Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Деньги, Тора и бизнес, Шауль Вагшал, Ссуда
Закон Торы гласит, что стоимость денег остается неизменной. Усиление и ослабление покупательной способностиденег объясняется падением и подъемом стоимости товаров, а не внутренним свойством самих денег.
Указанное положение лежит в основе закона о возврате тех займов, которые были взяты, когда покупательная способность денег была слаба, и возвращены после усиления покупательной способности денег. Тора считает, что в этом случае нет оснований утверждать, будто заимодавец получает выгоду. Короче говоря, вопрос процента здесь не возникает.
Тот же принцип действует при обратной ситуации: если способность государственной валюты падает, мы все равно считаем, что заем полностью выплачен.
Поскольку считается, что заем выплачен, должнику не разрешается компенсировать заимодавцу потерю покупательной способности возвращенных денег, даже если он хочет сделать это добровольно. В противном случае будет считаться, что он выплатил процент.
Вопрос
Можно ли выплачивать заем с прикреплением к индексу цен?
Ответ
Нельзя. Это будет считаться выплатой процента. Единственный допустимый вариант — этер-иска.
Продажа в кредит товаров по цене выше обычной считается взиманием процента. Теперь добавим, что запрещена продажа товаров в кредит с прикреплением к индексу цен (если не составлен этер-иска).
То же самое относится к продаже недвижимого имущества, особенно в странах с высокой инфляцией.
Конкретный пример
Если человек, продающий имущество или большое количество товара, распределяет выплаты на продолжительный срок, ему нельзя привязывать эти выплаты к индексу цен (без составления этер-иска).
Существует, однако, разрешенный способ индексирования выплат. Заключается он в том, что партнеры ставят условие, согласно которому переход собственности к новому владельцу происходит только после совершения последней выплаты. Впрочем, если покупатель хочет получить объект продажи немедленно, можно пойти ему навстречу, но при этом он обязан выплатить продавцу стоимость аренды товара (или недвижимости) за данный период. Другими словами, ему ни в коем случае нельзя бесплатно пользоваться этим товаром. О таком порядке можно договориться еще до установления цены. Причем цена должна включать в себя стоимость аренды за период, в течение которого товар будет находиться в руках покупателя (или в течение которого покупатель будет фактически жить в продаваемой квартире) до окончательного перехода товара (квартиры) в его полное владение.
В случае продажи товаров по индексированным ценам надо договориться об их поэтапной доставке, причем покупатель должен всякий раз получать то количество товара, за которое он уже заплатил.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»