Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.

После чудесного перехода через Красное море и гибели врагов еврейский народ воспел Богу песнь благодарности и славы:

ВОТ МОЙ БОГ, И ПРОСЛАВЛЮ ЕГО (Шмот 15:2)

В Талмуде (Шабат) говорится в связи с этим: «Исполняя заповеди Бога, прославляйте их». Рамбам пишет: «Давайте голодным самую вкусную, сладкую еду, и лучшие одежды тому — кто нуждается»[1].

К р. Залману Бер Бамбергеру, раввину Вюрцбурга, когда он читал лекцию по Талмуду, подошел бедняк и сказал, что ему нужны башмаки. Рав прервал лекцию и принес пару своих ботинок. Один из учеников заметил, что это была недавно купленная, лучшая обувь рава.

— Почему вы не дали старые ботинки?— спросил ученик.

— У него уже были старые рваные башмаки, я хотел дать ему самые хорошие, — ответил рав (Еврейские лидеры).

В ДОБРОТЕ СВОЕЙ ТЫ ВЕЛ НАРОД, КОТОРЫЙ ОСВОБОДИЛ, И НАПРАВИЛ МОЩЬЮ В ТВОЮ СВЯТУЮ ОБИТЕЛЬ (Шмот, 15:13)

В Тана девейЭлияѓу рассказывается, что в евреи в Египте договорились: делать друг другу хесед, соблюдать союз Авраама, Ицхака и Яакова, служить только Небесному Отцу и не отказываться от языка своего отца Яакова. Еврейский народ пытался спастись от жестоких указов фараона, и в рабстве евреи надеялись, что за взаимное добро Творец тоже сделает им хесед и освободит от страшных преследований, что действительно привело к их спасению. Хафец Хаим добавляет: это урок на все времена, для всех поколений. Делая хесед согласно традиции нашего народа, мы приближаем Окончательное Избавление (Аѓават хесед).

И МОШЕ СКАЗАЛ ЙЕЃОШУА: ВЫБЕРИ НАМ ЛЮДЕЙ, И ВЫЙДУТ СРАЗИТЬСЯ С АМАЛЕКОМ (Шмот, 17:9)

Раши комментирует: «Выбери нам» — мне и тебе. Моше сравнивает себя со своим слугой и учеником Йеѓошуа. Поэтому мудрецы учат: «Пусть честь ученика будет для тебя так же дорога, как твоя честь»[2].

Когда дети р. Акивы Эгера готовили к изданию его респонсы (ответы на ѓалахические вопросы), р. Эгер написал им: «Среди них вы найдете много посланий к тем, кто прежде учился у меня в ешиве. Пожалуйста, не называйте их моими учениками — сам я их так никогда не называл. Откуда я знаю, кто у кого больше учится?»[3]

К Хазон Ишу пришел однажды учитель и спросил, стоит ли ему поменять профессию на огранщика алмазов.

— А разве сейчас ты не огранщик алмазов? — спросил Хазон Иш[4].

Если ученики не понимают, чему их учит учитель, он не должен на них сердиться. Просто должен повторять материал снова и снова, пока не поймут[5].

А ученик не должен говорить «Я понимаю», пока действительно не поймет. И должен просить повторить все сначала, пока ему не станет все ясно.

У р. Преда был ученик, которому приходилось повторять все по четыреста раз, пока до него, наконец, доходило. Однажды во время занятий с ним кто-то прервал учителя и позвал выполнить мицву.

Р. Преда закончил обычные четыреста раз, но ученик все еще не понял.

— Что случилось сегодня? — спросил раби Преда.

— Когда тебя позвали выполнить мицву, я уже не мог сосредоточиться, — ответил ученик. — Все время думал: а вдруг вы уйдете прямо сейчас.

Тогда р. Преда повторил урок еще четыреста раз. За это Бог даровал ему исключительно долгую жизнь, и все его поколение удостоилось олам аба (грядущего мира) (Эрувин).

Учитель должен быть искренне заинтересован не только в усвоении материала, но и в самом ученике, в его благе. Он должен быть справедлив[6], признавать свои ошибки (Звахим) и не давать обещаний, которые не в состоянии выполнить (Сукка). Недостойно отпускать саркастические замечания в адрес учеников (Бава меция).

Учитель должен постоянно учиться.

До сих пор мы говорили, как должен себя вести учитель по отношению к ученику. А теперь рассмотрим, как ученики должны относиться к учителю.

  • 1. Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей (Йоре деа). Потому что родители привели его к жизни в этом мире, а учитель Торы ведет к жизни в будущем мире.
  • 2. Мицва для ученика — прислуживать своему учителю Торы (например, носить его вещи), и учитель не должен возражать, чтобы ученики это делали.
  • 3. Не почитать своего учителя — грубое нарушение.
  • 4. Надо вставать, когда мимо проходит тот, кто научил тебя хотя бы одному слову Торы. Талмид хахам, который не встает перед своим учителем Торы, называется грешником.

Р. Элияѓу Меир Блох однажды сказал ученикам: «Не приходило ли вам в голову, что я прекрасно понимаю, как глупо выгляжу в ваших глазах, настаивая, чтобы вы передо мной вставали? Но что поделать? Это ѓалаха, а я должен вас учить ѓалахе» (Джуиш обзервер).


[1] Ѓилхот исурей мизбеах, 7:11.

[2] Цитируется в Йоре деа.

[3] Введение к «Тшувот раби Акивы Эгера».

[4] Биография Хазон Иша.

[5] Рамбам, Ѓилхот талмуд Тора, Йоре деа.

[6] Шивити бевейт аШем.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Праотец Яаков. Встреча с Эсавом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Иудаизм и Антисемитизм

Рав Александр Айзенштадт

Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.