Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еврей, ставший врагом своего народа, обращается к раввину с просьбой об искуплении

Жил на свете один еврей, который отрекся от своей веры и стал злейшим врагом народа Израиля, не упуская случая оскорбить и оболгать его.

И вдруг в один прекрасный день явился этот вероотступник к городскому раввину и сказал почтенному старцу:

— Раби, я готов вернуться в лоно моего народа и хочу покаяться — вот почему я пришел просить твоей помощи. Тяжкие грехи лежат на моей душе. Много горя причинил я моим собратьям-евреям с тех пор, как отрекся от веры предков. Но теперь сердце мое исполнено сожаления, и прискорбно мне думать, сколько зла я совершил. Прошу тебя, дорогой раби, выслушай великодушно мою мольбу и постарайся найти в себе силы понять и простить меня. Я знаю, что евреи меня ненавидят, — и правильно делают. Посоветуй же, чем заслужить у них прощение, чем искупить грехи.
— Поведай мне о своей жизни, сын мой, — сказал раввин, — и я постараюсь тебе помочь.

Но услышав обо всем, что натворил этот человек, страшно рассердился раввин, схватил свою палку и закричал:

— Видишь ты эту палку? Так знай, грехи тебе простятся не раньше, чем она зацветет! Не верю я, что ты сможешь снова стать истинным евреем. Не будет тебе прощения никогда!

Отвернулся раввин в великом гневе от вероотступника и углубился в свои занятия.

Разозлился и вероотступник. Он ушел от раввина разочарованный и исполненный горечи.

Той же ночью раввину приснился страшный сон. Странные видения и жуткие кошмары мучили его. Ему чудилось, что его схватили за горло и душат; слышал он дикие крики. С ужасом взирал он, как пламя сплошным потоком низвергается на землю, испепеляя молодых и старых, мужчин и женщин. Ангел с обнаженным мечом предстал пред Всемогущим и, обвиняя раввина, сказал: «Все беды напали на Израиль из-за этого человека. Он навлек на нас несчастья, не исполнив свой долг наставника. Вместо того чтобы помочь кающемуся грешнику, как это делал когда-то великий Гилель, он разгневался и прогнал его».

Страшный крик вырвался из груди раввина. Стеная, вскочил он на ноги, сон как рукой сняло. Услышав его стенания, проснулись домочадцы и с тревогой спросили:

— Что случилось, отец, чем ты так огорчен?

Ничего не ответив, выбежал раввин из комнаты, едва сполоснул руки, наспех оделся, схватил свою палку и — в синагогу: просить у Б-га прощения.

Закончив молиться, он поднялся, взял палку и, к великому удивлению своему, увидел, что она расцвела, — совсем как посох Аарона. Листья и виноградные гроздья покрывали ее целиком. Тут раввин понял, какую великую ошибку совершил, отказав в помощи кающемуся грешнику. Весь в слезах, он вознес Б-гу благодарственную молитву и тотчас же велел послать за вероотступником.

Как же я был неправ! — воскликнул он, едва тот вошел. — Сын мой, усомнившись в твоей искренности, я решил, что ты погряз в грехах безнадежно. Но наверняка в тебе есть и хорошее зерно. Прошу тебя, расскажи мне все, что было с тех пор, как ты перешел в другую веру, и я постараюсь помочь тебе.
— Спору нет, я заслуживаю всяческого осуждения, — начал вероотступник. — Я преследовал евреев и оскорблял их. Но не всегда я творил только зло. Однажды оказался я в городе, где все ненавидели евреев. Какая-то банда громил обвиняла их в том, что к празднику Песах они убивают христианских младенцев и на их крови выпекают мацу. Что же сделали эти бандиты? Сами убили ребенка своего единоверца, подбросили во двор набожного еврея и стали кричать: «Евреи убили нашего младенца, чтобы взять кровь для мацы!» Весь город заходил ходуном, жители бросились громить еврейский квартал, и началось кровопролитие. Но тут один из тех, кто меня знал, крикнул своим дружкам:
— Эй, послушайте! Давайте сначала разузнаем, правда ли, что евреи убивают христианских младенцев для пасхального обряда. Вот, спросим его, — показал он на меня.
— Скажи, это правда, что евреям нужна христианская кровь в Песах? Ты же родился евреем и знаешь их обычаи. А раз ты перешел в нашу веру, ты нас не обманешь. Все повернулись ко мне, и я сказал:
— Хорошо, что вы спросили меня. Не то взяли бы тяжкий грех на душу. Ничего подобного евреям делать нельзя. Их Учение запрещает проливать кровь. «Не убивай!» — гласит одна из Десяти Заповедей, которые и составляют основу их веры. Даже забивая скот, они тщательно следят, чтобы кровь не попала в пищу. Так что уж говорить о человеческой крови!

Услышав такие слова, люди воскликнули: «Будь благословен за то, что удержал нас!» — и разошлись каждый своей дорогой. А евреи возрадовались. Вскоре и подлинного убийцу ребенка нашли.

Раввин взволнованно слушал вероотступника и, когда тот кончил рассказ, бросился его обнимать.

— За такое деяние ты заслуживаешь самой высокой похвалы и вечного благословения! О, сколь желанно твое возвращение народу Израиля! Наши мудрецы говорят: «Раскаявшемуся грешнику даже самые большие праведники не ровня».

С тех пор раввин был предан этому человеку всей душой и обучал его Торе. А бывший вероотступник оставался истинным евреем до конца своих дней.

Составитель — Саймон Сертнер.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»