила выжимать их в Шабат, шелковица и гранаты — запрет мудрецов («де-рабанан»), а все остальные плоды можно выжимать в Шабат. Поэтому, когда люди жалуются, что соблюдать Шабат им очень тяжело, это большая ошибка: оказывается, почти все фрукты выжимать можно! И ведь на самом деле сегодня маслины и виноград никто не выжимает дома — это делается промышленным способом, а для себя мы отжимаем совсем другие плоды! Но тут появляется Рамо, который пишет, что в той местности, где принято отжимать сок из плодов, чтобы пить его для утоления жажды или для удовольствия, эти плоды приравниваются к шелковице и гранатам. Т.е. Рамо все «портит»: он считает, что древний список плодов (шелковица и гранат), которые люди обычно выжимают для получения сока, могли устареть: информация о шелковице и гранатах была актуальна в лишь в определенную эпоху и для определенных регионов, поэтому там, где в будни обычно выжимают другие плоды, эти плоды нельзя будет выжимать в Шабат, а статус данного запрета — «де-рабанан». Автор «Маген Авраам» пишет, что небходимо глубоко и детально изучить эту тему, и вот почему. Он цитирует «Бейт Йосеф», где на основании той же самой гемары сделан несколько иной вывод: если становится известно, что в каком-то месте — не важно где — выжимают определенный плод, его отжим автоматически становится запрещенным в Шабат по примеру запрета на отжим гранатов, которые нельзя выжимать из-за бейт Менасья. Т.е. «Бейт Йосеф» оказался строже Рамо! Рамо полагает, что только человеку если «не посчастливилось» и он живет в такой местности, где выжимают много разных фруктов, то ему нельзя будет отжимать их в Шабат, но если «повезло», и в его местности данные фрукты не выжимают, то ему можно отжимать их в Шабат, несмотря на то, что в других местах их тоже выжимают. А «Бейт Йосеф» считает, что нужно иметь актуальную информацию: знать, где что выжимают, потому что запрет на отжим в Шабат относится ко всем отжимаемым плодам. Таким образом, если я узнаю, что где-то в Китае выжимают некий фрукт, то этот факт запрещает его отжим в Шабат и мне, и евреям по всему миру.
Свое мнение «Бейт Йосеф» пишет в контексте темы выжимания лимонов в Шабат. В его время выжимание лимонов было редкостью: лимоны были далеко не везде, но поскольку где-то из них все же делали сок, то их отжим, в соответствии с мнением «Бейт Йо-сеф», стал запрещен везде, а по Рамо он был и остался запрещен лишь в той местности, где у людей принято выжимать лимоны. Вначале «Маген Авраам» говорит это как замечание: «Почему написал Рамо “в месте…”? Ведь из этого слышится, что в других местах можно». Однако он продолжает: «Но мне кажется, что Моше — истина, и Тора его — истина»4, а слова автора «Бейт Йосеф» вызывают удивление. Почему «Маген Авраам» удивлен? Он занимается выяснением истинного вывода нашей гемары. «Бейт Йосеф» понял этот вывод однозначно: тот факт, что в определенном регионе обычно выжимают некий вид плодов в будни, запрещает отжим этого плода в Шабат по всему миру. Но «Маген Авраам» объясняет, что слова гемары о запрете оставлять самостоятельно выросшие колючки в винограднике — это частное мнение раби Элиэзера, но мудрецы не запрещают это делать, и спор между ними заключается вовсе не в том, являются ли колючки нужными посевами в Аравии, а в том, влияет ли их полезность для жителей Аравийского полуострова причиной запретить их повсеместно: по мнению раби Элиэзера один регион влияет на весь мир в сторону устрожения, а согласно мудрецам запрет будет распространяться только на Аравийский полуостров. «Маген Авраам» проводит аналогию с гранатами: если бы семья Менасьи бар Менахема была «местом» (гемара считает, что это не место, поэтому данная ситуация не тождественна примеру с Аравией), то отжимать гранаты в Шабат было бы запрещено: по раби Элиэзеру — по всему миру, а по мудрецам — только в том месте.
