Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.

Благословение — это общее понятие, а его конкретный смысл зависит от того, кто и кого благословляет. Бывает, что Б-г благословляет свои создания, бывает, что создания благословляют Его, а еще бывает, что одни Его создания благословляют другие.

Когда Б-г благословляет Свои создания, нет сомнений, что суть этого благословения — ашпаа, влияние свыше, подарок им самим и всему, что с ними связано. Суть этого благословения — никоим образом не молитва и не благодарность. Когда стих говорит: «И Б-г благословил Авраама всем», — он имеет в виду, что Авраам получил от Б-га огромное благо. И так же следует понимать стихи: «Благословит Б-г тебя из Циона», «Благословение Б-га несет богатство», и так далее. А когда создания Б-га благословляют Его, речь не идет ни о влиянии, ни о подарке, потому что Б-жественные творения только получают от Него, но никак не могут повлиять на Него и ничего не могут Ему дать. Они только благодарят Б-га, восхваляют и прославляют Его. Так следует понимать стихи: «И благословил Давид Б-га», «И люби Б-га», «Всегда восхваление Его в моих устах», «И мы будем благословлять Б-га отныне и всегда; восхвалите Б-га», — все они говорят о прославлении, восхвалении и благодарности.

А благословение, которое люди дают один другому — это не влияние, не подарок и не восхваление. Истинный смысл такого благословения — молитва о благословляемом, просьба к Б-гу оказать ему милость, мольба о том, чтобы Б-г послал ему благословение и даровал ему добро. Поэтому, когда Б-г повелел коэнам благословлять народ Израиля, Он так объяснил их задачу: Так благословляйте сыновей Израиля, говоря им: «Благословит вас Б-г…» То есть, благословение, которое дают коэны народу Израиля, заключается в просьбе к Б-гу и в молитве к Нему о том, чтобы Он благословил и сохранил евреев, обратился к ним сияющим ликом и даровал им добро, чтобы простил им их прегрешения и дал им мир. И завершает Б-г Свое приказание таким обещанием: «И возложат Мое Имя на сыновей Израиля, и Я благословлю вас». Имеется в виду, что они (коэны) помолятся за народ, и это есть «возложение Имени». Однако именно благословенный Б-г благословит их Своим влиянием. И после того как мы узнали все это, нам сказано еще, что поскольку Всевышний предназначил потомство Авраама, чтобы расположить на нем Свое особое Управление и дать в наследие избранную Землю, подобало, чтобы каждый из трех праотцев по смерти оставил после себя наследника, который унаследует обетования и предназначение и будет проживать в этом месте. И таким образом постепенно создастся народ в известном Б-жественном порядке и среди народов числиться не будет. И поэтому Ицхак благословил своих сыновей, чтобы тот или те, кто будет благословен, — и никто другой — унаследует Б-жественное предназначение. А Авраам не благословил Ицхака, поскольку Всевышний уже открыл ему, что Ицхак унаследует от него предназначение и благословения, как написано: «Ибо в Ицхаке наречется тебе семя, и Свой Завет я осуществлю с Ицхаком». И Он приказал Аврааму прогнать своего сына Ишмаэля. Поэтому Авраам не должен был благословлять Ицхака, чтобы тот унаследовал полученные Авраамом благословения и предназначение, ибо Б-г уже сделал это за него.

42. Лестница, которая привиделась Яакову (28:12—15)

Б-г благословенный устроил так, чтобы Яаков оказался именно там, на горе Мория, и именно там заночевал. И там, во сне, в пророческом видении, Он показал ему, как благословения, полученные им от отца, воплотятся для него и его потомства. Кроме того, Б-г открыл ему, что доволен его делами, и заверил, что Яакову нет нужды бояться Эсава, так как Б-г спасет его от руки брата.

Б-г выделил Авраама из остального человечества в трех отношениях. Во-первых, он предназначил его и его потомство для особой близости к Б-гу и для непосредственного принятия Б-жественного управления. Во-вторых, он и его потомки должны были унаследовать избранную, Святую землю, а в-третьих, его потомков должно было стать очень много. И все эти три обещания содержались в благословениях, которые получил Ицхак. И сейчас, в этом видении, Б-г подтверждает для Яакова все эти три обещания.

