Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Шмита, Рамбам, Йовель
221-я заповедь – запрещение совершать в субботний год работы по уходу за плодовыми деревьями. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И виноградника своего не обрезай” (там же).
Нарушивший этот запрет также подлежит наказанию бичеванием.
В Сифре (Беар) говорится: “Посев зерновых и обрезание виноградной лозы уже были включены в более общий приказ Ашема, предписавшего “покой... для земли” в седьмой год. Почему же два этих вида работы названы отдельно? Чтобы сопоставить с ними все остальные: как запрещены эти два вида работы, связанные с обработкой земли и уходом за плодовыми деревьями, так запрещены все виды работ, связанные с обработкой земли и уходом за плодовыми деревьями.
Законы, касающиеся выполнения этой заповеди, разъяснены в трактате Швиит.
222-я заповедь – запрещение собирать урожай, выросший в субботнем году в результате самосева, тем же способом, как собирают урожай каждый год, поскольку, как мы упоминали, нам запрещено обрабатывать землю и выполнять любые сельскохозяйственные работы в этот год.
Плоды, которые вырастают в течение седьмого года в результате самосева, называются сфихин (прибавки), и, согласно закону Торы, их можно употреблять в пищу. Однако их запрещено собирать обычным способом. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай” (Ваикра 25:5). В этом речении не имеется в виду, что вообще запрещено собирать урожай – ведь уже сказано: “И да будет урожай субботнего года вам в пищу, тебе и твоему рабу, и твоей рабе, и твоему наемному рабочему, и поселенцу твоему, которые живут у тебя, и твоему скоту и зверям, которые на земле твоей, пусть будет весь урожай земли в пищу” (там же 25:6-7).
Но имеется в виду, что запрещено собирать урожай субботнего года так, как это делают в прочие годы. А нужно собирать так, как берут плоды, выросшие на ничейном поле – без специальных приготовлений и особых приспособлений.
223-я заповедь – запрещение собирать в субботний год урожай плодовых деревьев, как это делают каждый год. Но надо собирать плоды таким образом, как срывают их с бесхозных деревьев. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “...И винограда с охраняемых тобою лоз не снимай” (там же 25:5).
И объяснено (Сифра, Беар): “И винограда... не снимай” – так, как снимают обычно. Отсюда мы учим, что в субботний год не высушивают фиги на специально приспособленных для этого сушилках, а просто на пустыре; и не давят виноград в специальной давильне, а просто в корыте; и не толкут маслины в специальном давильном кувшине, а просто в маленькой ступке”.
Законы, связанные с выполнением этой и предыдущей заповедей, разъясняются в трактате Швиит (8:6).
224-я заповедь – запрещение обрабатывать землю в йовель (“юбилейный год”. См. Д 136-138, 140). И об этом Его речение: “Йовелем пусть будет у вас этот пятидесятый год: не сейте...” (Ваикра 25:11). Это Его речение подобно речению, посвященному субботнему году: “...Поля своего не засевай” (Ваикра 25:4). Так же, как в субботний год, в йовель запрещено и обрабатывать землю, и совершать работы по уходу за плодовыми деревьями. Поэтому Писание использует по отношению к йовелю более общее выражение: “...Не сейте”, (не упомянув слово “поле”), – чтобы распространить этот запрет и на обработку земли, и на уход за плодовыми деревьями.
Преступивший этот запрет тоже карается бичеванием.
225-я заповедь – запрещение собирать урожай, выросший в йовель в результате самосева, тем же способом, как собирают урожай каждый год. И этот запрет также подобен запрету, разъясненному нами относительно плодов субботнего года (НД 222).
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “...И не жните того, что само вырастет на земле” (Ваикра 25:11).
Читайте также: тема 613 заповедей Торы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?