Из цикла «Мидраш рассказывает», темы: Провидение, Недельная глава, Война, Шофтим, Мидраш рассказывает, Мидраш, Суд, Убийство, Смертная казнь, Моше Вейсман, Эгла аруфа, Свидетели
Еврейский суд не может положить в основу своего решения косвенное свидетельство, слухи, письменное показание или показания одного свидетеля. Принимается только устное свидетельство двух кашерных очевидцев, пришедших в суд. Затем свидетели тщательно опрашиваются судьями. (Алаха предполагает четко определенную процедуру перекрестного допроса). Если свидетели дают ложные показания так убедительно, что
даже допрос не обнаруживает обмана, Тора не возлагает на судей ответственности за сокрытые факты, которые они не смогли выявить. Если же в результате человека приговорили к смерти, то это означает, что на нем лежал другой грех и что Б-г таким образом лишил его жизни. Примером тому служит история Навота.
Царь Ахав возжелал виноградник Навота. Порочная жена Ахава Йезевель устроила так, что Навота казнили по постановлению подкупленного бейт дина, который принял к сведению показания нанятых свидетелей. Так как имущество признанного виновным человека переходит к царю, то виноградник целиком попал в руки Ахава.
Какой же грех совершил до того Навот? Ему был дарован прекрасный и звучный голос. Приходя на праздник в Храм, евреи собирались, чтобы послушать его пение во славу Ашема. Но однажды Навот не пришел на праздник в Иерусалим. Именно за это он лишился жизни.
Б-г наказал его так сурово (ибо Навот был праведником) за то, что он не воспользовался своим необычным, подаренным Б-гом талантом в честь Ашема.
Если две пары свидетелей дают противоположные показания о происшедшем событии, то ни одно из свидетельств не принимается. Однако, если вторая пара свидетелей докажет, что первая пара не была на месте преступления, хотя и заявляет об этом, то принимаются показания второй пары.
Вот пример такого случая.
Свидетели А и Б: "Мы видели, как такой-то убил своего соседа на нашем заднем дворе пятого ава в 11 часов вечера в Шабат".
Свидетели В и Г: "Вы не могли видеть этого. Пятого ава именно в 11 часов вечера мы видели, как вы выходили из дома г-на Алмони в другом конце города!"
Тора объявляет, что следует верить второй паре свидетелей, при условии, что они удовлетворительно прошли судейскую проверку.
Комментаторов занимает вопрос, почему следует верить второй паре, а не первой.
Согласно Рамбану, вторые свидетели не отрицают фактов свидетельства, а, скорее, делают заявление в отношении первой пары как таковой. Свидетелю не верят, если он дает показания о самом себе, следовательно, первая пара не может делать таких заявлений. Они могут защитить себя лишь тем, что приведут двух других свидетелей, которые подтвердят их присутствие на месте преступления.
При окончательном анализе, однако, закон о свидетелях-злоумышленниках — это постановление Торы.
Первая пара объявляется эйдим зомемим (свидетелями-злоумышленниками) .
Свидетелей-злоумышленников приговаривают к такому же наказанию, какое они хотели уготовить своей жертве. Если тому, кого пытались оговорить, грозили сорок ударов плетью, то каждый из свидетелей получал по сорок ударов (количество ударов не делили); если предполагалось, что он заплатит штраф, то его вносили свидетели (но каждый из них вносил половину суммы), если его ожидала смерть, то казнили и свидетелей.
Этот закон относится к тому случаю, когда злоумышление свидетелей было раскрыто перед тем, как жертву казнили или наказали плетьми.
Однако наша традиция учит, что если после исполнения приговора суда выясняется, что свидетели были злоумышленниками, их приговаривают только к сорока ударам плетью за ложное свидетельство.
Саддукеи, отрицавшие Устную традицию, наставляли судей поступать наоборот: если свидетели-злоумышленники были разоблачены до наказания жертвы, их отпускали на свободу, если после — наказывали.
