Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Воспоминания рава Еуды Гордона — члена дирекции раввинских судов (перепечатка из газеты «Восхождение» №727)

Они работали бок о бок 15 лет: рав Ицхак Зильбер, праведная душа которого покинула наш мир. И Еуда Гордон — член дирекции равинских судов Израиля, отвечаюших за «русскую улицу».

Сейчас рав Гордон делится воспоминаниями о своём наставнике и старшем друге.

— Еуда, как начиналось ваше сотрудничество?

— Одна из моих обязанностей — искать мужей, которые сбежали от свои жён, и получать от них «гет», разводное письмо, чтобы покинутая женщина могла построить новую семью. Занятие это никак нельзя назвать лёгким.

От 3-х до 5-ти раз в году я отпавляюсь в командировку, в диапазоне от Индии до Сибири. Это не туризм.

Приходится навещать тюрьмы, бродить по трущобам, иметь дело с людьми скверного характера. В такие времена особенно чувствуешь потребность в помощи Сверху.

И вот мне пришло на ум заключить с равом Зильбером такой договор: каждый раз когда я «еду на дело» он специально учит определённые части Торы, с «каваной», что это подтолкнет колеса судьбы, и еврейка освободится от статуса «агуны», соломенной вдовы.

Помню, как в одну из недавних командировок дела шли не ахти. Беглый муж гет давать не хотел, подсылал знакомых милиционеров и они несколько раз арестовывали меня.

Звоню в Израиль: «Реб Ицхак ну что?..»

— «Ах, прости, я замотался, я сейчас же начну учить!…» И через несколько дней я уже спешил обратно везя разрешение выдать женщине гет.

— Рав Зильбер удивлял вас время от времени?

— Постоянно. Меня поражало в нём сочетание деликатности и резкой мужской смелости. Реб Ицхак мог загородить человеку дорогу, если это было нужно для дела, и не пускать. Сила у него была, лагерная закваска тоже.

— Не думая об авторитете?

— Совершенно не думая. Это в нём и подкупало. Главное — достичь цель.

Вот история: рав Зильбер долго старался помирить одну супружескую пару.

Муж был не против, но его половина ни в какую: мой супруг обманщик, мерзавец и всё такое…

Что делает в конце концов рав Зильбер?

Стучит к ним в дверь. Открывает муж. Рав Зильбер сбивает его с ног и начинает колотить, крича: «Обманщик, хам!» — словом в его духе.

Несколько минут жена таращится, не в силах поверить своим глазам, потом начинает плакать: «Оставьте его, пожалуста, не такой уж он плохой…»

* * *

— Еуда, я однажды ехал с таксистом, сефардского происхождения.

Он спросил, знаю ли я рава Зильбера. И рассказал, как рав Зильбер, оказавшись его клиентом, по интуиции (нап. наитию) нашел в Иерусалиме дом человека, адрес которого был ему неизвестен. Нет ли у вас схожей истории?

— Где рав Зильбер выходит за рамки «простого понимания»? Есть, и гораздо более драматичная.

Однажды к нему пришла молодая супружеская пара. Они объявили, что хотят развестись, что жить вместе нет никакой возможности.

Зачем тогда пришли? — «А если, а вдруг…»

И рав Ицхак нашел это самое «а если».

Он сказал: «вы приехали из Союза. У вас была там хупа? Нет? Так давайте её поставим, и как можно скорее!»

Те в ответ: «Но мы хотим разводиться!» А рав Зильбер: «Хорошо! Сначала мы вас поженим, а потом разведём…»

— Вы присутствовали при этой ситуации?

— Да. И даже предоставил для хупы своё жилище.

Признаться, простыми человеческими глазами я не видел никакого шанса, что эта семья сможет устоят. Но рав Ицхак видел больше. Сейчас у них уже около восьми детей, семья очень крепкая, очень соблюдающая, кто бы подумал…

— Еуда, вы лицо официальное, на государственной службе. А рав Зильбер занимал ли в вашей системе какой-то пост?

— Никакого. Но он каждый день приезжал в Иерусалимский Бейт-Дин, как на службу. У него это называлось «воровать мицвот».

На мой взгляд, наш равинский суд, возможно, ещё сложнее, чем больница. Туда люди приходят со сломанными руками, а к нам — с изломанными судьбами.

Прохаживаясь по коридору, рав Ицхак сразу находил людей, которых надо выслушать, а потом утешить и помочь.

Признаюсь, спокойнее мне от этого не спалось. В любое время меня мог настичь звонок рава Зильбера. «Как насчёт гета для той женщины? Ты ещё не нашел её мужа? А если б это была твоя дочь, твоя сестра… »

— И вы раньше времени оформляли командировку, искать пропавшего мужа?

— Куда же мне деваться? Оказавшись в России, я опять попадал в неординарные ситуации.

Но благодаря молитвам рава Ицхака мне везло. Бывало, что ты просто упирался носом в стену, и вдруг она раздвигалась.

Помню, была возможность встретить Шабат в чистом поле. До ближайшего населённого пункта несколько часов езды. А у нас времени — около часа, потом наступала суббота. Я решил: будем ехать столько, сколько нам отпущено времени, а дальше по тормозам.

Но мы успели. Как — невозможно объяснить. Даже шофёр, нееврей, понял, что случилось нечто необычное. Он расхаживал по улице (нап. улицам) и нервно курил, благо для него на это нет запрета…

— Чудесам не обучают…

— Да и не нужно. Главное, что поражало меня в Зильбере — это его отношение к евреям, к любым. Он вел себя так, будто все они — его дети. Помню, один супруг поставил условие: он даёт гет, если получит 5000 шекелей. Жена — беднячка. Откуда взять?

Рав Ицхак звонит мне:

«Еуда, я достал…»

Он достал эту сумму без всякого чуда. Просто выложил несколько своих зарплат.

— Рукопожатия, которым вы обменивались с Зильбером перед каждой вашей поездкой, наверно будет не хватать…

— Чтобы ощутить эту потерю, не надо даже никуда ехать. Я прихожу на работу, вижу много семейных пар, которые хотят развестись, и некому стало их мирить. Кончилась эпоха.

Срочно требуется человек, или нет, но много людей, которые, пускаясь в очередную авантюру, могут сказать, как Рав Ицхак:

«Их бин а гутер мишугинер»…


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.