Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Согласно Торе, мелаха переноса не совершается, пока предмет не пронесут за один раз 4 амы в ршут арабим. Проносящий же на меньшее расстояние законов Торы не нарушает. И даже переносить предмет многократно, каждый раз на расстояние меньшее 4 амот, Торой разрешается, если только каждый раз полностью останавливаться. Таким манером разрешается перенести предмет в ршут арабим даже на большое расстояние. Все это разрешено только из Торы. Однако мудрецы запретили многократно переносить предмет на расстояние менее 4 амот из опасения, что в результате станут переносить и на 4 амы за один раз. Но однократный перенос на расстояние менее 4 амот не запретили и разрешили переносить предметы внутри «принадлежащих» человеку 4-х амот. Тем не менее запретили переносить от края и до края внутри 4 амот, окружающих
человека, чтобы случайно не нарушить запрет Торы, перенеся за один раз более 4 амот. И даже делать в этом случае полную остановку посередине запрещено, поскольку есть запрет мудрецов, которые разрешили пронести менее 4 амот только один раз. В этом отношении нет разницы между ршут арабим и кармелитом: в кармелите тоже запретили переносить несколько раз менее 4 амот.
Все сказанное выше справедливо, если перенос совершается одним человеком; тогда запретили многократный перенос каждый раз на расстояние менее 4 амот. Однако несколько человек могут переносить много раз менее 4 амот каждый. То есть каждому из них разрешается, пронеся менее 4 амы, передать предмет другому человеку, чтобы тот пронес еще менее 4 амот и т.д., таким способом можно нести предмет по ршут арабим даже много километров. Несмотря на то, что разрешается поступать так по основному смыслу закона, ахроним постановили, что лехатхила (изначально) не следует пользоваться этим разрешением.
Запрет многократного переноса на маленькие расстояния (менее 4 амот) действует при отсутствии убытка, или когда перенос не связан с выполнением заповеди. В некоторых случаях, когда это связано с убытком или выполнением заповедей, разрешили переносить подобным образом, естественно, с полной остановкой после каждых неполных 4 амот, см. все подробности в Шульхан арухе.
13. Акира и анаха (Взятие и расположение)
Человек не нарушает запрета Торы на перенос предмета из владения во владение, а также на перенос на 4 амы в ршут ара-бим, пока не сделает вначале акиру, а в конце анаху. То есть при переносе предмета из ршут аяхид в ршут арабим, и наоборот, человек не виновен в совершении мелахи, пока полностью не возьмет предмет с его места в одном владении и не расположит полностью на новом месте в другом виде владения после переноса туда. То же самое при переносе в ршут арабим не виновен, пока не возьмет предмет с одного места в ршут арабим и после переноса на расстояние 4 и более амот окончательно не расположит его в другом месте ршут арабим. Но совершивший акиру или анаху в маком птур (как в случае переноса из одного владения в другое, так и при переносе на 4 амы в ршут арабим) не нарушает запрета Торы. (Дерабанан это разрешено только при переносе в ршут арабим на расстояние менее 4 амот).
14. Как делаются акира и анаха
Несмотря на то, что обычно акирой называется взятие предмета с места, а анахой — расположение предмета в другом месте, тем не менее акирой называется и начало движения человека (который стоял изначально на месте) с предметом в руках в другое владение или для того, чтобы пройти с ним более 4 амот в ршут арабим. В этом случае мы говорим, что акира тела человека с места, где он стоял, приравнивается акире самого предмета. Соответственно, последующая остановка в другом месте после совершения переноса считается анахой, и нет необходимости положить сам предмет на новое место, так как сама по себе остановка человека считается анахой предмета. И все это в случае, если несущий полностью останавливается на новом месте, чтобы отдохнуть. Но если ему необходимо только поправить ношу, чтобы удобней было ее нести, такая неполная остановка не является анахой. Таким образом, мелаха остается незаконченной до тех пор, пока человек не положит предмет на какое-либо место или полностью не остановится. Нам важно знать этот закон для применения в тех случаях, когда разрешают перемещать предмет, пронося его на маленькие расстояния, каждый раз менее 4 амот. Чтобы разрешить такое перемещение, недостаточно приостановиться на короткое время, как останавливаются для поправки ноши. Такая остановка не делит общий процесс переноса на несколько самостоятельных частей, и следующий переход на расстояние менее 4 амот становится продолжением предыдущего. В результате мы получаем одно длительное перемещение в ршут арабим, и совершающий его нарушит запрет Торы.
Отсюда мы учим, что только совершающий сразу три следующих действия, виновен в совершении мелахи переноса или в переносе на 4 амы в ршут арабим: а) акира предмета посредством его поднимания (или, если держит предмет в руке, с началом движения); б) собственно перенос предмета из одного владения в другое (или перенос на 4 амы в ршут арабим); в) в завершении — анаха этого предмета (или полная остановка человека, держащего предмет в руке).
Все сказанное выше относилось к нарушению запрета Торы. Однако мудрецы запретили совершать даже одно из вышеуказанных действий. Поэтому запретили также передавать предмет нееврею, если известно, что тот сразу после этого вынесет его из ршут аяхид в ршут арабим. И это запрещено даже в случае, когда не нарушается запрет амира леакум — просить нееврея сделать для еврея в шабат запрещённую мелаху, например, если предмет принадлежит нееврею, и он переносит его по собственному желанию. Так как в этом случае еврей совершает акиру, что запрещено мудрецами, даже если не он завершает мелаху переноса. Аналогично, если нееврей приносит некоторый предмет в ршут аяхид, запрещено взять из его рук этот предмет, так как при этом совершается анаха. Мудрецы постановили, что в таком случае необходимо попросить неев-рея положить принесенный им предмет, чтобы он сам совершил анаху. И запретили брать принесенный им предмет, даже если нееврей уже остановился, то есть совершил анаху, так как опасались, что после подобного разрешения станут принимать предмет от нееврея и до его остановки.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.