Из цикла «Врата востока», темы: Врата востока, Ваэтханан, Молитва, Исраэль Спектор
(ואתחנן אל ה' למאר (ג,כ'ג
“И умолял я Г-спода в то время, говоря...”(3:23)
Про раби Яакова Абухациру (Абир Яаков) рассказывают, что он трижды в день по часу молился Шмонэ эсрэ.
Однажды рав приехал в город Фес. Местные евреи не верили, что рав ничего не чувствует вокруг себя во время молитвы. Чтобы испытать рава, они начали громко ругаться, с криками и проклятиями, но рав ничего не слышал и продолжал молиться в глубоком сосредоточении.
Наглецы взяли тогда ружьё и стали стрелять около рава во время молитвы, но даже выстрелов рав не слышал. Когда закончилась молитва, раскаявшиеся наглецы обратились к раву с трепетом, проща прощения за содеянное. Рав удивился их словам и сказал, что ничего не слышал.
(לא תעבר את-הירדן הזה" (ג, כ"ו"
“...Ибо ты не перейдёшь Иордан этот”(3:26)
Как-то остановился царь со своей свитой на берегу реки, на другом берегу которой находились отряды врага. Попросила царица переправиться на другой берег и погулять там. Царь сказал: “Смотри, там опасно, и, если ты попадёшь в плен, то мы будем вынуждены сделать чрезмерные уступки”.
Но царица настаивала на своем, так хотелось ей совершить небольшую экскурсию на другой берег.
Разозлился царь и сказал: “Если перейдёшь эту реку, я обещаю развестись с тобой!”
Упёрлась царица и перешла реку. Царь должен был с женой развестись, но она попросила у него прощения, и он пожалел о произнесённых словах. Спросил он у своих советников, как обойти клятву, но те не нашли способа. Сказали царю: “Иди к еврейскому раву, может быть сможет разрешить этот вопрос!” Пошёл царь к раву Элияу Мизрахи. Сказал рав: “Клятва не действительна!” Спросил царь: “Почему, ведь я поклялся развестись, если жена перейдёт реку?” Сказал рав: “Ведь ты же сказал "эту реку", а когда она перешла, то была в реке вода другая!”...
И сказал р. Ицхак Корех: “Моше-рабейну тоже хотел воспользоваться этим тезисом. Б-г сказал ему: “Не перейдёшь эту реку” – но теперь ведь Иордан другой, ибо вода в нём изменилась!”...
Ответил Моше Творец, что этот довод действителен для людей, которые не владеют водами рек, и которые видят только то, что открыто их глазам. Но у Творца – всё на виду, и воды Иордана и раньше, и впредь – всё принадлежит Тв-рцу, и клятва Творца относится ко всем водам Иордана!
Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»