Мудрецы объясняли: "Вы неверно толкуете Тору. В ней сказано: "Вы должны поступить с ним так, как он замышлял поступить со своим братом" (19:19), а не "как он поступил со своим братом". Стих подразумевает, что свидетелей наказывают за замысел совершить несправедливость по отношению к своему брату, пока тот жив, но не после того, как он казнен.
Почему свидетелей отпускали на свободу, если их злоумышление раскрывалось после казни жертвы?
Рамбан (19:19) объясняет, что мы должны видеть в происходящем руку Б-га. Если Б-г позволил свершиться приговору и не вмешался, то, следовательно, обвиненный действительно совершил смертельное преступление. Если бы на нем не было греха, то Б-г не позволил бы
ему пасть жертвой заговора свидетелей, ибо сказано (Теилим 37:33): "Ашем не предаст его в руку нечестивца (который стремится поразить его) и не допустит обвинить его, когда он будет судим (если он невиновен)".
Кроме того, Б-г не позволит праведным судьям пролить невинную кровь. Очевидно, Он одобрил их решение.
Если войной руководит Ашем, то для каждого солдата является заповедью не бояться силы и численности врага.
"Когда ты выйдешь на войну против своего врага и увидишь коня и колесницу, народ многочисленнее тебя, не бойся..." (20:1).
Слова "коня и колесницу" употреблены в единственном числе, что подразумевает Б-жественное обещание: "Когда еврейский народ исполняет Мою Волю, то все кони и колесницы врагов (или прочее военное снаряжение) станут предо Мною как один конь и одна колесница. Вы превосходите врагов в праведных делах, и вы — потомки своих праотцев, которым Я обещал умножить их род.
.Как Я вывел вас из Египта с помощью чудес, так же Я буду совершать для вас чудеса всегда, когда это необходимо".
Поэтому, перейдя через Ям Суф, сыны Израиля пели: "Коня и всадника Он сбросил в море". Хотя фараон преследовал евреев во главе многочисленной армии, все они были пред Б-гом подобны одному коню и одной колеснице.
Хотя Б-г не хотел, чтобы еврейский народ полагался только на чудеса, и поэтому должна была быть создана армия, тем не менее, еврейскому солдату запрещено всецело полагаться на еврейскую армию, ибо сказано (Теилим 147:9-10):
"Он (Б-г) не хочет (тех, кто доверяет) силе коня или (быстроте) ног человека. Ашем хочет тех, кто боится Его: тех, кто уповает на Его доброту (кто больше верит в Его силу, нежели в силу человека)".
Во время битвы солдат не имеет права думать о жене и детях. Он должен сознавать, что победа или поражение — в руках Б-га, и сражаться единственно ради Ашема, твердо помня: если он покинет поле боя, он может увлечь за собой других и тогда будет отвечать также и за их бегство.
Согласно Рамбаму (Законы царей 1:15), "Тот, кто искренне и бесстрашно воюет и думает только об освящении Имени Б-гa, может быть уверен, что на него не падет никакое зло и ему не причинят никакого вреда". Тем не менее Биркат Перец объясняет, что солдат должен быть готов расстаться с жизнью, ибо его мысли могут быть несовершенны, и что "Сатана обвиняет в момент опасности".
Тора предписывает назначать особого коэна, который называется машуах милхама ("Коэн, помазанный на войну", освященный маслом помазания), чтобы воодушевлять народ и обучать его заповедям Торы в отношении приемов ведения войны. Коэн, помазанный на войну, обращался к народу дважды. В первый раз на границе перед мобилизацией армии он читал стихи 20:5-7.
"Каждый, кто принадлежит к одной из перечисленных категорий, не может принимать участия в войне и должен покинуть фронт:
<> Тот, кто недавно построил (купил или наследовал) новый дом и еще не освятил его прикреплением мезузы к косяку двери (то есть, человек еще не жил в доме).
<> Тот, кто посадил (купил или унаследовал) виноградник, и не наступил еще четвертый год, когда плоды выкупают (как посвященные Храму), так что человек еще не получил от виноградника никакой личной выгоды.
<> Тот, кто обручился с женщиной, но не успел жениться на ней".