Далее «Маген Авраам», ссылаясь на комментарий Тосафот, относящийся к другому месту в Талмуде, предлагает интересный компромисс двух мнений, утверждая, что не место само по себе определяет норму, а наличие логики в поведении людей. Он объясняет свою позицию на конкретном примере. Можно ли выжимать груши? По Гемаре — можно, они не входят в перечень: это не маслины и не виноград, не шелковица и не гранат. Но «Маген Авраам» говорит, что выжимать их нельзя, причем нигде. Почему? Потому что, оказывается, в его эпоху в Германии груши принято выжимать для сока. Именно в Германии, хотя в других странах груши не отжимали. Так почему запрещено отжимать груши за пределами Германии? Если бы во всех странах было такое изобилие груш, как в Германии, и, тем не менее, из них бы все равно не делали сок, это бы означало, что обычай Германии в этом вопросе не может считаться всеобщей нормой — это нечто отдельное, исключительное, и, следовательно, не обязывает других. Однако, тот факт, что в других странах не выжимают, имеет под собой вполне понятное обоснование — там просто нет такого количества груш, чтобы можно было заняться производством грушевого сока, и именно этим объясняется отсутствие обыкновения выжимать сок из груш в этих странах. Поэтому обычай Германии обязывает все страны. Получается, что «Маген Авраам» немного идет навстречу «Бейт Йосефу»: если есть очевидная причина, почему у нас такого обыкновения нет, то получается, что чужой обычай и для нас является нормой (обязывает), а если нет никакой очевидной причины, то получается, что тот обычай — уникален и существует лишь для тех, кто его придерживается, а нас он не обязывает. Кстати, возникает интересный вопрос. Допустим, я живу в Германии, хочу выжать груши в Шабат, и вспоминаю, что в России не выжимают груши: быть может, немцы не правы, а правы русские, и вообще, выжимать груши — глупость, ненормальный обычай? Это остается под вопросом.
Наконец, мы подошли вплотную к лимонам. Ими занимается «Бейт Йосеф», на которого ссылается «Маген Авраам» (гл. 320): «Мне кажется, что не только шелковицу и гранат, но любые фрукты, которые принято выжимать для получения сока, нельзя выжимать в Шабат» (т.е. не имеется в виду, что запрещено выжимать только шелковицу и гранаты — запрещено выжимать в Шабат все плоды, которые принято выжимать для сока). «Бейт Йосеф» ссылается на Роша, который пишет о выжимании именно лимонов, и таким образом мы видим, что во времена Роша, в XIII веке, евреям уже были известны лимоны. На самом деле, лимоны упоминались и до Роша, например у Рамбама, но мудрецы талмудической эпохи их не знали: лимоны были завезены из Китая и Индии, благодаря арабским завоеваниям, распространились на Запад, на Ближний Восток, появились в бассейне Средиземного моря, стали использоваться евреями и появились в алахической литературе. Отжим лимонов в Шабат обсуждает ученик Рамбама — рабейну Прахья — в своих «комментариях» на трактат «Шабат», и он запрещает выжимать лимоны, а Рош пишет, что разрешено выжимать лимоны в Шабат. Почему? Отвечает Рош: «Потому что, в принципе, лимоны выжимают не ради напитка, а ради еды». Он указывает на то, что основное использование лимонного сока — приправить, к примеру, салат или рыбу: так использовали лимон во времена Роша. (Вначале он жил в Германии, позже был вынужден бежать от гонений в Испанию. Лимонами он занимался, скорее всего, в Испании.) В его время вообще не делали напитки из лимонов. Кстати, и итальянский представитель школы Тосафот — рав Йешая ди-Трани («Тосафот Рид») — не согласен с Рошем.
«Бейт Йосеф» делает следующий вывод: «Это означает, что если принято выжимать [плоды] для получения напитка, то нельзя [выжимать его в Шабат], как шелковицу и гранат». Получается, что «шелковица и гранат» — это целая категория плодов, и мудрецы запретили не только те конкретные плоды, которые были у них, но и многие другие — говоря о «шелковице и гранатах» они сформулировали правило. Тут возникает много принципиальных вопросов, потому что в отличие от запретов самой Торы («де-орайта»), где правило применяется в каждом регионе, в каждом поколении соответственно действительности, в запретах «де-рабанан» запрещено конкретно то, что запретили, т.е. «гзера» (запрет мудрецов) не распространяется автоматически на большее количество случаев при изменении действительности.
«Бейт Йосеф» добавляет важную деталь: «Даже если большинство людей в мире не выжимает плод для напитка, но нам стало известно, что в каком-то месте его выжимают ради жидкости — будет запрещено выжимать этот плод в Шабат». Оказывается, что ради соблюдения Шабата, человеку необходимо обладать определенной эрудицией — знать, что происходит в мире, учитывать, где что выжимается. А особенно тяжело живется раввинам: если кто-то задаст вопрос, можно ли выжимать тот или иной фрукт в Шабат, раввин сразу должен дать ответ, или хотя бы знать, где это можно проверить.
