Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Сочувствие, Ваэра, Зелиг Плискин, Благодарность
И Я ТОЖЕ УСЛЫШАЛ ВОПЛЬ СЫНОВЕЙ ИЗРАИЛЯ (Шмот, 6:5)
Р. Моше Софер, автор книги Хатам Софер, объясняет, что слово «тоже» здесь означает, что не только Всевышний слышал вопль народа, но и каждый еврей слышал, как кричит от страданий другой. Хотя порабощен был весь еврейский народ, и все страдали, они сочувствовали боли других и не забывали об их нуждах.
Никогда не говорите никому: «Не надо мне твоих проблем, не хочу слушать, мне хватает своих неприятностей».
Когда р. Дов Бариш Вайденфельд, ребе из Чабина, услышал, что его жена умерла, ему стало очень больно. Но сразу после этого он спросил, как здоровье женщины, с которой та лежала в палате, и выразил надежду на то, что смерть жены не усугубит болезни соседки (Работейну).
И БОГ СКАЗАЛ МОШЕ, СКАЖИ АЃАРОНУ: ВОЗЬМИ ТВОЙ ПОСОХ И ПРОТЯНИ РУКУ НАД ВОДАМИ ЕГИПТА, НАД РУЧЬЯМИ, РЕКАМИ И ОЗЕРАМИ, И НАД ВСЕМИ СОБРАНИЯМИ ВОД, И СТАНУТ КРОВЬЮ. И БУДЕТ КРОВЬ ВО ВСЕМ ЕГИПТЕ И В СОСУДАХ ИЗ ДЕРЕВА И КАМНЯ (Шмот, 7:19)
Раши цитирует мидраш (Шмот раба), согласно которому АШем поручил произвести две первые казни — «кровь» и «лягушки» — Аѓарону, а не Моше, потому что тот был обязан воде своим спасением: младенцем его бросили в корзинке в Нил, и он не утонул. Вода оказала ему благодеяние, и ему было бы неудобно ее наказывать.
Вода — неодушевленный объект, лишенный свободы воли. Но если человек получил удовольствие даже от неодушевленного предмета, он должен относиться к нему бережно, с уважением, не ломать и не портить, хотя тот не чувствует боли. Как сказано в Талмуде (Бава кама): «Если напился из колодца, не бросай в него камни». Смысл: будь благодарен тому, кто сделал тебе хорошее. Однако нельзя пренебрегать и буквальным значением этого высказывания[1].
Р. Йехезкель Сарна, рош ешива «Хеврон», говорил, что обязанность быть благодарным колодцу относится, прежде всего, к духовному колодцу. Если вы изучали Тору у учителя или в ешиве, цените, чего достигли. Не бросайте камни — не говорите плохо о духовных колодцах, из которых вы пили (Длиот Йехезкель).
Однажды вечером Хафец Хаим ел суп и все время нахвалил. Присутствующим показалось странным, что рав столько внимания уделяет еде. Потом они поняли, что он хотел доставить удовольствие хозяйке. Он прекрасно понимал, что ей, которая так много времени и сил тратит на приготовление пищи, будет очень приятно слышать, что ее труд оценили (Ѓамеорот агдолим)[2].
Когда в его ешиве была какая-нибудь особая встреча, р. Моше Файнштейн шел на кухню и благодарил повариху за работу. Однажды в конце особой трапезы несколько человек подошли краву с галахическим вопросом. Р. Файнштейн углубился в проблему и забыл зайти на кухню. На следующий день повариха была очень взволнована, когда рав специально позвал ее к телефону, чтобы сказать спасибо (слышал от р. Моше Лазеруса).
[1] Шита мекубецет, Бава кама.
[2] Рассказывают о женщине, которая однажды подала семье на ужин корм для скота, после того, как двадцать лет ждала слов благодарности: «Я никогда не слышала ничего, что могло бы навести меня на мысль, что вы заметите разницу», — сказала она, когда ее семья заявила, что она, наверное, сошла с ума (Пиркей анѓагат абайт).
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.