Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суккот — это память о том, что еврейский народ нашел приют в шалашах. За этим простым объяснением скрывается и более глубокий смысл.

Многие, если не большинство комментаторов объясняют сукку, только как символ нахождения Израиля под Б-жественными Облаками в пустыне. Однако мудрецы Талмуда, а также Мехилта и Сифра упоминают и другую точку зрения: евреи действительно строили временные шалаши, чтобы защитить себя от дневного зноя и ночной прохлады в пустыне. Исключают ли друг друга эти две версии? Очевидно, нет.

Рабейну Бахья (Кад Акемах) и Сфат Эмет принимают обе эти интерпретации. Объясняется в Михтав Меэлияу, что когда мудрецы Талмуда расходятся во мнениях, интерпретируя агадическую часть Торы, мы

должны признать истинными обе точки зрения. Это похоже на различные теории ученых, предсказывающих направление развития общества. Один делает упор на военные аспекты, другой — на проблемы образования, укрепления законности и т.п., а третий — на проблемы медицинского обслуживания. Все точки зрения касаются одной проблемы, освещая ее с разных сторон. Подобно этому, каждый мудрец выявляет различные духовные аспекты обсуждаемого стиха или события.

Итак, мы можем принять ту точку зрения, по которой евреи строили для себя шалаши, несмотря на присутствие защищающих Облаков.

Логично предположить, что они не полагались на чудо, тем более потому, что знали — только праведные люди заслуживают Б-жественное покровительство. Р. Бахья приводит такое толкование, как пример того,что наиболее истинный и существенный смысл события скрывается за простым, ли-тературно-бытовым повествованием.

Мы привыкли к тому, что внушительную победу на выборах фигурально описывают таким образом: «Приливная волна выборов смела всю оппозицию» или «Пятьдесят лет идеологии гильотинированы одним движением рычага голосования». Эти метафоры вносят живость в изложение событий и позволяют выйти на более высокий уровень понимания, чем простое цитирование избирательной статистики. Так наши мудрецы достигают значительно более глубокой степени проникновения в предмет, выражая свои мысли в аллегориях. Например, в притче о гигантской рыбе Левиатане, которую мы обсудим ниже.

Этот глубокий уровень проникновения в повествование доступен только немногим, приобщенным к пониманию словаря мудрецов. Зачастую они опасаются выражать глубочайшие духовные истины в терминах, которые могут быть поверхностно и ошибочно восприняты необразованными и неискушенными. И поэтому пользуются особым языком, доступным только достаточно обученным людям.

Итак, проживание народа Израиля в шалашах имело место и в буквальном, и в более глубоком смысле, и оба эти уровня относятся ко всем евреям в каждом поколении.

Уроки проживания в шалашах

Заповедь о сукке предписывает евреям покинуть постоянное жилище и поселиться во временном (Сукка 2а). В пустыне сук-ка представляла собой очень малую защиту от зноя и песков в огромном пространстве без пищи и воды, где змеи и скорпионы были постоянной опасностью. В Торе перечисляются сорок два почти одинаково безнадежных кочевых лагеря (Бемидбар 33) и отмечается реальность гибели от жажды и голода, и все это для того, чтобы подчеркнуть, что евреи выжили в пустыне в течение сорока лет только благодаря постоянному милосердию Б-га, которое проявлялось в ежедневной поддержке их физического существования. Еврей помнит, что его жизнь, как и жизнь его предков, полностью зависит от сил ему неподвластных. Даже в наше время крепких зданий и изощренной техники безопасности разрушительные тенденции человеческого общества и постоянно присутствующая угроза природных катаклизмов дают понять, что у человека нет более надежного убежища, чем его хрупкая сукка — при условии, что человек заслуживает защиты Небес;

Г-сподь со мной, нет у меня страха;
Что человек может причинить мне?
Г-сподь со мной,
Поэтому смело гляжу я в лицо моим врагам. Лучше найти убежище в Г-споде,
Чем полагаться на человека.
Лучше прибегнуть к помощи Г-спода,
Чем просить о милости людей.
(Теилим 118:6-9).

Р. Шимшон Рафаэль Хирш Хорев) считает этот аспект сукки как отрезвляющим, так и обнадеживающим. Людям могущественным и богатым сукка указывает: «Не полагайся на свое богатство, оно преходяще, оно может уйти от тебя скорее, чем пришло. Твой з&мок не более надежен, чем сукка. Ты в безопасности потому, что Б-г защищает тебя, как защищал предков, у которых не было ничего, кроме шалаша, чтобы спастись от тягот пустыни. Пусть звездное небо, которое ты видишь через крышу своей сукки, научит тебя строить дом на твердом фундаменте веры в Б-га и видеть великодушный взгляд Б-га даже через крепкую крышу. Если сможешь это сделать, богатство не оставит тебя и увидишь ты блеск благодеяний Б-га».