И теперь «Бейт Йосеф» приводит свое доказательство из Талмуда (историю с бар Менасья), а «Маген Авраам» выражает несогласие с позицией «Бейт Йосефа», считая приведенное доказательство недостаточным, поскольку оно соответствует только мнению раби Элиэзера, но противоречит мудрецам. «Бейт Йосеф» (раби Йосеф Каро) жил в XVI веке в Османской империи — в Салониках (Греция). Позднее он переехал в Эрец Исраэль, в город Цфат. Тем не менее, он знал, что происходило в Египте в его время, поэтому он пишет: «Странно, что в Египте принято выжимать лимоны в воду с сахаром5 и пить для удовольствия, и делали это в Шабат, и мы не видели, чтобы кто-то протестовал против этого». Можно заподозрить обычных египетских евреев того времени в невежестве, но куда смотрели раввины? Почему они не запрещали? Почему не протестовали? Он продолжает: «И мы не видели даже сомневающихся в этом»! Т.е. в Египте все были уверены, что отжимание лимонов в воду с сахаром разрешено в Шабат. Однако, по ранее упомянутому нами свидетельству Роша, в том месте, где он жил, выжимали лимонный сок только для еды. Так почему же выжимание для питья не запрещено? И это тем более странно, что рабейну Прахья (а он был учеником Рамбама и жил в Египте, но намного раньше, чем «Бейт Йосеф») прямо говорит, что выжимать лимоны запрещено, поскольку они ничем не отличаются от шелковицы и граната (т.е. он включает лимоны в эту категорию). Дело в том, что «Бейт Йосеф» написал об отстутствии протестующих и запрещающих лишь потому, что не знал о существовании комментариев рабейну Перахья — его работы нашли позже. Почему же в Египте выжимают лимоны в Шабат? «Бейт Йосеф» ищет объяснение, которое дало бы нам возможность понять египетский обычай выжимать лимонный сок для питья. Вот первый предложенный им вариант: «Быть может, это запрещено лишь тогда, когда пьют именно сок фрукта, а не его смесь с другим напитком». Возможно, шелковицу и гранат запрещено выжимать в Шабат, поскольку это делают лишь для того, чтобы пить отжатую жидкость, но если плод выжимается с целью добавить полученный сок к чему-то другому, пусть даже не к еде — подобное, вероятно, не запрещено. Лимон не выжимают с целью пить неразбав-леный сок, т.к. он слишком кислый, а это значит, что лимонный сок является не полноценным напитком, а вкусовой добавкой для воды. И в таком случае нет никакой разницы, в воду добавлять его или в еду. Выжи-маемая из лимона жидкость не является соком плода, поскольку ее не пьют саму по себе. Такое объяснение не соответствует словам Роша, но можно предположить, что он просто не учел действительность: Рош говорит, что лимонный сок идет в пищу, но, возможно, он согласился бы, что разрешено выжимать и то, что добавляет вкус напитку, но не используется как полноценный напиток само по себе.
Второе объяснение, предложенное автором «Бейт Йосеф»: «Или, быть может, запрещено выжимать сок отдельно, чтобы потом смешать с водой или напитком, но если обычно сразу смешивают с другим напитком, то это разрешено». Это более устрожающий вариант объяснения: если бы сначала выжимали сок, а потом добавляли его в воду, то это было бы запрещено, поскольку возникает этап, на котором путем выжимания создается самостоятельно существующая жидкость, даже если потом она используется в смеси с чем-то, это уже не имеет значения, ведь главное — тот самый первый этап: в Египте лимонный сок выжимают прямо в воду, поэтому это разрешено. Т.е. «Бейт Йосеф» сомневается, и это очень важно понять: есть прецедент — обычай в Египте, который может помочь тем, кто выжимает лимон в воду, однако разрешить выжимать лимонный сок как таковой, не в воду, на основании этого прецедента — невозможно.
Известный законоучитель рав Авраам Данциг («Хаей Адам»), живший в Вильно 200 лет назад, тоже поднимал этот вопрос. Тут следует упомянуть, что в «Шул-хан Арухе» в главе 320 есть маленький пункт: «Можно выжимать лимон». Так вот, согласно пониманию «Хаей Адам», «Шулхан Арух» разрешает выжимать лимоны в воду, чтобы пить с сахаром. В самом «Шулхан Арухе» нет этих тонкостей, выжимание в воду не упоминается, но изучая все то, что приводит «Бейт Йосеф», мы увидим, что «Шулхан Арух» подразумевает тот самый обычай в Египте, ставший прецедентом для выжимания лимонного сока. «Хаей Адам» считает, что речь идет о лимонаде, потому что лимонный сок сам по себе не пьют. Дальше он делает важную поправку, что все это было актуально во времена «Шулхан Аруха». Здесь просматривается важная идея о том, что алаха меняется в соответствии с реалиями. Этого принципа и придерживается автор «Хаей Адам»: он пишет, что раньше лимоны выжимали только для того, чтобы придать вкус мясу и другим блюдам, но в его время (т.е. 200 лет назад), когда известно, что лимонным соком наполняют бочки чтобы делать пунш, а так же повсеместно выжимают лимон для того чтобы пить пунш, необходимо глубокое и детальное разбирательство, можно ли это делать в Шабат. «Хаей Адам» находит необходимым подчеркнуть отличие в употреблении лимонного сока во времена «Шулхан Аруха» и в его время, потому что в этом отличии кроется причина его сомнений, можно ли выжимать лимон так, как это делали раньше.