Слова коэна повторял офицер, который добавлял:
<> "Тот, чье сердце трепещет и кто дрожит при виде обнаженного меча, также должен вернуться домой".
Все, кто уходил, должны были обосновать свой поступок, кроме малодушных. Удалившиеся выполняли вспомогательную работу в тылу: очищали дороги, снабжали солдат пищей и т.д.
Почему Тора дисквалифицирует упомянутые выше категории людей, выводя их из боевого порядка?
1. На уровне простого смысла, ни один из них не будет хорошим воином, ибо их сердца будут далеко от места битвы. Владелец дома мечтает о доме, в котором ему не придется пожить, если он погибнет в бою, жених — о свадьбе, которая может не состояться, и т.д. Такие люди быстро сбегут с поля боя.
2. Один из наших мудрецов объясняет, что слова "трусливые и малодушные" относятся к тем, кто совершил грех и боится, что наказанием им станет гибель в битве.
С целью избавить грешника от публичного стыда, Б-г приказал, чтобы ушли и другие: построившие дом, посадившие виноградник или помолвленные.
Приказав судье Гидеону пойти на битву против мидиан, Ашем сказал ему: "С тобой слишком много солдат, чтобы Я предал мидиан в ваши руки, иначе евреи возгордятся, говоря: "Меня спасла моя рука". Поэтому объяви людям: "Тот, кто боится и дрожит, пускай возвращается. (В эпоху Судей законы Торы в отношении отбора солдат не применялись. Эти законы имели силу только во время правления еврейских царей. Тем не менее Б-г приказал Гидеону отпустить трусливых.) Ему следует покинуть гору Гилад рано поутру (когда все еще спят; это спасет его от позора)!"
Возвратились 22 000 человек, остались — 10 000. Ашем сказал Гидеону: "Все равно людей еще слишком много. Приведи их к воде, и там Я проверю их!"
Гидеон привел воинов к воде, где Ашем наставил его: "Оставь около себя тех, кто лакает подобно собаке, чтобы напиться, и отправь тех, кто станет на колени". Только триста человек пили воду, лежа на земле, остальные — стояли на коленях.
Тогда Всемогущий открыл Гидеону: "Этим тремстам воинам Я дарую победу. (Потому что они — праведники; остальные встали на колени, ибо привыкли таким образом молиться идолам.) Б-г помогает еврейским воинам, только если они праведны.
Мы видим, что Тора отдает предпочтение не большой армии, а тщательно отобранной, состоящей только из праведных воинов. Действительно, если во всем мире отдают под суд тех, кто отказывается от военной службы, Тора приказывает как раз обратное: публично объявить, что все нежелательные солдаты должны уйти.
Далее Тора предупреждает, что в армии должен царить высочайший уровень святости, так как в противном случае Шехина уйдет. После того как армия организована и готова к битве, коэн, помазанный на войну, еще раз обращается к народу. Его обращение повторяется другим коэном. Он провозглашает на святом языке стихи 20:3-4:
"Шма Исраэль (Слушай, Израиль)! Сегодня вы выступаете войной против ваших врагов. Пусть не будет мягким ваше сердце, не бойтесь, не трепещите и не страшитесь их. Ибо Ашем, ваш Б-г, идет на битву вместе с вами (Его святой ковчег, в котором обитает Шехина, среди вас) против ваших врагов, дабы спасти вас".
Вступительные слова "Шма Исраэль" подразумевали: "Даже если у вас есть только одна заслуга, которая состоит в том, что вы читаете Шма каждое утро и вечер, вы все равно заслужили спасение".
Почему чтение Шма считается такой большой заслугой? Потому что это фундаментальнейший акт веры, когда еврей принимает господство Б-га над собой.
В древние времена даже неевреи понимали, что евреи защищены заслугой чтения Шма.
Филистимский гигант Гольят (Голиаф) дважды в день, утром и вечером, высокомерно и богохульно вызывал евреев назначить противника для битвы с ним, надеясь, что евреи соберутся послушать его и забудут о заповеди чтения Шма.