Бедным и угнетенным сукка говорит: Разве ты более беспомощен, чем миллионы твоих предков в пустыне, лишенных пищи, воды и постоянного крова? Что поддерживало их? Кто заботился о них? Чья великодушная рука утирала их слезы и утешала их? Посмотри на хрупкие стены сукки и на звезды, светящие сквозь ее дырявую крышу. Пусть они напомнят тебе, что Израиль стал народом, живя в таких «замках». Это были дворцы царства «священни-ков и святого народа» (Шмот 19:6), дома, из которых вышел великий народ Б-га, дома, где евреи укрепили веру и преодолели страх. И тогда снизошло на них знание, что гарантия каждого завтрашнего дня — это слово Б-га.

Р. Бахья развивает эту тему. Временным жилищам наших предков предназначалось стать преддверием самого чудесного постоянного жилища — их собственной земли, где Б-жественное Присутствие воцарится в Его Храме. Поэтому сукка является также символом грядущего величия. Она напоминает нам о том, что страдания в изгнании — явление временное, и что они приведут к Избавлению и Третьему Храму.

Приют Веры

В одной из приведенных выше интерпретаций Суккот — это память о том, что еврейский народ нашел приют в шалашах. За этим простым объяснением скрывается и более глубокий смысл. Тора обычно облекает сверхъестественные понятия в слова и действия, которые могут понять и прочувствовать обыкновенные люди. Например, в известной интерпретации Рамбана тфиллин, который помещается на руке против сердца, символизирует подчинение желаний и страстей еврея воле Б-га, в то время как тфиллин на голове символизирует посвящение Г-споду интеллектуальных возможностей. Таким образом, тфиллин имеют двойное значение. В реальном, осязаемом смысле они состоят из правильно написанных на пергаменте строк Торы, кожаных черных коробочек и ремней, изготовленных с соблюдением многих алахических требований. С другой стороны, тфиллин имеют сопутствующее значение посвящения Б-гу всех эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека, их надевающего. Мицва считается неполной, если в ее осуществление не включены оба эти аспекта — физический и духовный. Первый аспект многие комментаторы стараются подчеркнуть, чтобы люди не обманывали себя бытующим мнением, что физическое выполнение мицвы не важно для тех, кто понимает ее внутренний смысл.

Проживание в сукке связано с двумя аспектами мицвы, которые отражают двойной смысл пребывания сынов Израиля в пустыне. Наши предки строили шалаши — мы делаем то же самое. Но кроме этого, они обладали защитой, превосходящей возможности не только шалаша, но и крепости:

Народ Израиля был окутан Б-жественными Облаками Славы.

Это было совершенно не похоже на защиту, которую дают наши привычные земные сооружения. Они могут остановить огромную вражескую силу, но Небесные Облака переносят человека в такое духовное поле, где он не подвержен никакой опасности. Народ Израиля, будучи в пустыне, находился в высшем мире, где земные враждебные силы не имели над ним власти. Вся нация была подобна Аврааму, Ханании, Мишаелю и Азарии: ни один из них не получил бы даже ожога, если бы его бросили в костер.

Зоар рассматривает сукку как оплот веры. Б-жественность может окружать людей, но они останутся беспомощными перед своими врагами до тех пор, пока не поверят в защиту Б-га. Р. Бахья замечает, что само слово сукка намекает на более высокую степень духовного постижения, приобретенного народом Израиля в пустыне. Толкуя имя Иска, другое имя прародительницы Сары, мудрецы говорят:

Почему Сара была названа Иска? Потому что она «Иска — видела» с помощью Духа Святости {Санхедрин 69б).

Слово сукка может быть отнесено к тому же самому корню. И в самом деле, сукка древних была образована с помощью Б-жественных Облаков Славы, и Зоар называет ее «приютом веры». Она явилась одним из самых ярких проявлений Б-га в истории человечества, позволившим с необычайной ясностью увидеть руку Г-спода, который управляет делами человеческими.

Связь с прошлым
Памятными сделал Он чудеса свои;
1Милосерден и жалостлив Г-сподь.
(Теилим 11:4).

В своем сострадании и милосердии к нам Б-г сотворил памятник своим чудесам, которые Он явил нашим праотцам. Как же мы можем понять Его чудеса, произошедшие во то время? Как можем мы, не видевшие Облаков Славы и не могущие их представить, как можем мы постигнуть духовный опыт наших предков? Там, в пустыне, народ Израиля был окутан Облаками Славы. Сегодня мы можем окружить себя их символом — суккой. Покинув наши дома, лишившись их надежности, без имущества, дающего нам уверенность в завтрашнем дне, мы сидим в нашей сукке, полностью укрытые ею. Мы можем ощутить присутствие святости, если захотим ее постигнуть. Глядя на мерцающие сквозь крышу звезды, мы можем «увидеть» Всевышнего, посылающего нам знак своего присутствия.

Конечно, шалаш домашнего изготовления из полотна и фанеры, крытый бамбуком или сосновыми ветвями, вряд ли похож на чудесные столбы огня и дыма. Но ведь и наши предки тоже строили обыкновенные шалаши; поэтому, сидя в построенной нами сукке, мы можем чувствовать свою близость к ним. Мы можем мысленно перенестись через тысячелетия в прошлое и объединиться с теми, кто строил тогда шалаши, и, если наша вера достаточно сильна, мы сможем почувствовать Б-жественное Присутствие, которое пребудет с Израилем вечно, где бы наш народ ни находился. Как обещал Г-сподь, Он явится тем Единым, «Который пребудет с ними даже среди их нечистоты» (Ваикра 16:16).

