Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Рамбам, Тора и бизнес, Проценты, Долг, Работник
236-я заповедь – запрещение брать в долг под проценты. Если бы не существовало запрета занимать под проценты, мы бы могли подумать, что ссужающий под проценты совершает грех, поскольку он наживается на должнике, но должник никакого проступка не совершает – ведь он всего лишь соглашается на то, чтобы на нем наживались. Это было бы подобно мошенничеству, когда преступление совершает только мошенник, но не тот, кого обманули. Но Писание обращается с особым запретом и к должнику – ему также запрещено участвовать в сделке, подразумевающей возвращение долга с процентами. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Не давай лихвы брату своему: ни лихвы серебра, ни лихвы съестного” (Дварим 23:20). Т.е. не бери взаймы под проценты.
И указано в трактате Бава меция (75б): “Должник преступает запрет “Не давай лихвы брату своему” и запрет “Перед слепым не клади препятствия” (Ваикра 19:14)”, как мы разъясним, когда будем комментировать эту заповедь (НД 299).
237-я заповедь – запрещение способствовать заключению сделки, подразумевающей выплату долга с процентами. Запрещено быть поручителями и свидетелями такой ссуды, а также составлять договор о заключении подобной сделки. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не возложите на него лихвы” (Шмот 22:24).
И сказано в трактате Бава меция (75б): “Поручитель и свидетели преступают запрет “Не возложите на него лихвы”. И там же разъяснено, что и софер (составитель договора) нарушает этот запрет. И хотя запрет обращен к пособникам такой сделки, он распространяется также и на заимодавца (поскольку он тоже способствует выдаче ссуды под проценты).
Таким образом, ссужающий под проценты преступает шесть запретов Торы. Первый – “Не будь ему притеснителем” (Шмот 22:24. НД 234); второй – “Серебра своего не давай ему в рост” (Ваикра 25:37); третий – “И за лихву не ссужай ему своего хлеба” (там же); четвертый – “Не бери с него лихвы” (там же 25:36); пятый – “Не возложите на него лихвы” (Шмот 22:24); и шестой – “Перед слепым не клади препятствия” (Ваикра 19:14).
И там же (Бава меция 75б) сказано: “И заимодавец, и должник, и поручитель, и свидетели, и составитель договора – все они преступают запреты Торы при заключении сделки о предоставлении ссуды под проценты. Преступаются запреты “Не давай ему в рост”, “Не бери с него лихвы”, “Не будь ему притеснителем”, “Не возложите на него лихвы” и “Перед слепым не клади препятствия”.
И вслед за этим разъясняет Абае (там же): “Заимодавец преступает все эти запреты, должник преступает запрет “Не давай лихвы брату твоему” (Дварим 23:20) и запрет “Перед слепым не клади препятствия”, а поручитель и свидетели – запрет “Не возложите на него лихвы”.
У заимодавца, который преступил эти запреты и дал в долг под проценты, изначально определив, какую именно лихву должен присовокупить должник, изымают эту лихву и возвращают должнику.
238-я заповедь – запрещение притеснять наемного работника, задерживая его заработную плату. И об этом речение Ашема: “Не притесняй ближнего своего... и не задерживай выплаты наемному работнику до утра” (Ваикра 19:13).
Что здесь имеется в виду? С нанятым на день расплачиваются до истечения следующей ночи, как сказано: “Не задерживай... до утра”; а с нанятым на ночь расплачиваются или в течение всей ночи, или в течение всего последующего дня – в любом случае, до захода солнца он должен получить свой заработок. И об этом Его речение: “В тот же день отдай его плату – прежде, чем зашло солнце” (Дварим 24:15).
И сказано в мишне (Бава меция 9:11): “С нанятым на день расплачиваются до истечения следующей ночи, а с нанятым на ночь расплачиваются до истечения следующего дня”.
И это не две самостоятельные заповеди, но одна. И два этих запрета (запрет задерживать плату нанятому на день “до утра” и запрет задерживать плату нанятому на ночь до того, как “зашло солнце”) дополняют друг друга, указывая крайние сроки выплаты.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (110б-113а). И там (111б) указано, что этот запрет действует только в отношении работника-еврея (ведь в стихе сказано “ближнего своего”), и тот, кто задерживает выплату такому работнику, преступает заповедь “Не делай”. Но тот, кто задерживает выплату наемнику-нееврею, преступает только заповедь “Делай”, выраженную в Его речении “В тот же день отдай его плату” (Д 200).
239-я заповедь – запрещение брать у должника залог силой.
Залог, гарантирующий возвращение долга, может быть получен только по решению суда и через судебного исполнителя. Но заимодавцу запрещено приходить в дом должника и брать залог против его воли. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Если ты ссужаешь ближнего своего... не входи в его дом, чтобы взять у него залог” (Дварим 24:10).
И сказано в мишне (Бава меция 9:13): “Заимодавец может получить залог только через суд, и ему запрещено входить в дом должника и брать залог, как написано: “Не входи в его дом, чтобы взять у него залог”.
Нарушение этого запрета может быть исправлено выполнением заповеди “Делай” (Д 199) – и об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Верни, возврати ты ему залог” (Дварим 24:13). И разъясняется в последней главе трактата Макот (16а), что если заимодавец не возвратил должнику залог и заповедь “Делай” уже невозможно выполнить (например, залог испорчен или утерян) – нарушитель карается бичеванием и должен возвратить должнику стоимость залога.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (113а-116а).
Двести сороковая заповедь – запрещение заимодавцу удерживать у себя залог в час, когда он необходим должнику. Но он должен возвращать на день предметы, необходимые днем, и на ночь предметы, необходимые ночью, как написано в мишне (Бава меция 9:13): “Возвращай ему подушку на ночь, а на день – плуг”.
Этот запрет содержится в Его речении, да будет Он превознесен: “Не ложись спать с залогом его” (Дварим 24:12). И объяснено в Сифри (Ки теце): “Не ложись спать, пока его залог у тебя” – но заимодавец обязан возвратить должнику то, без чего он не в состоянии обойтись из-за своей бедности, как разъяснено в Его речении: “Ведь это единственный покров его, одеяние его тела – в чем он будет спать?” (Шмот 22:25).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава меция (113-114б).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.