Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Одежда, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен
После очистки и отбеливания шерсть или лен вычесывают, т.е. разделяют спутавшиеся волокна, чтобы подготовить их к прядению. Вычесывающий шерсть, лен и т.п. в шабат преступает запрет Торы. (Некоторые добавляют, что к срезанным волосам тоже относится запрет вычесывания; согласно этому мнению, в шабат запрещено причесывать парик).
Как правило, шерсть красят перед прядением, когда волоски еще разделены и хорошо прокрашиваются, поэтому мелаха крашения предшествует прядению в порядке мелахот. И не только крашение шерсти, льна и других материалов, подвергающихся прядению, приводит к нарушению Торы, но и покраска, например, посуды, здания, раскрашивание рисунка, изображения. Мелаха включает в себя также придание цвета жидкости (не предназначенной для еды и пр. — см. ниже п.2), чтобы придать ей определённый вид, например, добавить краску во флакон с водой, выставленный для красоты в освещенном солнцем окне. Поэтому следует воздерживаться от того, чтобы в воду в туалете попадало какое-нибудь красящее вещество. И запрещено красить вещь даже в тот цвет, в который она уже была покрашена.
Было постановлено, что крашение не относится к пище. Например, разрешено добавлять красное вино в белое, и хотя тем самым мы придаем ему красноты, поскольку у нас нет намерения его окрасить, то нет и запрета. Однако если хотят придать пище определённый вид, то мы разделяем между случаем, когда это совершенно не нужно для еды (например, человек хочет, чтобы блюдо выглядело красиво для привлечения покупателей) и когда это нужно для еды (например, полить пирог фруктовым соком, чтобы он лучше смотрелся на столе). Если в этом нет никакой необходимости для еды, запрещается в шабат добавлять к еде любое вещество, изменяющее ее внешний вид. Если такая необходимость есть, это не запрещено. Но все же, поскольку есть устрожающие в этом, полагающие, что в любом случае здесь имеется намерение окрасить, и потому запрещают также и крашение пищи, стоит по возможности воздерживаться от этого. Следуя этому правилу, при изготовлении харосета к Песаху красное вино лучше добавлять до начала праздника (см. первоисточники).
Если у кого-то руки запачканы красящим фруктовым соком или есть кровоточащая рана, есть мнение, что он должен стараться не дотрагиваться до одежды, бумаги и т.п., чтобы не оставить там следов сока или крови. Тем не менее есть и разрешающие, которые считают, что это не способ крашения, а пачкание. Поэтому, конечно, изначально следует постараться удовлетворить все мнения и не вытирать ни обо что руки, испачканные соком или кровью, а вымыть их водой. Если же это трудно сделать, можно положиться на разрешающее мнение. При этом изначально лучше использовать ткань другого цвета, чем цвет на руках, так как в этом случае порча очевиднее, чем если бы ткань была того же цвета. Но постфактум разрешают и это, так как, в конце концов, и это считается пачканием.
Запрет красить касается также и тела человека, поэтому женщине запрещено красить лицо, руки, ногти и другие части тела. Запрещено не только накладывать краску на тело, но также и любое действие, из-за которого меняется цвет тела, например, наложить на тело какое-либо средство, от которого кожа краснеет сама по себе. Тем не менее разрешается накладывать на лицо порошок, впитывающий пот, пудру для лица и пр., если оттенок пудры не отличается от цвета лица, так как в таком случае нет намерения красить. Запрещается сидеть на солнце, чтобы загореть.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.