Коэн, помазанный на войну, четырьмя ободрениями призывал евреев не бояться врага, чтобы противодействовать четырем видам тактики устрашения, которую применяли нееврейские армии:
1. Они с шумом ударяли щит о щит, дабы произвести страшный грохот.
2. Их лошади в неистовстве рыли землю копытами и ржали.
3. Они трубили в рога и трубы.
4. Они издавали устрашающие воинственные крики. Поскольку такая тактика заставляла врагов трепетать и содрогаться, коэн предупреждал евреев:
1. Да не будут мягкими ваши сердца (от ржания их коней).
2. Не бойтесь (лязга их щитов).
3. Не трепещите (услышав трубные звуки).
4. Не страшитесь (их боевых гимнов).
Военачальник добавлял следующие слова, которые повторял другой офицер: "Кто из вас малодушен и боится? Пусть возвращается домой, чтобы сердца его братьев не растаяли, подобно его сердцу".
Когда Авраам узнал, что его племянник Лот схвачен, он подготовил свое войско в соответствии с указаниями Торы. Авраам воскликнул перед битвой: "Кто боится совершенных им грехов или злых дел? Такой человек пусть вернется домой!"
Ашем, Который любит мир, приказал сынам Израиля не начинать войны, не предложив противнику мира.
Завоевывая Эрец Исраэль, Йеошуа подчинялся этому приказу. Перед началом военных действий он призвал жителей Эрец Исраэль заключить мирное соглашение, в котором обговаривалось, что они или подчинятся евреям и примут Семь заповедей потомков Ноаха, или покинут страну. Перед тем как брать приступом какой-нибудь город, Йеошуа опять повторял предложение о мире.
Ашем также заповедал: "Осаждая город, окружайте его не со всех четырех сторон, а только с трех, тем самым оставляя для осажденных путь к спасению".
Среди законов Торы о правилах ведения войны есть и такой: мы не должны в ходе осады губить фруктовые деревья наших врагов.
Ненужное вырубание фруктовых деревьев запрещено всегда, а не только в военное время. Подобным же образом мы не можем уничтожать или портить ничего полезного, например, пищу, деньги или одежду.
Концепция Торы — не уничтожать и не растрачивать попусту творения Б-га — противоречит воспитанию и обычаям неевреев. Между тем, даже небольшая предусмотрительность помогает избежать потерь: меню можно составить так, что остатки превратятся в привлекательное дополнительное блюдо; ненужную одежду — передать нуждающимся; деньги вложить в нужные и полезные инициативы (а лишние деньги отдать в цедаку), а не растрачивать попусту на капризы и бессмысленные развлечения.
Идя вавилонскими улицами, рабби Йеуда заметил двух людей, играющих в пятнашки хлебом. "Похоже, что вокруг очень много еды, — воскликнул он, — если люди так небрежно обращаются с хлебом!" Его глаза возмущенно засверкали, и гнев праведника тотчас же вызвал голод в стране, люди стали ощущать нехватку самого необходимого.
Мудрецы сказали рабби Каане: "Ты служишь рабби Иеуде, пройди с ним по базару, чтобы он увидел, как трагично положение людей". Рабби Йеуда заметил длинную очередь и поинтересовался, что здесь продают. На базаре ему ответили: "Кто-то продает испорченные финики, но их все равно покупают, потому что больше нечего есть".
"Неужто голод столь жесток?" — спросил рабби Йеуда. Он велел своему помощнику: "Сними с меня обувь, я буду скорбеть и поститься, умоляя Ашема о милосердии".
Как только помощник снял с ноги рабби Йеуды один башмак, начался дождь. Когда начал снимать второй, явился пророк Элияу и приказал: "Остановись! Если ты снимешь второй башмак, дождь превратится в сильнейший ливень, и мир будет затоплен (ибо Ашем не может видеть праведника в скорби)".
Если убийство произошло при свидетелях, убийцу передавали в бейт дан для наказания. Но как же поступали в случае, когда личность убийцы была неизвестна?
Убийство не будет искуплено, пока не будут совершены действия, предписываемые законом об эгле аруфе (проламывании шеи телице). Они применимы только в Эрец Исраэль, где пребывает Шехина. Святая Земля не может вынести неотомщенного убийства.