Как учили хасидские мудрецы, лучше постигать мир с помощью веры, чем воспринимать его чувствами. Человек без веры ограничен материальным миром. Кроме того, люди часто обманываются в своих чувствах или неправильно объясняют явления, доступные их зрению и слуху. Чем иначе мы сможем объяснить, что люди прозревшие, а особенно те, чья вера в Тору дает им правильный взгляд на жизнь и историю, так ясно понимают то, что смущает и вводит в заблуждение государственных мужей? У верующего человека более глубокие и широкие познания потому, что он к своему личному опыту присовокупляет поучения и опыт Патриархов, Моше и Аарона, пророков и всех мудрецов, чьи слова живы для него и пребывают в его душе. Когда такой человек сидит в своей сукке, пусть даже маленькой и тесной, он помнит, что его предки сидели в совершенно таких же шалашах. Как они находились под защитой Облаков Славы, так и он находится в обители веры. Вот почему суккот называют «праздником радости» — кто не будет радоваться, узнав, что Б-г лелеет и защищает его?

Во время русско-японской войны 1904—1905 годов многие молодые приверженцы Герского Ребе были призваны в русскую армию и посланы на фронт.

Рабби Иеуда Арье Лейб Алтер, известный как Сфат Эмет, очень переживал за них и не позволял себе отдыха все то время, пока его ученики были в опасности. Однажды в вечер Суккот они написали ему, как на передовой они вырыли окоп и покрыли его ветками так, чтобы он стал суккой, в полном соответствии с алахой. А ночью они подползли к этой сукке со своими Пайками, чтобы иметь возможность исполнить мицву.

Сфат Эмет ответил им: «О таких людях, как вы, Б-г говорит: “Я сегодня украсил (производя Аидати от слова Ади — драгоценности) небеса и землю тобой” (Дварим 4:26). Вы — драгоценные камни, которые украшают небеса и землю».

Разве люди с такой верой не видят Облаков Славы? Разве они чувствуют себя менее уверенно, чем богач в своем особняке, нажимающий кнопку, чтобы раздвинуть крышу роскошной столовой? Разве их Суккот не является праздником радости для них самих и их Создателя, который украсил ими свое творение?

Завершение

Как мы видели ранее, три паломнических праздника образуют единый духовный процесс: от рождения нации в Песах через осознание своей миссии в Шавуот до успешного решения своей задачи в Суккот. Возрастающая важность достижений отражается в описании Торой праздников. Нигде по отношению к Песаху не употребляется специально слово Симха — радость (хотя Песах включен в заповедь веселиться в праздники). Только один раз встречается в Торе предписание веселиться в Шавуот (Дварим 16:11), но целых три раза она призывает радоваться в Суккот (Ваикра 23:40 и Дварим 16:14,15).

Рождение нации бессмысленно без ощущения цели. Миссия, направление, цель — все это дано в Шавуот, и в этом смысл праздника. Так объяснил в Талмуде Р. Йосеф свою радость, когда он танцует в Шаву-от: «Если бы не то, что этот день принес, я был бы одним из обыкновенных Йосефов с рыночной площади» (Песахим 686). Суккот же символизирует успешное завершение пути, сбор урожая. Израиль достиг своей цели. В этом причина радости и великий смысл того, что Тора подчеркнула трижды, — пришло время народу радоваться, а мудрецам объединять свои усилия в молитве об этом дне. Из всех праздников только Суккот назван «временем нашей радости» (Сфат Эмет).

Завершенность имеет также и другой смысл. Высшая стадия, стадия мудрости и приобретения знаний называется Даат. Сначала появляется искра идеи — Хохма. Потом идея окончательно формируется и прилагается к жизни, выводы из нее и ее содержание сравнивают с известными фактами и гипотезами. Процесс поиска, развития и окончательного формирования идеи называется Бина, что обычно переводится как понимание. И, наконец, когда вновь приобретенное знание достигает совершенства и полностью усвоено учеником, оно называется Даат.

Важно, что Тора настаивает на том, чтобы исполнение мицвы сукки сопровождалось знанием (Даат) того, что она, сукка, собой представляет. Тора предписывает евреям жить в шалашах, «Чтобы ваше поколение знало». Ключевое слово — «знать» происходит от «даат» — окончательного этапа в процессе познания. Необходимость знания является частью мицвы сукки. Ее нельзя исполнить без того,чтобы не возродить в своем сознании духовный опыт евреев, обретенный в пустыне. Суккот, как заключительная стадия цикла праздников, должен привести к убеждению, что заповеди Торы истинны, чтобы они стали самым главным для жизни. Это и есть даат — высшая степень знания того, что именно должна даровать сукка еврею, прошедшему весь путь от зарождения его религиозного сознания до сбора зрелых плодов его чувств, мыслей, веры.

С разрешения издательства Швут Ами


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше