Из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»», темы: Свобода выбора, Каббала, РАМХАЛЬ, Духовный мир, Дерех Ашем, Добро и Зло, Ангелы, Бесы
[1] Все творение делится на две части — материальную и духовную.
Материальное — это то, что ощутимо нашими органами чувств. Оно разделяется на высшие и низшие. Высшие — это небесные факторы, а именно: небесные сферы и их светила. Низшие — это все, что находится в пространстве низшей сферы, а именно: земля, вода, воздух и все ощущаемые тела, содержащиеся в них.
А духовные — это нетелесные создания, неощутимые нашими органами чувств. Они, в свою очередь, разделяются на две категории: души и трансцендентные сущности (нивдалим).
Души — вид духовных созданий, которым предопределено войти в тело, ограничиться внутри него, связаться с ним сильной связью и выполнять в нем различные действия в разные моменты времени.
Трансцендентные сущности — вид духовных созданий, не предназначенных для вхождения в тело. Они делятся на две категории: одна называется силы (кохот), а вторая — ангелы, которые также подразделяются на различные и многочисленные уровни, и у них есть естественные законы согласно их уровню и ступени, так что на самом деле мы можем называть их различными видами одного класса — класса ангелов.
Однако, существует один вид созданий, который как бы промежуточен между духовными и материальными. Эти создания не ощутимы нашими органами чувств и не ограничены границами ощущаемой материи и ее законами, и с этой стороны можно условно назвать их духовными. Но их сущность отлична от сущности ангелов, хотя они и подобны в каких-то аспектах ангелам. У этих созданий есть свои частные законы и особые границы согласно их истинной сущности. Этот род называется родом демонов (шейдим). Но и он делится на отдельные виды.
И лишь человеческий род отличен и отделен быть сложенным из двух совершенно различных частей творения — высшей души и низменного тела, чего мы не находим ни в каком другом создании.
Здесь нужно быть осторожным, чтобы не ошибиться и не подумать, что животные подобны в этом отношении людям. Ибо душа животного — не что иное, как материальный объект, из самых тонких в материальности. Животная душа есть также и у человека в его животном аспекте.
Но кроме этого у человека есть высшая душа — особый вид творения, и она совершенно отлична от тела и очень далека от него. Она вошла в тело и связалась с ним по приказу Творца с целью, упомянутой нами в предыдущих главах.
[2] Материальные творения знакомы нам, и их природные законы общеизвестны. Но духовные — невозможно нам обрисовать их хорошенько, так как они — вне нашего воображения; и мы будем говорить о духовных объектах и феноменах только согласно находящейся в наших руках традиции.
Один из великих принципов, которыми мы обладаем, гласит, что всему, что есть в нижних мирах, соответствуют наверху трансцендентные силы. Всякий объект и процесс в нижнем мире развивается из этих сил и выходит из них в порядке цепной передачи, установленном Высшей Мудростью. Таким образом, эти силы есть корни нижних объектов, которые, в свою очередь, являются ветвями и порождениями этих сил; и они связаны друг с другом, как звенья в цепи.
Есть еще традиция в наших руках, что на каждый объект или процесс в нижних мирах назначены управляющие из вышеупомянутого рода ангелов. Их обязанность — поддерживать существование этого объекта или этого процесса в низших мирах, каждого — по своему, и привносить в них изменения согласно Высшему постановлению.
[3] Основа сущности мира и его истинное состояние — в этих высших силах. Все, что существует в нижнем физическом мире, есть порождение этих сил. Это верно как относительно того, что было в материальных объектах изначально, так и относительно изменений, происходящих с течением времени.
Эти силы были сотворены вначале, установлены в определенном порядке и ограничены определенными границами. То, что развилось потом из этих сил по закону развития, установленному Творцом, соответствует этим силам, их порядку и границам. Таким образом, все, что происходит или произошло в низших (мирах), проистекает из процессов, имеющих место в этих силах.
Но сущность, положение, порядок и все остальные аспекты этих сил соответствуют их сути; а сущность, положение и порядок и все остальное в нижних (физических) объектах — спускаются и переносятся от сил на то, что релевантно в нижних по их истинной сути.
[4] Согласно этому принципу, начало всего существующего — вверху, в высших силах, а конец — внизу.
Однако есть одно исключение из этого правила: все, что касается человеческого выбора. Творец пожелал, чтобы у человека была возможность свободно выбирать между добром и злом, и поэтому сделал его независимым в этом от кого бы то ни было. И наоборот, Всевышний дал человеку силу быть побудительной причиной изменения самого мира и его творений согласно тому, что он выберет по своему желанию.
Получается, что в мире существуют два противоположных общих воздействия: одно — вынужденное природное, и второе — выборное; одно — сверху вниз, а второе — снизу вверх.
Вынужденное — это то воздействие, которое получают низшие от высших сил, оно — сверху вниз, а выборное — результат свободной воли человека.
И то, на что человек впрямую воздействует, не может быть ни чем иным, чем самые что ни на есть материальные объекты — ведь человек материален и его действия материальны. Но из-за связи и соединения, существующих между высшими силами и материальными телами, воздействие на материальное тело будет также производить эффект на находящуюся над ним высшую силу. Выходит, что это воздействие — снизу вверх — противоположно вышеупомянутому природному воздействию.
Однако, необходимо знать, что не все действия самого человека являются результатом свободного выбора. Это верно только по отношению к части его действий, в то время как есть и другие, имеющие своей причиной Высшее постановление и служащие для награды или наказания человека, как мы объясним, с Б-жьей помощью, в своем месте. Однако то, что происходит с ним в результате постановления свыше, подобно всем другим процессам в мире, движение которых — сверху вниз. А то, что происходит со стороны выбора человека, осуществляет воздействие снизу вверх, как мы объяснили.
[5] И установил Творец, что все, к чему относится выбор человека, будет воздействовать на высшие силы в определенной степени. То есть, что не только действия человека будут воздействовать на них, но и его речь и даже мысль. Но мера воздействия и его уровень будут только в тех границах, что постановила и ограничила Высшая мудрость.
[6] Однако за выборным воздействием непременно последует вынужденное. Ведь поскольку высшие силы получили воздействие от человека, то они, в свою очередь, окажут естественное воздействие на подчиненные им низшие объекты.
И есть во всем этом многочисленные частные законы, подобающие Творению, как установила Высшая Мудрость в глубине своего замысла. Как достижение воздействия от человека к высшим силам, так и достижение воздействия от этих сил к низшим творениям, зависит от многих факторов. И согласно этим глубоким тайнам обращаются все сферы Его управления во всем, что было и будет.
[7] И поскольку Высшая Мудрость установила, чтобы были в мире добро и зло, как мы упомянули, то необходимо, чтобы добро и зло начинались в корневых силах, от которых протянется воздействие к низшим (к физическому миру).
Его Мудрость установила трансцендентные силы, корни творений, в определенном порядке и придала им определенные свойства. Эти порядок и свойства таковы, что с этими силами может произойти как исправление (тикун), так и порча (килькуль). А именно, чтобы они могли находиться как в хорошем, так и в плохом состоянии.
Суть хорошего состояния заключается в их готовности получать свет Его Лица, и Он будет светить им; а плохое — что им будет недоставать этой готовности и свет скроется от них.
Результат «исправности» высших сил — добро в нижнем мире. «Неисправность» же сил порождает в нижнем мире зло.
[8] И необходимо знать, что причина всякого добра во всяком месте, то есть, как в силах, так и в их порождениях, это сияние Его Лица, а причина зла в любом месте — сокрытие Его сияния.
Относительно добра Господин, благословен Он, будет наречен прямой причиной в общем и в частном. Но относительно зла мы не описываем Его как прямую причину, ибо «Святой, благословен Он, не соединяет Свое Имя со злом» (Берешит раба 3).
Но утаение Его Света и сокрытие Его Лица будут считаться корнем зла, ибо это — его настоящая причина, и это — со стороны отсутствия добра.
Однако для реализации деталей этой действительности Б-г, который всемогущ и для возможности которого нет никаких препятствий и границ, сотворил частный корень и источник. Цель этого источника зла — производить детальные аспекты зла, согласно тому, что Высшая Мудрость посчитала нужным для желательного состояния человека и мира. Об этом говорит Писание (Иешая 45:7): «(Б-г) Создает свет и творит тьму, делает мир и творит зло».
Этот корень зла — совокупность различных сил, из которых развиваются все аспекты ущербности и зла во всех своих разновидностях. Это может относиться как к душе, так и к телу, во всех их частях по их делению, и мы еще поговорим об этом во второй части.
И совокупность всех этих сил может действовать или бездействовать, полностью или частично после утаения Его Света и сокрытия Его Лица. Ибо по мере сокрытия дается власть действовать совокупности этих сил зла или ее частям.
При усилении же этих сил зла и при их правлении истощается сила добра и портится состояние высших сил — корней творения; они и их ответвления ослабляются.
А когда силы зла будут покорены и отнимется у них власть и действие — усилится добро и исправятся корни творений, они будут приведены в исправное состояние и усилятся вместе со своими ответвлениями.
Таким образом, все, что мы упомянули в отношении аспектов добра и зла, противоборства разума и материи, исправления и порчи — корень всех этих аспектов — в усилении этих сил зла и в приведении их вместе с порождениями к творениям, к корням и ветвями, или в их подчинений и устранении их действия и в отвлечении их вместе с порождениями от творений, их корней и ветвей.
[9] Есть много различных уровней сил зла и результатов их влияния. В общих чертах, результаты их влияния называются: нечистота, тьма и скверна, или профанное и т. п. А результаты сияния Лица Всевышнего называются: святость и чистота, свет и благословение и т. п.
Все это в общем; сами же эти классы делятся на многие виды и частности. И вокруг них вращается все управление, которым Господин, благословен Он, управляет Своим миром.
И для всех этих вещей существуют служители из рода ангелов, как мы объяснили выше, чтобы реализовывать это управление, вплоть до уровня материи, к добру или ко злу. Они — служители Творца, исполнители Его слова. Ибо так захотел Он и установил, чтобы Его постановления реализовывались через ангелов, согласно тому, как Он назначил их и на что уполномочил.
Разрешение на публикацию было любезно предоставлено издательством «Швут Ами».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»