Вначале Он показал ему «лестницу, установленную на земле, а вершиной достигающую Небес». Тем самым Он сказал, что на этом месте будет выстроен Храм, который послужит средством достижения той близости к Б-гу и того Б-жественного управления, для которого предназначены Авраам и его потомки. Эту связь и символизировала лестница, которая как бы соединяет Святая Святых (Храма) и Небеса, откуда влияние изливается на это исключительно святое место. И именно благодаря теснейшей связи, соединяющей это земное место, место Храма, с Небесами, Яаков увидел ангелов, которые «поднимаются и спускаются по ней». Ангелы эти — посланники Б-га, через которых и осуществляется Б-жественное управление и влияние. И они поднимаются вверх с дымом от жертвоприношений и с молитвами, которые читаются в этом месте, а затем спускаются вниз, чтобы спасти и избавить избранный народ и даровать ему благо «истинно великое, как подобает царю». И чтобы наглядно продемонстрировать прямую и непосредственную связь этого места с Б-гом, стих говорит: «И вот, Б-г стоит рядом с ним», — то есть, рядом с Яаковом, ибо Б-жественное управление никогда не отходит от него. Ведь именно так было обещано Аврааму: «И я буду им (то есть, детям Авраама) Б-гом».

Затем Б-г говорит Яакову: «Я Б-г, Г-сподь Авраама, твоего отца, и Б-г Ицхака». Это означает: «Вот то самое место, которое Я предназначил для постоянного пребывания Моей Шехины, через которое Я буду всегда связан с тобой, как и обещал Аврааму и Ицхаку». При этом об Аврааме здесь сказано: «Авраама, твоего отца», — чтобы подчеркнуть, что Яаков унаследует в полном объеме предназначение Авраама, как если бы Авраам был не дедом его, а отцом, а остальных потомков Авраама вообще не существовало: ни Ишмаэля, ни Эсава, ни детей Кетуры. Только Яаков, единственный, будет считаться потомком Авраама, и никто другой. Ицхаку Б-г никогда не говорил этого, поскольку Он непосредственно передал ему в наследство предназначение Авраама, как мы уже говорили.

Второе, что выделяло Авраама из всего остального человечества, — Святая Земля, переданная ему в наследственный удел. Об этом здесь сказано так: «Земля, на которой ты лежишь, — тебе Я отдам ее и твоему потомству». Б-г как бы говорит Яакову: «Пусть тебя не огорчает то, что ты спишь на голой земле без подушек и одеял, и даже одежды, чтобы укрыться от холода, у тебя нет. Ведь Я отдам тебе всю эту землю, на которой ты спишь». Это обещание должно смягчить печаль Яакова, потому что если человек сидит за своим столом и спит в своей кровати, он с легкостью утешится самой малостью, лишь бы не пришлось ему есть чужое! А когда Б-г использует выражение: «Тебе Я отдам ее», — Он хочет сказать, что в Небесном Суде уже решено отдать эту землю Якову, так что он и его потомки будут владеть ею по праву.

Третье отличие Авраама от всех остальных людей — особенная плодовитость. Об этом обещании стих говорит: «И будет потомство твое, как прах земной». Этим Б-г тоже утешает Яакова, который сейчас пребывает в одиночестве, не скрашенном никем из его родных. «Еще немного, — говорит Б-г, — и потомство твое будет таким же многочисленным, как песчинки!» Кроме того, здесь Б-г убеждает Яакова не печалиться из-за того, что ему придется скитаться и не удастся всю жизнь провести в доме отца. Ведь и сам Яаков, и его потомство будут жить во многих разных местах: и в Харане, и в Шхеме, а затем в Египте вместе с сыновьями. Поэтому сейчас Б-г открывает ему, что в будущем ему предстоит еще раз оказаться вне пределов Земли Израиля, в чужой стране, в Египте, где его сыновья будут унижены. Слова «…как прах земной» указывают ведь на обе эти вещи: и на многочисленность, и на униженность. А продолжение стиха «…и распространишься ты» говорит о долгих скитаниях вместе с сыновьями и о последующем египетском изгнании. Однако когда это изгнание завершится, продолжает Б-г, «…будут благословлять тобою все народы земли», то есть, все будут говорить: «Да сделает тебя Б-г таким же, как Яаков, от которого произошел такой многочисленный народ!»

с разрешения издательства Швут Ами


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше