Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Возраст, Мудрость, Пиркей Авот, Маараль
4:26 Раби Йоси, сын Йеуды, из Кфар-Абавли говорит: «Обучающийся у детей кому подобен? Тому, кто ест незрелый виноград и пьет вино из давильни. А обучающийся у стариков кому подобен? Тому, кто ест зрелый виноград и пьет старое вино».
Следует задаться вопросом: почему раби Йоси использует сразу два сравнения, уподобляя такого ученика тому, кто ест незрелый виноград, а также тому, кто пьет вино из давильни (т.е. еще не перебродившее)?
Тебе следует знать, что существуют два вида мудрости. Первый — это явная мудрость, и ее можно сравнить с виноградиной. Виноградина груба в сравнении с вином — текучим и прозрачным. Кроме того, виноградину видно саму по себе. Второй же вид — это утонченная, скрытая мудрость, которая подобна не винограду, а вину. Мы уже говорили, что напиток, текучий и лишенный грубости плотной материи, может сравниваться с утонченной мудростью. Кроме того, вино находится в скрытом виде внутри винограда. По этим причинам скрытая мудрость может быть уподоблена вину. И числовое значение самого слова «вино» на святом языке соответствует числовому значению слова «тайна», поэтому вино символизирует тайны Торы; и все это ясно.
Мишна называет незрелый виноград «бледным», желая указать на то, чем различаются зрелый и незрелый виноград. В материи зрелого винограда все заложенные в ней возможности уже воплотились, а в незрелом винограде природные силы по-прежнему скрыты и еще пока не проявились. Поэтому он еще «бледный», непроявленный, пока не созреет и пока его вкус и запах не воплотятся в реальности. А молодое вино мишна называет «вином в давильне» по той же причине: здесь вино еще перемешано с мезгой, само прозрачное вино еще не отделилось полностью от того, что его замутняет. И у детей все обстоит сходным образом: их разум заключен в материи как возможность, но пока еще не развился, то есть, не стал отделенным от тела, каким и должен быть разум. Другими словами, в юности мудрость человека еще не отделена от его воображения. А разум старца полностью свободен от материи, поскольку к старости телесные силы слабеют, а сила разума чрезвычайно возрастает, пока он не освобождается от ограничений тела. Наши мудрецы сказали об этом (Мишна, конец трактата Киним): «С годами у мудрых старцев прибавляется мудрости», — поскольку совершенно воплотившаяся мудрость свободна от тела. Этим (совершенный) разум подобен созревшему винограду, вкус которого уже отделился от материи плода, полностью воплотился и больше не заключен в этой материи как возможность. Кроме того, он подобен и старому вину, которое уже отделилось от выжимок и стало прозрачным. И вдумайся в этот пример, поскольку он совершенно справедливо уподобляет разум ребенка, заключенный в материи, незрелому винограду, вкус и запах которого еще не выделились из материи плода, и вину в давильне, полному примесей и непрозрачному; разум же старца он уподобляет созревшему винограду, вкус и запах которого выделились из материи плода и существуют теперь самостоятельно, и старому вину, отделившемуся от мезги и прочих примесей. И это следует понять.
И еще тебе следует понять, почему мишна приводит для сравнения сразу два примера: человека, который ест незрелый виноград, и другого, который пьет молодое вино. Дело в том, что молодого человека отличают сразу две особенности. Первая из них состоит в том, что его разум погружен в материальное тело, то есть, не свободен от материальности, как уже разъяснялось. Вторая же состоит в том, что кипение его природной теплоты, никогда не успокаивающейся, замутняет его разум. И, описывая первую особенность, то есть, неразрывную связь его разума с телом, мишна сравнивает молодого человека с незрелым виноградом: мы уже разъясняли, что у такого винограда вкус и запах еще не отделились от материи плода. А о второй особенности, о замутненности его разума природной теплотой и невозможности успокоиться, мишна говорит, что она подобна вину в давильне, замутненному выжимками. Ведь оно тоже бродит, и пузырьки газа не дают примесям осесть. А противоположность разуму юноши — разум старца, отделившийся от материальности, успокоившийся и переставший бурлить. Поэтому разум старцев прозрачен и незамутнен. И это — ясное и истинное объяснение. А связь этой мишны с предыдущей нет необходимости разъяснять, поскольку она понятна сама по себе.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»