Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Одежда, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Прядение, установка параллельных нитей, подготовка продольных нитей для основы ткани
Прядение — это следующая после крашения мелаха, при которой из шерсти или льна делают нити. Совершающий подобное действие в шабат, независимо от того, похоже ли это на обычный способ прядения, или это какой-либо другой способ, нарушает запрет Торы. Сюда же включается сплетение нитей, и тот, кто, например, свивает несколько тонких нитей, чтобы получить одну толстую, нарушает запрет Торы. Поэтому, когда расплетается витая нить цицит, нельзя сплетать ее вновь.
Натяжение продольных нитей основы на ткацком станке является подготовкой к изготовлению ткани. См. в книгах комментаторов о том, как реально выглядит это действие.
Сюда входят также такие действия, как изготовление сита, плетение гамака из веревок и т.п., и совершающий их в шабат нарушает запрет Торы.
Запрет ткать в шабат не зависит от способа, которым производится это действие. Наказание предусмотрено Торой не только за изготовление ткани, но и за любое действие, похожее на переплетение утка и основы (продольных и поперечных нитей). Поэтому нельзя давать детям игры типа плетения из соломки, так как это несомненное тканье.
Толада тканья — плетение волокон, а также волос. Поэтому запрещено заплетать косу на парике. Волосы на голове также нельзя заплетать, хотя это и входит не в данную мелаху, а в запрет строительства.
Распускание ткани — одна из мелахот, которую производят в процессе тканья. Ее конкретные проявления разбираются комментаторами, и в ее определении есть расхождения. Мелаха включает в себя выдергивание нитей из одежды, утка или основы (продольной или поперечной нити ткани), и очень легко совершить подобное нарушение, когда на одежде распоролся шов и из разошедшихся его краев торчат нитки. Необходимо остерегаться, чтобы не выдернуть такие нитки, и даже одну единственную нить, уже наполовину висящую в воздухе, запрещено вытаскивать.
В эту мелаху входит также запрет отрывать кусочек ваты от большого куска.
Запрещено расплетать витую нить, разделять ее на более тонкие, сплетенные вместе нити. Нельзя также распускать фитиль или расплетать волосы, отделённые от тела человека, например парик. (Однако запрет расплетать волосы у человека связан с мелахой разрушения).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»