Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
1. Понятие мелахи в шабат
Творец заповедал нам не делать в шабат мелахи (работы). Мелахой здесь называется не то, что кажется нам таковой на первый взгляд. Можно весь день напролет мыть посуду у себя дома, и делающий это патур (то есть не нарушает этим запрета Торы). Не является нарушением даже таскание с этажа на этаж тяжёлых грузов в течение всего дня. Но, если человек вынесет иголку из ршут аяхид (личного владения) в ршут арабим (общественное владение), даже если он портной по профессии и иголка обычно приколота к его одежде, он будет считаться нарушившим запрет Торы. Но так принял Моше (от Всевышнего) на горе Синай, что запрещённой в шабат называют ту работу (мелаху), которая выполнялась при постройке Святилища (Мишкана) или похожую на нее (традиция определяет, что называется «похожей» мелахой)… (Эти слова взяты из «Предисловия к 39 мелахот» в книге Зихру Торат Моше).
Как учит нас традиция, не считается нарушившим шабат тот, кто не совершил млехет махшевет. То есть необходимо, чтобы работа была произведена определённым значимым образом.
Как нам узнать, что совершенное нами действие считается млехет махшевет? Если работа выполнена тем же путем и тем же способом, которым она делалась при постройке Мишкана (переносной Скинии), то ее можно назвать млехет махшевет (подробности см. ниже). Таким образом, Тора не запрещает нам ничего, кроме тех работ (и аналогичных им) , которые выполнялись при строительстве Мишкана, и только при условии, что они являются млехет махшевет. Но другие виды труда, которые мы тоже обозначаем словом «работа», не запрещены нам Торой и делающий их в шабат — патур. (Следует сказать, что некоторые из них запрещены мудрецами, чтобы оградить нас от нарушения законов Торы.)
Раби Шимшон Рефаэль Гирш в своем комментарии Десяти Синайских Речений подробно объясняет различие между мелахой (т.е. млехет махшевет, которую Тора запретила нам делать в шабат) и аводой — работой, не запрещённой в шабат. Различие между ними в том, что мелаха — это претворение в жизнь некоторой идеи, преобразование состояния предмета, то есть то, что называется созидательной деятельностью (йецира), в отличие от того, что мы привыкли называть аводой — работой, которая совершенно не изменяет состояние предмета, хотя может утомлять человека больше, чем запрещённая работа. Мы приходим к выводу, что в определении понятия мелаха Тора следит не за тем, чтобы человек не перетрудился, так как даже легкая работа может, согласно классификации Торы, считаться запрещённой млехет махшевет. Но утомительный труд может не являться мелахой в соответствии с определениями Торы, как, например, перетаскивание тяжестей, и, соответственно, занимающийся им в шабат человек свободен от наказания (есть также виды работ, разрешённые изначально).
2. Авот и толадот
Мы уже писали, что в шабат запрещены только работы, которые
выполнялись при строительстве Мишкана. Учат это из того, что в Торе рассказ о строительстве Мишкана сопряжён с упоминанием заповеди о соблюдении шабата. Запрещены не только те работы, которые выполнялись для Мишкана, но и похожие
на них. Все же между ними есть разница: те работы, которые выполнялись непосредственно для Мишкана, называются авот (базисные работы), а те, что похожи на них, — толадот (порождения). И те, и другие одинаково запрещены: разница проявляется лишь в законах принесения грехоочистительной жертвы (хатат) при неумышленном совершении этих работ в шабат (см. трактат Шабат). Таким образом, есть только 39 авот мелаха, но вместе с толадот запрещённых работ получается гораздо больше.
3. Млехет махшевет
Как мы уже писали, поскольку понятие о работе, запрещённой в шабат, мы учим из работ, выполнявшихся при постройке Мишкана, то человек нарушает запрет Торы лишь тогда, когда он делает ее тем же путем и способом, каким она делалась для Мишкана, то есть совершает то, что называется млехет махшевет.
Поэтому мелаха в шабат отличается от других запретов Торы: если человек совершил действие непреднамеренно (ло миткавен), или сделал работу не для той цели, которая преследовалась при строительстве Мишкана (мелаха шеэйна цриха легуфа), или изменённым способом (шинуй, килеахар яд), или если испортил что-либо своим действием (мекалькель), или если результат работы не может существовать продолжительное время (давар шеэйно миткаем), то он патур (не нарушил запрета Торы). (Также митасек, делающий работу непроизвольно, и двое, которые выполняют одну работу, птурим).
с разрешения издательства Швут Ами
Читайте обзор на тему 39 запрещенных работ в Субботу
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.