Если убитый найден в любом месте Эрец Исраэль, об этом оповещается Великий Санхедрин в Иерусалиме. Пятеро его судей лично посещают место преступления и делают измерения во всех направлениях, чтобы определить, какой город расположен ближе всего к трупу. Даже если это очевидно, они, тем не менее, должны совершить процедуру измерения, ибо это заповедь.
Жертву хоронят на том самом месте, где она была обнаружена. Затем судьи Санхедрина уезжают, так как выполнили свои обязанности. Теперь приступают к делу судьи и старейшины (лидеры Торы) ближайшего к месту убийства города.
Старейшины берут годовалую телицу, которую никогда не использовали в сельскохозяйственных работах и которую купили на общинные деньги, и
приводят ее в долину с каменистой и твердой почвой, непригодной для возделывания. В соответствии с некоторыми мнениями, через долину должен протекать сильный поток.
Старейшины убивают телицу ударом топора по затылочной части шеи и там же хоронят. Затем все старейшины города — а их может быть и сто человек — омывают в долине руки и провозглашают на святом языке: "Наши руки не проливали этой крови, и наши глаза этого не видели".
Каков смысл этого заявления? Ведь никто не подозревает старейшин города в совершении убийства?
Старейшины объявляют, что они даже косвенно не отвечают за преступление: "Мы никогда не отпускали из города ни одного незнакомца без пищи (чтобы ему не пришлось воровать и быть убитым за это) или без сопровождения (чтобы он не путешествовал без защиты по опасной дороге)".
Негостеприимство — это тяжелый грех, ибо его последствия могут быть трагичны.
Царь Шауль завидовал Давиду и преследовал его. Опасаясь за свою жизнь, Давид умолял Йонатана, сына Шауля и своего друга, открыть ему истинные намерения царя. Поговорив с отцом, Йонатан понял, что Давиду угрожает опасность, и посоветовал ему бежать.
Однако Йонатан не позаботился о том, чтобы снабдить друга едой, и очень скоро Давид и его спутники стали страдать от голода. Достигнув Нова, города, где жили коэны, Давид попросил еды у первосвященника Ахимелеха, который дал ему хлеб и оружие, не подозревая, что тот бежит от Шауля.
Царь Шауль расценил поступок Ахимелеха как измену, убил первосвященника самого и уничтожил весь город за "сговор с Давидом". Впоследствии Б-г наказал Шауля смертью за убийство коэнов. Таким образом, можно сказать, что если бы Йонатан, немного поразмыслив, снабдил Давида едой, не было бы гибели коэнов, разрушения города Нова и смерти Шауля.
В свою очередь, награда за гостеприимство — безгранична.
После смерти Йеошуа евреи из колена Йосэфа выступили на завоевание города Луза, который достался им по Б-жественному жребию при разделе Земли. Подойдя к стенам города, они не обнаружили входа. В недоумении сыны Йосэфа сказали жителю Луза, схваченному за пределами города: "Покажи, как войти в город, и мы будем добры к тебе!"
Мужчина указал им на тайный вход — полое миндальное дерево перед входом в пещеру. В город можно было проникнуть через дупло дерева и пещеру. Захватив город силой, сыны Йосэфа пощадили мужчину и его семью. Он уехал в дальние земли и там построил город под названием Луз. Б-г наградил его за то, что он направил сынов Йосэфа: Он спас новый город Луз от разрушения императорами Нэвухаднэцаром и Санхеривом. Кроме того, Б-г запретил Ангелу Смерти входить туда, так что его жители не умирали. Когда человек становился настолько стар, что жизнь была ему в тягость, его выводили за городские стены, где его и находил Ангел Смерти.
Если Ашем так щедро наградил человека, который лишь указал путь, то как щедро Он должен наградить того, кто сопровождает гостя!
Однако ни один пришелец не мог спастись от смерти, войдя в город Луз, о чем говорят такие события.
Однажды царь Шломо увидел горестное выражение на лице Ангела Смерти.
