Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему Всевышний выбрал именно Бецалеля на роль руководителя строительством Храма? О духовном смысле огненных моделей сосудов.

Поскольку обе главы рассказывают о построении переносного Храма и изготовлении одежд первосвященника, рассмотрим талмудическое разъяснение отрывка о руководителе этих работ. В начале — отрывок главы «Ваякhель», о нём говорящий.

И сказал Моше сынам Израиля: «Смотрите, назвал Б-г по имени Бецалеля (в Талмуде, трактат Санhедрин, лист 69, доказывается, что Бецалелю, когда он приступал к руководству строительством Переносного Храма, было 13 лет), сына Ури, сына Хура из колена Йеуды (Рамбан (в пред. гл.): он — мудрец большой, понимающий тайну Переносного Храма и всех его сосудов — зачем приказано их изготовить и на что они намекают). И наполнил его Духом Б-га — Мудростью (Раши (в пред. гл.): те вещи, которые человек слышит от других, и учится), Пониманием (Раши: понимает вещь сердцем своим, [выводя её] из других вещей, которые выучил), и Знанием (Дух Святости (руах hа-кодеш רוח הקדש))[1], и всяким мастерством. И думать раздумиями, делать — по золоту, по серебру и по меди. И по обработке камня — для наполнения [оправ], и по обработке дерева — делать всякую работу продуманную».

В Талмуде (трактат Брахот, лист 55) приводится: Сказал р. Ицхак: «Не ставят руководителя над общиной (парнас аль hа-цибур פרנס על הציבור), пока не посоветуются с общиной, как сказано: “Смотрите, назвал Б-г по имени Бецалеля”. Сказал Святой, благословен Он, Моше: “Моше! Пригоден, (hагун הגון) по-твоему, Бецалель?” Сказал ему: “Властелин мира! Если для Тебя пригоден, для меня — тем более!” Сказал ему: “Несмотря на это — иди, скажи им!” Пошёл и сказал им, [сынам] Израиля: “Пригоден, по-вашему, Бецалель?” Сказали ему: “Если для Святого, благословен Он, и для тебя он пригоден, для нас — тем более”. Сказал р. Шмуэль бар Нахмени, сказал р. Йонатан (т.е. от имени р. Йонатана): “Бецалель во имя Мудрости своей назван. В час, когда сказал Святой, благословен Он, Моше: “Иди, скажи ему, Бецалелю, сделать Мне Переносной Храм, Ковчег (для скрижалей) и сосуды” (Раши: поскольку так они перечислены в гл. “Ки тиса”: “Шатёр Собрания, Ковчег Свидетельства и т.д.", а Моше сказал ему: “Сделай Ковчег и сосуды: стол, менору а после этого — Переносной Храм”, ибо считал р. Йонатан, что Моше сказал Бецалелю в том порядке, который приводится в гл. “Трума”), пошёл Моше, и перевернул [порядок], и сказал ему: “Сделай Ковчег, и сосуды, и Переносной Храм!” Сказал ему [Бецалель]: “Моше, учитель наш! По обычаю мира — человек строит дом, а после этого заносит в него сосуды, а ты говоришь: “Сделай мне Ковчег, и сосуды, и Переносной Храм”? Сосуды, которые я сделаю, куда занесу? Может, так сказал тебе Святой, благословен Он: “Сделай Переносной Храм, Ковчег и сосуды”?” Сказал ему [Моше]: “Может, в Тени Б-га (бе-цель Эль בצל אל) был ты, и знал (как было сказано)?” Сказал р. Йеуда, сказал Рав: “Знающим был Бецалель, как соединять буквы, с чьей помощью созданы небеса и земля (Раши: с помощью соединения их, и в “Книге Создания (сефер йецира ספר יצירה)”[2] учили о них). Написано тут: "И наполнил его Духом Б-га — Мудростью, Пониманием и Знанием”, и написано там (Мишлей, 3): “Б-г с помощью Мудрости основал землю, установил небеса с помощью Понимания”, и написано (там же): “С помощью Знания Его бездны раскололись”[3].

Этот отрывок Талмуда издавна привлекал особое внимание. Что именно подразумевается под вопросом “пригоден ли Бецалель”, о каких именно качествах “руководителя общины” следует “советоваться с народом”? Почему вопрос о “пригодности Бецалеля” сначала был задан одному Моше, и только потом передан всему народу? Зачем, получив вроде бы ясные инструкции свыше, Моше перевернул порядок в перечислении и начал с сосудов, а не с помещения? Почему в самой Торе сначала (в гл. “Трума”) приводится перечисление, где сосуды — в начале, а потом (в гл. “Ки тиса” и в нашей главе) — порядок изменён, и на первом месте — помещение Переносного Храма?

Раби Шломо-Элиэзер Эдлис (Маhарша — один из величайших толкователей Талмуда, родившийся близ Кракова и живший почти пять веков назад) прокомментировал, что “пригодность” руководителя общины связана с другим известным талмудическим отрывком — из первой гл. трактата Санhедрин, где объяснено, почему в Торе при установлении судей упомянуто два приказа: один — самим судьям, другой — народу. Существуют “два предостережения” (две повелительных заповеди): для общины, чтобы был на них “страх перед судьёй”, т.е., глубокое уважение к судье как к “главе народа”, и для судьи — “чтобы терпел бремя общины”, т.е., чтобы не наводил на них лишнего страха и выносил их утруждения, как будто несёт их на себе. Поэтому надо было спросить общину: “Пригоден ли человек, предлагаемый в руководители, для того, чтобы народ относился к нему с требуемым уважением?". И община ответила: если Сам Вс-вышний считает, что тринадцатилетний Бецалель будет идеальным руководителем строительства Храма, не будет заноситься и злоупотреблять властью, то и община, со своей стороны, проявит к нему необходимое уважение.

Раби Яшия-Йосеф Пинто (живший 5 веков назад выдающийся комментатор Талмуда, представитель одной из самых родовитых семей евреев из Марокко) разъяснял, что вопрос “пригоден ли Бецалель” был обращён сначала к Моше, чтобы, прежде всего, воздать почёт Господину пророков, и дать ему возможность показать, что он не против назначения кого-то другого на пост руководителя строительства Храма. И только после того, как Моше сказал: “Если для Тебя он пригоден, для меня — тем более”, Творец передал данный вопрос народу.

Раби Яаков Райшер (законодатель и каббалист, живший более трёх веков назад в Праге) в книге "Июн Яаков” объясняет, что Моше, конечно, имел серьёзную причину, чтобы “перевернуть порядок вещей” при изложении приказа Бецалелю. В другом месте Талмуда (трактат Менахот, лист 29) приводится, что Вс-вышний показал Моше при объяснении формы и смысла предметов Храма “огненные модели Ковчега, Стола и Меноры”. Однако, как объясняет р. Райшер, ссылаясь не только на Талмуд, но и на отрывок Книги Зоhар (из гл. Берешит), Вс-вышний не показал Моше “огненную модель” самого Переносного Храма (всего помещения), потому что “не устанавливается Храм Верхний (в высшем мире), пока не установится Храм Нижний” (цитата из Зоhара). Т.е. в “Верхнем Храме” помещение появилось после Ковчега, Стола и Меноры.

Поэтому Моше решил, что надо начать строительство с сосудов, а не со стен и крыши: ведь Творец показал ему, что “огненные модели” сосудов были сделаны раньше, чем помещение. При этом Господин пророков стоял перед выбором, на что полагаться — на высказанный Вс-вышним порядок изготовления (где сначала — помещение) или на показанные модели (из которых ясно, что сначала — сосуды)? И Моше выбрал второе, опираясь на галахический принцип “действия раввина и его высказывания” (”маасэ Рав” — по этому принципу, как правило, действие значительней слов).

Юный руководитель строительства, однако, не согласился с Моше, сказав, что "не Его Мысли — наши мысли» (цитата из пророка Йешаяу), и происходящее «сверху» имеет отличие от того, что «внизу» (ведь в другой, нематериальной реальности, где находится «Верхний Храм» — всё свято, и к святым предметам не проявляется неуважение, если они пребывают какое-то время вне помещения). Людям же (в процессе «нижнего» строительства) следует полагаться именно на «обычай мира» (нашего мира), согласно которому сначала строят помещение, чтобы было куда занести утварь. Не так ли сказал Творец? И Моше принял мнение Бецалеля, сказав: «Может быть, ты стоял в Тени Б-га и слышал, как Он давал указания?»

Раби Яшия-Йосеф Пинто добавляет, что, хотя в главе «Трума» перечисление начинается с сосудов, а не с помещения (и, казалось бы, — почему надо полагаться на другое перечисление из гл. «Ки Тиса»?), даже там есть намёк на верный для нас порядок — в следующем в стихе: «Подобное всему, что Я показываю тебе — вид Переносного Храма и вид всех сосудов его, так сделают», из чего видно, что делать нужно именно начиная с помещения.


[1] Три качества, следующие друг за другом (Хохма, Бина, Даат), чьи первые буквы образуют популярное сокращение, объясняются в комментарии Раши именно так: получение от учителей, самостоятельное развитие и — казалось бы, странное объяснение третьей ступени — «Дух Святости». Почему именно этот «дух», который сродни пророчеству, венчает процесс Учения, завершает интеллектуальное познание мира? Поделюсь тем, что слышал об этом в Святом Городе от одного из авторитетных раввинов. Главная беда второй стадии процесса («Понимания») в том, что самостоятельному мышлению человека часто сопутствуют ошибки и заблуждения, что оно легко покидает границы Заповеданного, Традиционного, превращаясь в личное и потому сомнительное. Поэтому едва ли не самое важное — точно чувствовать, когда именно следует прекратить развивать полученное Знание, своевременно осознавать, где заканчивается правильное, необходимое развитие воспринятой Мудрости и начинаются необязательные самодельные изыскания. И вот для того, чтобы всегда ощущать, где эта грань (тонкая и малозаметная) нужен "Руах hа-Кодеш", то есть, Б-жественное Вдохновение, а упрощённо говоря — подсказка свыше.

[2] Самая древняя книга по каббале (краткое зашифрованное описание Миротворения), составитель которой, как традиционно считается, — праотец Авраам.

[3] Объяснение того, почему именно земля «основана с помощью Мудрости» (бе-Хохма בחכמה), именно небеса «установлены с помощью Понимания (би-Твуна בתבונה)», а «с помощью Знания Его (бе-Даато בדעתו)» именно «раскололись бездны», равно как и толкование выражения «Тень Б-га» находятся далеко за границами компетенции автора этих строк, да и не вписываются в формат простого русскоязычного комментария к недельной главе.

Из «Книги для изучения Торы»


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»