Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Шмита, Раб, Рамбам, Проценты, Ссуда, Долги
231-я заповедь – запрещение отказывать в ссуде из-за того, что в субботний год долг будет аннулирован. Писание предостерегает от подобной мысли, говоря: “Остерегайся, чтобы не было в твоем сердце злого умысла и не подумал бы ты: “Приближается седьмой год, год прощения...”, и чтобы не озлилось твое око на нищего брата твоего и ты не дал бы ему – он же возопит на тебя Ашему и будет на тебе грех” (Дварим 15:9).
И сказано в Сифри: “Остерегайся, чтобы...” – это заповедь “Не делай”. Т.е. два этих слова, соединенные вместе, усиливают друг друга и указывают на то, что в данном речении содержится запрет Торы.
232-я заповедь – запрещение уклоняться от оказания материальной помощи и поддержки нашим неимущим братьям, в случае, когда нам известно их стесненное положение и когда мы располагаем средствами, чтобы поддержать их. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не ожесточи своего сердца и не сожми своей руки перед нищим братом твоим” (Дварим 15:7). Это запрет вести себя скаредно и уклоняться от предоставления материальной помощи нуждающимся.
233-я заповедь – запрещение отсылать с пустыми руками раба-еврея, выходящего на свободу по истечении шести лет работы. Но необходимо наградить его подарками (Д 196). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпускай его с пустыми руками” (Дварим 15:13).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, которая называется аанака (одаривание), разъясняются в первой главе трактата Кидушин (14б-17б).
234-я заповедь – запрещение требовать возврат долга, если заимодавцу известно, что должник не в состоянии его вернуть. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если ты ссужаешь деньгами Мой народ, бедняка, который с тобой, то не будь ему притеснителем” (Шмот 22:24).
В трактате Бава меция (75б) сказано: “Откуда мы учим, что заимодавцу, которому известно, что должник не в состоянии возвратить деньги, запрещено напоминать ему о долге? Тора говорит: “Не будь ему притеснителем”.
А в Мехильте поясняется: “Не будь ему притеснителем” – старайся не попадаться ему на глаза (чтобы даже своим видом не напоминать бедняку о долге, который он не в состоянии отдать).
И знай, что этот запрет распространяется и на того, кто требует возвращения долга с процентами; и тот, кто ссужает в долг под проценты, преступает также запрет Ашема, да будет Он превознесен: “Не будь ему притеснителем”, как мы разъясним в дальнейшем (НД 237).
235-я заповедь – запрещение давать взаймы под проценты. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Серебра своего не давай ему в рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба” (Ваикра 25:37). Два этих запрета дополняют и усиливают друг друга, и ссужающий под проценты преступает оба запрета. Тем не менее это не две отдельные заповеди, ведь понятия “рост” и “лихва” равнозначны.
Сказано в трактате Бава меция (60б): “Не бывает “роста” без “лихвы” и не бывает “лихвы” без “роста”. Почему же Писание употребляет оба этих выражения? Чтобы научить нас, что ссужающий под проценты преступает два запрета”. И еще там сказано: “В Торе нет различия между “лихвой” и “ростом”.
И там же (61а) поясняется: “Поскольку написано “Серебра своего не давай ему в рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба” – можно прочитать: “Серебра своего не давай ему в рост и за лихву” и можно прочитать “В рост и за лихву не ссужай ему своего хлеба”.
Таким образом, каждый ссужающий под проценты деньги или продукты преступает оба запрета – в дополнение к прочим запретам, обращенным к заимодавцу (НД 237).
Кроме того, данный запрет повторен в Торе в несколько иных выражениях. Писание говорит (Ваикра 25:36): “Не бери с него лихвы и роста”. В трактате Бава меция (61а) указывается, что этот запрет также относится к заимодавцу, но он служит лишь для усиления, как мы разъясняли в “9-ом принципе” – это не иной запрет, но лишь повторение запрета ссужать деньги и продукты питания под проценты.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 5-ой главе трактата Бава меция.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.