Из цикла «Шимшон — судья Израиля», темы: Плиштим, Танах, Гершон Вайс, Книга Судей, Шимшон, Осквернение Имени Всевышнего
Шимшон пошел в Газу, увидел там трактирщицу и вошел к ней.
Сказано было жителям Газы: «Шимшон пришел сюда!»
Они кружили (ища его) и подстерегали всю ночь в воротах города. Они таились всю ночь, говоря: «До утреннего света убьем его».
После нескольких сокрушительных ударов Шимшона филистимляне ослабили свой гнет, и некоторое время евреи жили относительно спокойно. Но потом филистимляне забыли преподанный урок, и притеснения евреев начались с новой силой. В это время Шимшон был общепризнанным лидером Израиля, и если бы он пытался оказать противодействие, весь еврейский народ ожидало бы возмездие. Поэтому ему пришлось снова надеть личину отступника и стать «змеей», о которой говорил Яаков. Но Шимшон не сразу начал действовать. Прежде он хотел удостовериться в том, сможет ли простая демонстрация силы убедить филистимлян, что с ним все еще надо считаться.
Поэтому Шимшон пошел в Газу — один из пяти филистимских городов. В Писании сказано, что там он увидел зону, что Таргум переводит как «трактирщица» (пундакита). У этой женщины была дурная репутация. Б-гобоязненный еврей, тем более лидер Израиля, никогда бы и близко не подошел к ее дому. Вы можете себе представить, как рош ешива входит в ночной бар?
Раши (Иеошуа 2:1), описывая Рахав, объясняет слово зона как «женщина, торгующая провизией». Такой выбор толкования можно объяснить тем, что Рахав, жертвовавшая своей жизнью, чтобы спасти двух разведчиков-евреев, сказала: «Властелин Вселенной, с этой веревкой я грешила, с помощью этой же веревки прости меня». Она обратилась в иудаизм и достигла высокого уровня веры в Б-га. Она провозгласила: «Ибо Ашем, ваш Б-г, есть Властелин"на небесах над нами и на земле внизу». Далее в Писании приводятся слова Иеошуа, который говорил разведчикам: «Идите в дом женщины зоны и спасите ее» (Иеошуа 6:22). Если бы Иеошуа вкладывал в слово зона уничижительный или презрительный смысл, то не стал бы так называть женщину после ее раскаяния. Позже, когда эта женщина присоединилась к еврейскому народу, Писание, упоминая о ней, опять употребляет это слово (Иеошуа 6:25).
Явившись в Газу, Шимшон сам о себе распространил слух: «Сюда пришел Шимшон!»1 . Филистимлянам было ясно, что он пришел сюда недаром. Они решили, что он опять восстал против своего народа, как в тот раз, когда женился на женщине из Тимны.
Талмуд утверждает 2, что падение Шимшона началось в Газе, когда он провел ночь в трактире женщины-филистимлянки, за что позже филистимляне заточили его в тюрьму в Газе. Почему именно эта ночь в Газе ознаменовала начало падения Шимшона?3
По всей видимости, этот его поступок содержал элемент хнлуль Ашем, т.е. осквернения Имени Б-га. Понятие хнлуль Ашем объединяет любые поступки, которые могут подорвать основы веры и любви к Б-гу. Для человека, изучающего Тору, которая, как подразумевается, определяет каждый его шаг, даже видимость неправедного поведения является Осквернением Имени4. А Шимшон был духовным лидером еврейского народа, занимал высокое положение, поэтому даже мысль о возможности греха с женщиной дурного поведения являлась Осквернением Имени, одного намека было достаточно, чтобы обозначить начало его падения.
В подобной ситуации один хилуль Ашем мог привести к другому, еще большему: филистимляне стали бы благодарить своих идолов за пленение Шимшона. Став причиной унижения Имени Б-га, Шимшон должен был быть жестоко наказан филистимлянами5.
Возможно и другое объяснение: находясь в доме женщины с дурной репутацией, Шимшон подвергал риску свою духовность. Абсолютно уверенный в том, что может преодолеть любое греховное побуждение, Шимшон вторично подвергал себя искушению. Однако на это раз риск был значительно больше. Живя в филистимской Тимне с женой-филистимлянкой, прошедшей гиюр, он рисковал тем, что она не будет скрупулезно соблюдать все заповеди Торы. В Газе риск не устоять перед грехом был еще больше.
Когда Иеошуа послал Пинхаса и Калева на разведку в Иерихон, они тоже вошли в дом трактирщицы по имени Рахав. Однако в этом случае мужчин было двое, и один мог удержать другого от греха.
Вспомним, что когда Шимшон подошел к виноградникам Тимны, он не решился даже подойти к ним слишком близко, хотя рядом были родители. Теперь он подвергал себя испытанию, находясь в одиночестве.
Шимшон считал, что, притворившись отщепенцем, он маскируется, подобно змее на дороге, но, уверовав в себя, он уже не мог контролировать свое эго; «змея», затаившаяся внутри, вынуждала его следовать за своими глазами под предлогом исполнения великой мицвы — защиты еврейского народа. Возможно, что именно из-за этого Б-г повелел пророку6 записать: «Он увидел там женщину зону».
Талмуд учит нас , что человек, повторно совершающий дурной поступок, уже не расценивает его как нарушение заповеди и считает вполне допустимым. Так он делает еще один шаг по пути греха, пока Б-г жестоко не накажет его.
Так и произошло с Шимшоном. В конечном итоге Б-г, требовавший от него абсолютно чистого служения, допустил, чтобы Шимшона заточили в темницу. Тем самым Ашем дал Шимшону понять, что своим поведением он «заточил» свою святую душу.
По городу прошел слух, что Шимшон появился, но никто не знал, где он находится. Люди стали его искать, но не нашли. Поэтому, закрыв ворота, они выставили там пост, чтобы схватить Шимшона рано утром, когда он будет покидать город.
Филистимляне полагали, что Шимшон останется в городе до утра, проведя ночь в доме блудницы, но Шимшон, у которого были совершенно иные намерения, встал гораздо раньше.
16:3
А Шимшон лежал до полуночи, а в полночь встал, схватил двери городских ворот с обоими косяками, вывал их вместе с засовом, возложил на свои плечи и поднял их на вершину горы, что против Хеврона.
Шимшон не случайно собирался начать свои действия в полночь. Полночь всегда была для еврейского народа временем совершения чудес8. Именно в это время Б-г наслал казни на египтян перед исходом евреев. Именно в полночь молился царь Давид: «В полночь я поднимаюсь благодарить Тебя…» В полночь встают цадиким, чтобы оплакать разрушение Храма, потому что полночь — это время, когда наиболее полно изливается на нас Б-жье милосердие. Именно в полночь Б-г внял молитвам Шимшона и даровал ему силы вытащить ворота и перенести их на своих плечах от Газы до Хеврона, расстояние между которыми превышает шестьдесят километров.
Важно отметить, что Писание в этом случае не говорит: «Дух Ашема снизошел на Шимшона». Отсюда можно заключить, что даже без особого проявления Руах акодеш Б-г всегда был с Шимшоном, наделял его сверхъестественной силой. Это подтверждает и стих 20: «Я выйду, как раньше, и встрепенусь».
Талмуд утверждает9, что плечи Шимшона были так же широки, как и ворота Газы, — 60 локтей, т.е. около тридцати метров. Конечно, это утверждение нельзя воспринимать буквально. При такой ширине плеч Шимшон был бы ростом с 30-этажное здание! А мы уже знаем, что Шимшон был далеко не могучего телосложения. Он был в состоянии войти в дом своего тестя, но тот силой остановил его перед комнатой жены. Он мог ночевать в доме трактирщицы. К тому же, если бы он был гигантом, филистимляне были бы избавлены от нужды узнавать секрет его силы (см. 16:5).
Маараль10 считает, что утверждение Талмуда аллегорично11 : говоря о «плечах» Шимшона, Талмуд подразумевает духовный источник его силы. Число 60 используется для выражения завершенности и совершенства, оно олицетворяет собой идеальную силу, ибо написано: «Шестьдесят богатырей окружают его» (Шир аширим 3:7).
Тем не менее все сказанное отнюдь не исключает той возможности, что физически Шимшон был сильнее большинства людей. Когда его ослепили филистимляне и Дух Ашема покинул его, он все равно был в состоянии «вращать жернова», что требовало недюжинной силы. О том же свидетельствуют слова Рамбама: «Нельзя человека бить плетью более сорока раз, даже если он силен, как Шимшон» (Яд ахазака, Санхедрин 17:1).
Попробуем представить себе эту картину: Шимшон поднимает ворота на плечи и несет их шестьдесят километров от Газы до Хеврона! Этот спектакль, происходивший на глазах тысяч филистимлян, должен был заставить их подумать дважды, прежде чем нападать на евреев.
Примечания
1 Малбим; см. Алших.
2 Сота 96.
3 См. Алших и Ральбаг на 15:16; Раши на Сота 96; Рамбам, Законы запрещенных связей 13:14.
4 Иома 88а; Рамбам, Законы основ Торы 5:11.
5 См. комментарии на этот стих (16:21) в трактате Сота 106: «После того он вращал жернова в тюрьме». См. также комментарии Алшиха к этому стиху.
6 Книга Шофтим была написана пророком Шмуэлем.
7 Кидушин 20а и 40а.
8 Гимн «Ваеи бахаци алайла» («Это случилось в полночь»), который мы поем в пасхальный Седер, перечисляет эти чудеса.
9 Сота 10а.
10 Там же.
11 Михтав ме Элияу т.2.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»