До сих пор мы могли видеть, что, говоря о выжимании лимонов, все законоучители, которые запрещали это делать, приравнивали данное действие к выжиманию шелковицы и граната, т.е. классифицировали как запрет «де-рабанан», и никто не думал, что лимон можно «поднять» до уровня маслин и винограда, запрет на от-жим которых — «де-орайта». Именно это сделал «Хаей Адам», который «поднял» лимон на высшую ступнь субботних запретов: согласно его точке зрения, все приводившиеся до сих пор облегчающие объяснения и условия могут относиться только к запрету мудрецов. Но в случае запрета Торы нет никакой возможности облегчать на основе различий между целями, ситуациями и т.д. Поэтому «Хаей Адам» утверждает, что выжимать лимон в Шабат в любом случае нельзя — это «мелаха». На каком основании он делает такое заключение? На основании того, что в мире выжимается очень много лимонного сока для изготовления пунша (или лимонада). А поскольку это приобрело промышленные масштабы, то это и стало определяющим моментом в решении «Хаей Адам». Многим это должно помешать, потому что в их сознании именно маслины и виноград занимают особое место: выжимаемая из них жидкость имеет особый статус — это два из семи видов алахических «напитков». Получается, что лимонный сок тоже станет одним из этих «напитков»? И перед окунанием в него какой-либо еды необходимо будет совершать установленное алахой омовение рук? И впоследствии этот принцип может расшириться и на другие соки, например, на апельсиновый. А поскольку сегодня выжимается все, то все выжатые жидкости приобретают статус «машке де-орайта» («напитка» по Торе). И это имеет влияние на многие законы, не только на законы Шабата.
Хафец Хаим в «Мишне Бруре», комментируя этот маленький пункт, разрешающий выжимать лимоны в Шабат, пишет так: «Можно выжимать лимоны, и даже в напитки, несмотря на то, что принято их выжимать в будни, т.к. их отжимают не для сока, а только для придания вкуса еде, они [т. е. их закон], как остальные фрукты [которые, можно выжимать], ([то, что говорит Рош)], и даже если принято их выжимать в будни в воду с сахаром, чтобы пить для удовольствия, все равно в мире принято облегчать и делать это в Шабат [как “Бейт Йосеф”], и, может быть это из-за того, что не запрещенно, а только, когда принято пить сок такого фрукта, даже не смешивая с другими напитками, или же из за того что не запрещенно, а только когда выжимают его жидкость отдельно, а затем смешивают с другими напитками. Но если обычай — выжимать его жидкость в другой напиток, то разрешается [как “Бейт Йосеф”]. И поэтому в наше время [т.е. в начале XX века — позже, чем “Хаей Адам”], когда известно, что в некоторых местах наполняют бочки лимонным соком чтобы пить его с пуншем, необходимо глубокое изучение [вопроса], можно ли их выжимать в Шабат в напиток. Потому что, возможно, тут есть сходство с шелковицей и гранатом6, и из-за того, что обычно выжимают в отдельную посуду, нужно быть осторожными, выжимать сначала на сахар».
«Хаей Адам» тоже пишет, что единственный разрешенный способ выжимания лимонов в Шабат — это отжать лимон на сахар, а потом этот сахар с лимонным вкусом добавить в воду. Но на самом деле, сам «Хаей Адам» недоволен собственным советом, считая его весьма проблематичным. Ведь конечная цель — это получение жидкости, а отжим — лишь промежуточный этап. А поскольку по его мнению это все «де-орайта», то он говорит, что лучше так не делать. «Мишна Брура» в этом облегчает, считая отжим на сахар замечательной идеей. Почему? Потому что Хафец Хаим не готов поднять лимон на уровень «де-орайта», как маслины и виноград. «Мишна Брура» расширяет закон в соответствии с изменениями реальности, но исключительно в том, что касается запретов мудрецов: они запретили нам выжимать плоды, которые напоминают запрет «де-орайта», а таковым на сегодняшний день является именно лимон. Человек, увидев, что выжимают лимон, может забыться и станет выжимать виноград. Аналогичным образом, если бы во времена мудрецов разрешили выжимать гранат, люди провели бы аналогию и стали выжимать виноград. Но запрет самой Торы — неприкосновенен, это идеал, эталон, не поддающийся никаким изменениям: он установлен еще со времен Синайского Откровения и никак не связан и не может быть связан ни с какими изменениями реальности. А у «Хаей Адам» был совершенно другой подход: законы «де-орайта» тоже расширяются или сужаются в соответствии с изменениями, происходящими в жизни.
Из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.