Из цикла «История еврейского народа», темы: Христианство, Антисемитизм, Рав Моше Ойербах, Убийство, История еврейского народа, Погромы, Франция, Кровавый навет
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью. Те, кто привык убивать, грабить, насиловать, считали евреев преступниками, клеветали на них, обвиняя в употреблении христианской крови.
Во Франции такой кровавый навет был впервые возведен на жителей города Блуа. Фанатики-священники пообещали пощадить несчастных, если они примут христианство, но все евреи выдержали испытание; более тридцати человек предпочли сгореть на костре, но не изменить своему народу. Громко произносили они молитву Алейну лешабэах до тех пор, пока их чистые души не вознеслись на небеса.
Гибель этих святых мучеников оплакал старый Рабейну Там. Он постановил считать 20-е сивана — день этого ужасного убийства — днем траура и поста.
С тех пор этот лживый навет стал в руках черни излюбленным средством уничтожения евреев. Какое-то время власти защищали евреев, но, когда на французский престол в 4940 (1180) году взошел Филипп II, он лично возглавил ненавистников народа Израиля.
Повторилась английская история: король заключил евреев в тюрьму и освободил, получив огромный выкуп. Потом он изгнал евреев из страны, конфисковав дома, поля и виноградники, но был так добр, что позволил взять с собой движимое имущество и оставшиеся наличные деньги.
Евреям Франции «повезло»: границы французского королевства резко сократились. На западе правили английские короли (норманны), а на востоке и на юге знать не признавала французского короля. В этих-то областях евреи и нашли убежище, естественно, за высокую плату.
Со временем король убедился, что антиеврейская политика приносит большие убытки, и разрешил изгнанникам вернуться. Чтобы удержать их в своей стране, он заключил с правителями провинций договор, все участники которого обязались согласовывать друг с другом переезд евреев из одной области в другую. Этот договор привязал евреев к определенному месту и фактически превратил их в рабов короля и феодалов.
Церковь запрещала ростовщичество. Но правители Франции разрешили использовать этот источник дохода, присваивая себе значительную часть. Каждый долговой вексель облагался огромным налогом.
С приходом к власти короля Луи IX, прозванного католиками «святым», положение евреев ухудшилось. Он запретил взимание процентов, но не ослабил бремя налогов. Как евреи, так и христиане, занимавшиеся, несмотря на запрет, банковской деятельностью, остались без дохода. Соответственно сократились поступления в государственную казну, поэтому через некоторое время запрет был отменен. Луи IX «Святой» прославился сожжением Талмуда в 5002 (1242) году. Книжные костры горели по всей Франции.
Если при Луи IX жгли книги, то при Филиппе IV в городе Труа (где жил великий Раши) в костре сжигали евреев. Был выдуман новый навет на еврейский народ: евреи выкрадывают «святое причастие» и протыкают его. Это бредовое обвинение неоднократно повторялось в разных странах и привело к гибели многих и многих людей.
В конце концов король Филипп додумался до «оригинального решения» : лишить евреев всего движимого и недвижимого имущества и изгнать из Франции. Так в его руках оказалось множество долговых расписок свободных французских граждан, попавших в кабалу к своему королю.
Филипп притеснял не только евреев. Король потребовал от священников, чтобы они платили ему налоги со своих доходов. Папа Бонифациус VIII выступил с протестом. Между папой и королем вспыхнула вражда. Папа предал Филиппа анафеме. В ответ посланцы короля арестовали Бонифациуса и пытались увезти его во Францию. Хотя в последний момент эта попытка сорвалась, авторитет папы был подорван, и через несколько месяцев он умер.
Под нажимом Филиппа новым папой кардиналы выбрали французского епископа, который перевел папскую резиденцию на юг Франции, в Авиньон. В истории Ватикана этот период именуется «Авиньонским изгнанием папы». Он продолжался около 70 лет с 5063 до 5137 года (1303—1377).
Изгнание евреев на какое-то время обогатило Филиппа IV, но король умер, и уже вскоре новый король Луи X ощутил недостаток средств в казне.
Луи X пригласил евреев вернуться в страну, признал ошибочность дискриминации и заручился согласием епископов и феодалов на возвращение. Евреям разрешили селиться в любом районе страны, заниматься торговлей на приемлемых условиях, выкупить синагоги и еврейские кладбища, а также взыскивать с христиан долги, оставшиеся не возмещенными еще до изгнания. Правда, при условии, что король получит две трети возвращенных сумм.
Все книги, кроме Талмуда, были разрешены.
Евреи, со своей стороны, дали согласие прикреплять к одежде отличительный знак.
Договор был заключен на 12 лет, но король мог его отменить, предупредив об этом еврейские общины за год вперед.
Король обязался защищать евреев от многочисленных подстрекателей, бродивших по дорогам Франции, но не преуспел в этом.
В 5080 (1320) году некий юный пастух рассказал о приснившейся ему девушке в образе голубя, которая велела «добрым христианам» организовать новый крестовый поход против иноверцев. Так начался «Крестовый поход пастухов».
На юго-западе Франции собрались легионы разнузданных фанатиков. Не все евреи смогли спастись от насильственного крещения. Около 500 человек оказались в осаде в замке Верденсюр-Гаронн, близ Тулузы. Когда крепость пала под натиском безумной толпы, все евреи предпочли самоубийство крещению.
Сорокатысячное ополчение, состоящее в основном из подстрекаемых монахами подростков, прошло по всей Франции с севера на юг, уничтожив 130 еврейских общин. Разгул принял такие масштабы, что отцы церкви и знать были вынуждены принять какие-то меры. Папа Иоанн XXII отлучил от церкви всех участников похода, а Карл V приказал своим отрядам защищать евреев от «пастухов». Наконец, в Испании король Арагона Хайме II, возмущенный бесчинствами бандитов, которые прорвались на его земли, ликвидировал их банды.
Однако спокойствие сохранялось недолго.
Поймали прокаженных, которые, мстя местным жителям, осквернили колодец. Их хотели повесить, но напуганные прокаженные возвели поклеп на евреев, заявив, что евреи уговорили их отравить колодец. Начались повсеместные погромы. Только в городе Кинон было сожжено 260 человек.
Король велел начать расследование, в ходе которого выявилась, конечно же, вздорность обвинения. Король запретил убийства, но на всякий случай наложил большой штраф на всех евреев страны.
Опять евреи вынуждены покинуть с трудом обжитые места, спасаясь от погромов, убийств, грабежей и поборов короля и феодалов. И даже пронесшаяся по Европе «черная смерть» — эпидемия чумы не принесла евреям Франции столько несчастий и опустошений, как в других странах, из-за малого числа оставшихся во Франции еврейских поселений.
Осознав, что страна разрушена долгой войной с Англией, король Карл V решает вернуть евреев во Францию. На 20 лет он предоставил им особые права, введя особую плату за въезд в страну и постоянные налоги. Поощряя ростовщичество, король стал получать через евреев большие доходы, но священники снова использовали это обстоятельство для подстрекательства темных масс против всего еврейского народа.
Опять надо было сниматься с обжитых мест, идти неведомо куда. Последнее изгнание произошло в 5154 (1394) году На сотни лет до самой французской революции 5541 (1791) года евреи покинули Францию. Только на юге (Авиньон и его окрестности) и в Эльзасе, в папских вотчинах, которые были присоединены к королевству значительно позже, осталось несколько еврейских общин.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»