Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Виленский Гаон, Мудрость, Обман, Суд, Мирьям Климовская, Свидетели
Один из уважаемых горожан и глав общины города Шклова выдал свою дочь замуж за достойного молодого человека, занятого изучением Торы. В доме, где поселилась молодая семья, было несколько квартир. В одной из них проживал молодой холостяк. Заметив исключительную красоту новой соседки, он возжелал чужую жену, и у него созрел коварный план, как устроить, чтобы она развелась со своим мужем, и он смог бы ее заполучить. Что же сделал этот нечестивец? Нанял двух «свидетелей», которые явились в Бейт-дин великого рабби Йеошуа Цейтлса, называемого «Сар из Ушицы». Очень убедительно и подробно они рассказали, как своими глазами видели, что эта женщина заперлась в комнате с известным в городе повесой и согрешила с ним. Все это было сказано в присутствии «обвиняемой», женщина разрыдалась и стала кричать, что она невиновна, и что все это — ложь от начала и до конца. Ее отец тоже твердил, что эти люди — лжесвидетели. Рабби Йеошуа придирчиво расспрашивал свидетелей, пытаясь найти противоречие в их словах, но напрасно — их показания были совершенно идентичными. А если факт измены считается установленным — женщина не может оставаться со своим мужем, им надо развестись.
Хотя по букве закона дело могло считаться решенным, рабби Йеошуа чувствовал правду. Но чтобы вывести ее на свет, одного ощущения мало — нужны доказательства. Не зная, как поступить, рабби Йеошуа собрался в дорогу и отправился в Вильно — к Виленскому Гаону рабби Элияу, слава о котором была широко распространена среди мудрецов Торы. Быть может, он в своей мудрости найдет выход из положения. Рабби Йеошуа взял с собой супругов, о которых шла речь, и свидетелей.
Когда они приехали к Гаону, и рабби Йеошуа изложил перед ним суть проблемы, рабби Элияу первым делом захотел еще раз выслушать показания свидетелей. И снова каждый из них по отдельности без запинки произнес то, что уже рассказывал перед рабби Йеошуа. Когда закончил говорить второй свидетель, Гаон поднялся с места и грозно вскричал: «Это — лжесвидетели!». Все присутствующие были поражены, а свидетели… затрепетали от страха и признались в том, что они ради наживы возвели такой страшный навет на честную и праведную женщину. И сразу же последовал приговор суда: невиновна!
Позже, когда «свидетелей» удалили, спросил рабби Йеошуа: «Да объяснит мне мой учитель, каким образом смог он определить, что свидетельство ложное?». Гаон ответил: «Сказано в Талмуде, что нужно допрашивать свидетелей по одному и проверять, совпадают ли их показания. И только если между ними нет противоречия, можно судить о деле. Но также сказано в Талмуде (и так написано в “Шулхан Арухе”), что если показания свидетелей совпадают дословно, необходимо тщательно проверить: не договорились ли они между собой? Ведь не могут два разных человека описывать увиденное совершенно одинаково. А если они согласовали между собой показания — значит, это не то, что они видели! Именно так и говорили эти люди: одними словами, и мне стало понятно, что они лжецы и обманщики. А они решили, что есть у меня пророческий дух, испугались и сознались; я же руководствовался только словами наших мудрецов!»
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.