"Что беспокоит тебя?" — спросил его Шломо. — "Небесный Суд приказал мне взять души двух твоих историков, Элихорефа и Ахии, а я не могу это сделать!" Когда Шломо услышал, что двум его слугам объявлен смертный приговор, он приказал шэйдим. "Унесите их в город Луз, над которым Ангел Смерти не имеет власти". Но как только шэйдим прибыли к воротам города, Элихореф и Ахия умерли.
На следующий день Шломо увидел улыбающегося Ангела Смерти. "Почему ты весел?" — спросил царь.
"Потому что ты помог мне исполнить мою миссию! На Небесах было решено, что эти люди должны умереть у ворот Луза!" После этого Шломо воскликнул: "Ноги человека несут его в то место, которое предназначено ему Небесами!"
Теперь наступала очередь коэнов продолжать процедуру эглы аруфы. Они молили Ашема: "Искупи вину Своего народа, Израиля, который Ты освободил из Египта, и пусть Твой народ, Израиль, не несет ответственность за невинную кровь,
пролитую в его среде".
Каждый еврей несет ответственность за дела своего ближнего, поэтому весь народ нуждается в искуплении за убийство, случившееся среди Общины Израиля.
Если законы эглы аруфы исполняются надлежащим образом, Тора обещает: "Кровопролитие искуплено".
Во времена, когда евреи были совершенными праведниками, в конце процедуры происходило чудо:
Коэны молили Ашема: "Открой нам, кто убийца, чтобы можно было искупить кровь жертвы". При этих словах многочисленные черви вылезали из желудка телицы и ползли к дому убийцы.
Убийцу арестовывал бейт дин, и дело преступника разбирали в суде. (Если убийцу обнаруживали
после того, как телице проламывали шею, его, тем не менее, казнили по предписанию Торы.)
Хотя законы эглы аруфы относятся к категории хуким, то есть, к законам, причины которых скрыты, наши мудрецы находят намеки в различных этапах этой процедуры:
<> Почему Тора предписывает, чтобы не носившая ярма телица была убита на бесплодной земле?
Это характеризует преступление: отняв у жертвы жизнь, убийца лишил его возможности "быть плодовитым и порождать потомство" — то есть исполнять заповеди и иметь детей.
<> Почему шею телицы ломают старейшины ближайшего к месту трагедии города?
Скорее всего, убийца пришел из ближайшего города, поэтому искупление необходимо его старейшинам (за то, что не смогли вовремя укорить общину и предотвратить преступление).
Тем не менее Тора приказывает, чтобы судьи Санхедрина измерили расстояние до всех близлежащих городов, показывая, тем самым, что вина за это гнусное преступление ложится на всю округу.
<> Почему Тора повелевает совершить необычную процедуру перерубания шеи телицы при стечении народа?
Есть надежда, что зрелище приведет к поимке убийцы. Если толпа знает, что старейшины пытаются арестовать убийцу, то очень возможно, что кто-нибудь сообщит нужные сведения, которые помогут найти преступника.
<> Старейшины омывают руки в долине, что символизирует их невиновность в преступлении. Более того, в месте убийства пребывает дух тумы, и они должны очистить себя, омывая руки.
<> Коэны должны умолять Б-га об искуплении, ибо сам факт убийства отчасти может быть приписан их недостаточному усердию в молитвах и службе. Если бы они в совершенстве исполняли службу в Святилище, Б-г предотвратил бы несчастье.
Законы эглы аруфы подчеркивают святость человеческой жизни. Если жизнь внезапно обрывается, Тора расценивает это как ужасную трагедию, которая настоятельно требует участия в расследовании Санхедрина, старейшин и кознов.
Кровопролитие приводит к удалению Шехины и разрушению Храма.
Когда перед разрушением Второго Храма участились убийства, Санхедрин прекратил проведение процедуры эгла аруфа.
Гемара поясняет, что в ту эпоху законы эглы аруфы не применялись, ибо всегда можно было кого-то подозревать в убийстве, а эта процедура совершается лишь тогда, когда личность преступника совершенно неизвестна.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.